«Террористы захватили населенный пункт в районе города Чебаркуль, выдвинули неприемлемые политические требования и угрожают убить заложников, если их ультиматум не будет удовлетворен. Главы государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) принимают решение о проведении совместной антитеррористической операции, разработку которой и поручили объединенному штабу» – такую информацию получат начальники объединенного штаба ШОС, которые соберутся 9 августа 2007 года в китайском городе Урумчи.
Штаб, как и положено, вышлет разведку для выяснения всех обстоятельств случившегося, примет решение о блокировании угрожающего района, отправит туда войска. Так начнется активная стадия операции, которая вместе с выделенными для нее группировками войск переместится на Чебаркульский полигон, что в Челябинской области России. Каждое из подразделений, занятых в маневрах, получит свою задачу и начнет ее выполнение. В это время на помощь блокированным террористам выдвинется большая группа вооруженных людей. На ее пути выбросят воздушный десант. Он окружит экстремистов, перекроет им пути отхода, и по бандитам, отказавшимся сдаться и сложить оружие, откроет огонь артиллерия и нанесет удары авиация┘
Разгром террористов должен быть завершен 17 августа на глазах у глав государств – членов ШОС, которые соберутся, как и было запланировано, 16 августа на свой ежегодный саммит в столице Киргизии Бишкеке, затем перелетят в Челябинск, а оттуда в Чебаркуль, чтобы понаблюдать за действиями объединенной антитеррористической группировки.
Таково упрощенное изложение сценария антитеррористических учений «Мирная миссия-2007.
РЕШЕНО ПОКА НЕ ВСЕ
Об этом в середине мая договорились в ходе очередного, четвертого раунда консультаций главы главных и генеральных штабов вооруженных сил стран ШОС. Россию на этих консультациях, как и на всех предыдущих, представлял заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Молтенской, Китай – заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Цан Чиншен, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, которые, как Россия и Китай, так же входят в ШОС, – их коллеги из минобороны, генеральных и главных штабов. Наблюдателей при ШОС от Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана и Монголии на этих консультациях не было, хотя их представители, как и руководители Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), приглашены на будущие маневры.
В ходе этих консультации было согласовано и подписано 19 документов. Среди них – замысел учений, пояснительная записка к нему, план проведения маневров, оперативно-тактическое задание, план практических действий для каждого из участников и другие соглашения. Как заявили «НВО» в главном штабе Сухопутных войск России, решены практически все спорные и сложные проблемы, кроме одной. Теперь предстоит еще последний, пятый раунд консультаций в конце июня. Там будут окончательно сняты все вопросы. Но интриги предстоящих учений все же останутся. О тех, что уже исчерпаны, мы сейчас расскажем. О других – после маневров.
ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ
Первая и самая острая проблема, которую генералы и полковники шести стран ШОС обсуждали в ходе нескольких консультаций, была в определении количества участников антитеррористических учений «Мирная миссия-2007». Присоединиться к ним хотела и ОДКБ. Инициативу объединить учения ОДКБ и ШОС выдвинул начальник Генерального штаба вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский. Он даже официально обратился письмом с таким предложением к начальнику Генерального штаба Народной армии Китая генерал-полковнику Лян Гуанле.
«Объединительная идея» опиралась на вполне резонные аргументы. Участники ШОС и ОДКБ практически одни и те же. В обе организации входят Россия и центральноазиатские государства за исключением нейтрального Туркменистана. Но в ШОС есть еще и Китай, а в ОДКБ, где нет Китая, – Армения и Белоруссия. Задачи борьбы с международным терроризмом стоят перед обеими организациями. Учения «Мирная миссия-2007» как раз и посвящены решению этой задачи. Почему бы не объединить силы? Не сэкономить благодаря такому объединению значительные финансовые средства? Ведь любые маневры, переброска войск, стрельбы из различного рода оружия, эксплуатация боевой техники обходятся недешево.
Однако военные руководители Китая отклонили предложение российской стороны. Причины официально объявлены не были, но в кругах, близких к переговорщикам, прозвучало такое мнение. ШОС, организация, позиционирующая себя, в первую очередь, как политическое и экономическое объединение, где вопросы борьбы с терроризмом актуальны, но стоят отнюдь не на первом месте (у нее даже нет постоянно действующих совместных армейских группировок), не хочет ассоциировать себя с ОДКБ, организацией сугубо военно-политической, у которой есть постоянно действующие армейские группировки – например, Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Кроме того, между двумя организациями нет юридически обязывающего соглашения о военном сотрудничестве. А процедура подготовки такого документа, если он будет согласован, потребует достаточно длительного времени – как минимум одного-двух лет┘
Правда, в неофициальных разговорах военные эксперты намекали, что в ОДКБ ведущей страной является Россия, а в ШОС – еще и Китай. И в Пекине не хотят делить власть над военной (антитеррористической) составляющей Шанхайской организации сотрудничества еще и с ОДКБ. Объединение двух организаций сразу резко повысит в них роль Москвы, а это не входит в геополитические планы руководителей Поднебесной. Тем не менее китайцы согласились с тем, что руководить учениями «Мирная миссия-2007» будет представитель России как хозяйки маневров, но начальником объединенного штаба станет представитель самой большой по численности армии – китайской.
Представителей ОДКБ, его секретариата и штаба, а также Армении и Белоруссии пригласили на учения в качестве наблюдателей. А в последний день учений – 17 августа – на них будут присутствовать главы всех государств ШОС: президент России Владимир Путин, председатель КНР Ху Цзиньтао, которого президент России лично пригласил на это мероприятие во время встречи во Вьетнаме, а также президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Курманбек Бакиев, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и президент Узбекистана Ислам Каримов.
Участие в учениях председателя КНР породило определенные сложности, которые участникам консультаций пришлось преодолевать в ходе нескольких раундов.
ВСЕ ЛУЧШЕЕ – НАПОКАЗ
Дело в том, что китайская сторона хотела продемонстрировать руководителям глав государств ШОС, и в первую очередь, естественно, своему Верховному главнокомандующему Ху Цзиньтао, всю мощь современной армии КНР, самую современную боевую технику, которая стоит у нее на вооружении. Среди них – легкий многофункциональный истребитель-бомбардировщик FC-1, известный летающему миру под именем Chengdu J-10, а также под израильским наименованием Lavi. История создания этой боевой машины требует отдельного разговора. Сейчас отметим только, что на ней стоит российский двигатель АЛ-31ФН и его модернизированный вариант АЛ-31ФНМ1, а планер когда-то был разработан израильской фирмой IAI из Тель-Авива, затем продан Пекину. Сейчас Китай хочет продавать эту машину Пакистану, что может создать для России определенные сложности в отношениях с Индией.
А еще китайские военные хотели привезти на Чебаркульский полигон свои новейшие танки – ZTZ-98 («тип 98»), боевые машины пехоты YW-535 («тип 90»), бронетранспортеры ZSL-92 («тип 92»), самоходные гаубицы, очень похожие на наши «Гвоздики», другое вооружение. Кроме того, вертолеты (транспортные и ударные), транспортно-десантные самолеты Ил-76МФ, системы обеспечения боя, а также большое количество боеприпасов. «Земля должна гореть под ногами у террористов», – говорили они. Но эти планы встретили возражение со стороны российских военных.
Размеры полигона, утверждали они, не позволяют применять мощное авиационное и артиллерийское вооружение. Да и с террористами с помощью танков бороться нельзя. Здесь требуется специальная техника, десантно-штурмовые и специальные части┘ На что получили вполне разумные контраргументы: два года назад на таких же учениях «Мирная миссия-2005», что проходили на Шаньдунском полуострове Желтого моря, российские товарищи «в борьбе с террористами» применяли даже дальние бомбардировщики Ту-22М3. Почему нельзя применить под Чебаркулем танки?
Но о китайских танках договориться так и не удалось, поэтому их не будет. Возникли расхождения и по численности китайских войск, которые должны были принять участие в августовских маневрах. Вместо 4 тыс. человек, о которых вначале заявил Пекин, согласились на 1,6 тыс. воинов. Среди них будет десантно-штурмовая рота в 120 бойцов и специалисты ВВС – 340 человек. Это пилоты Chengdu J-10 (прилетит 8 таких машин), а также экипажи транспортно-десантных вертолетов Ми-17 (16 машин), ударных WZ-9 (тоже 16 машин), транспортно-десантных самолетов Ил-76МФ (6 единиц). Будут боевые машины пехоты – 40 единиц, 14 бронетранспортеров, 18 артиллерийских орудий. Боеприпасов ровно столько, чтобы решить боевую задачу и не поставить под сомнение безопасность участников маневров.
Россию представят на «Мирной миссии-2007» 2 тыс. военнослужащих. Это один мотострелковый полк со средствами усиления и десантный батальон. Подразумевается участие в маневрах и воинов Внутренних войск. Куда без них и их опыта Чечни?! Боевая техника – по штату. Казахстан пришлет на учения десантно-штурмовой батальон, Таджикистан – роту спецназа, Киргизия – взвод спецназа. Узбекистан войск не выделяет – участие в маневрах примут только его офицеры штаба.
Для приема высоких гостей учений, а также военных атташе различных стран, аккредитованных в Москве и изъявивших желание понаблюдать за маневрами, и, конечно, журналистов, как заявили «НВО» в штабе по подготовке «Мирной миссии», в Чебаркуле все готово. Отремонтированы общежития и гостиницы в 34-й учебной мотострелковой дивизии, где будут жить приглашенные гости. На полигоне выстроен полевой лагерь для войск, парки для боевой техники. Они могут принять участников маневров хоть завтра. Правда, есть еще один нерешенный вопрос.
ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Этот вопрос – проезд китайской боевой техники и военнослужащих к месту проведения учений. Согласовано, что основные силы и средства для участия в «Мирной миссии-2007» выделит Ланджойский (северо-западный) военный округ НОАК, граничащий с Казахстаном. Добираться до Чебаркуля они должны самым коротким и дешевым путем – по железной дороге. Естественно, через земли своих соседей. Но парламент Астаны пока не принял закон о временном пребывании иностранных войск на своей территории. В отношении российских военных баз такой закон существует, а другие иностранные войска там не упоминаются. Надо срочно принимать такой правовой документ, иначе могут возникнуть новые интриги на путях «Мирной миссии».
Пятый раунд консультаций, который запланирован на конец июня, должен пройти в России, на Чебаркульском полигоне. На этот раз прибудут не начальники штабов, а командиры тех подразделений, которые примут непосредственное участие в учениях. Они ознакомятся с местами расположения своих палаток, с условиями жизни и быта войск, с местами, откуда будут наступать, обстреливать вражеские позиции и куда высаживать десант. Одно из главных условий проведения маневров, как говорят их устроители, – сделать так, чтобы никто не погиб, не пострадал, как это произошло в 2005 году на Шаньдунском полуострове.
Кстати, все расходы по пребыванию войск на территории России берет на себя принимающая сторона. За перевозку техники и людей туда и обратно заплатят сами участники маневров.