Похоже, Москва начала публичные политические торги на фоне определенной материализации планов Вашингтона относительно размещения элементов системы противоракетной обороны (ПРО) Пентагона на территориях Чехии и Польши. Именно так ряд экспертов оценивают заявление посла России в Азербайджане Василия Истратова о том, что Кремль может рассмотреть вопрос совместного с США использования находящейся в Азербайджане Габалинской радиолокационной станции (РЛС). «США неоднократно проявляли заинтересованность в получении информации от тех или других РЛС, которыми располагает Россия, в том числе и от Габалинской РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана», – сказал он 15 мая.
При этом, по словам Истратова, о конкретных ответах России говорить пока преждевременно, поскольку «все зависит от того, какие предложения сделают США». Постановку же Вашингтоном вопроса о совместном использовании Габалинского радара дипломат считает возможным.
Напомним, Габалинская РЛС – одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. По словам бывшего начальника штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Виктора Есина, «объект в Габале контролирует космическое пространство на дальности в 6 тысяч километров – до севера Африки и юго-запада Азии». У Москвы с Баку с 2002 года действует десятилетнее соглашение об аренде станции, плата составляет 14,4 млн. долл. в год.
Генерал Есин, комментируя «НВО» заявление посла РФ в Азербайджане, был несколько удивлен постановкой вопроса последним: «В общем-то, это вопрос не новый: Россия давно предлагала американцам посредством совместного использования Габалинской РЛС контролировать иранское ракетоопасное направление, которым Пентагон так обеспокоен. Коллизия здесь в другом: если американцы согласятся прийти в Габалу, то у них автоматически отпадает необходимость строить аналогичную РЛС в Чехии. Потому что радар в Азербайджане с лихвой контролирует ракетную обстановку по отношению к Ирану».
Экс-начштаба РВСН согласен с дипломатом Истратовым в том пункте, что США могут официально поставить перед Россией вопрос о совместном использовании Габалинского радара. Он пояснил «НВО», что «реализация данного проекта возможна в рамках выполнения Меморандума о создании совместного центра обмена данными о степени предупреждения и уведомления о пусках ракет, который был подписан президентами РФ и США в 2000 году». «Поэтому, – полагает специалист, – в юридическом смысле США ничего не мешает согласиться с предложением российской стороны. Более того, есть уже и практический опыт: упомянутый центр создавался и даже был опробован – на его базе были проведены три учения, которые показали, что данная совместная структура вполне может функционировать. То есть нужна лишь политическая воля».
«Разумеется, – конкретизирует свой вывод Виктор Есин, – если Пентагон согласится использовать Габалинскую РЛС, то американцам будет весьма трудно – а это трудно и сейчас – убедить Россию в необходимости строительства аналогичной РЛС в Чехии. Да и Москва будет ставить условия: мы вам – Габалу, вы нам – отказ от планов в Европе». Но последовательность действий Москвы должна заключаться не только в этом, считает генерал. Дело в том, что, по его словам, ранее отрабатывались активные мероприятия по созданию совместной ПРО на Европейском театре военных действий (ТВД). «То есть здесь логика должна быть такой, – поясняет он: – Не просто нам предложить: вот вам радиолокационная станция в Азербайджане, которую мы совместно используем, и все на этом. А надо действовать альтернативно: одновременно предложить реализовывать тот проект, который отрабатывался по созданию европейской ПРО».
Очевидно, что с возможным «приходом» в Габалу у Пентагона явно отпадает надобность и в политическом зондировании обстановки в отношении строительства РЛС в Грузии. Поводом послужило заявление главы Агентства по противоракетной обороне (ПРО) Пентагона генерал-лейтенанта Генри Оберинга, сделанное 1 марта в Брюсселе, – он четко обозначил стремление США разместить радиолокационную станцию на Кавказе. В какой именно из трех стран Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) генерал предпочел бы видеть РЛС, он не уточнил, но ясно, что, по очевидным обстоятельствам (в Азербайджане РЛС уже есть, Армения – верный союзник России и член ОДКБ), что данный «тендер» выиграла бы Грузия.
Напомним также, что Россия на заявление американского ракетчика отреагировала крайне резко. И уже 2 марта посол США в Грузии Джон Теффт заявил, что у Вашингтона нет планов размещения радара в этой стране. Генерал Оберинг также поспешил «дезавуировать» свои же заявления, сказав, что США пока что не обращались к странам Кавказского региона с просьбой разместить на своей территории объекты ПРО.
Тем не менее ряд грузинских политиков буквально начали звать американцев: мы только «за», стройте у нас свой радар! «У американцев же не может не быть заинтересованности в размещении РЛС на Кавказе, – убежден экс-начштаба РВСН генерал Есин. – Разместив там станцию, они получили бы возможность контролировать испытательные пуски ракет, которые проводятся на полигоне Капустин Яр в Заволжье, о чем они давно мечтают». Лишь 4 мая глава МИД Грузии Гела Бежуашвили заявил, что Грузия «не ведет и не планирует каких-либо переговоров о размещении на территории страны систем ПРО». А свои высказывания по этому поводу в интервью британской газете «Financial Times», которое он дал ранее, назвал «недоразумениями в связи с интерпретацией в СМИ». У проблемы совместного российско-американского использования Габалинского радара есть и денежный аспект. Ведь в случае, если в Пентагоне скажут «да, мы согласны прийти в Габалу», должны быть определены доли финансирования эксплуатации оборудования РЛС. Генерал Есин полагает, что «в этом случае мы за использование объекта в Азербайджане будем платить значительно меньше, чем сейчас».