Вскоре закончатся каникулы у российских парламентариев, после чего Федеральное собрание наверняка не замедлит обсудить указ президента Владимира Путина о приостановке участия РФ в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), дабы придать официальному объявлению Кремля о моратории на выполнение ДОВСЕ силу закона. Это заставляет вновь вернуться к теме, по которой уже сказано огромное количество слов, хотя в данном случае достаточно привести цифры (см. таблицу). То есть показать теоретическое и фактическое соотношение сил НАТО и России в Европе, а также проследить динамику изменения этого соотношения за последние три года. Можно было бы выбрать любой другой период за прошедшие с момента подписания ДОВСЕ почти 17 лет, но слишком большой уход в прошлое заставил бы учитывать расширение Североатлантического альянса, что усложнит картину, а срок меньший, чем три года, не слишком велик, чтобы отразить тенденции.
ЦИФРЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
Ознакомившись с таблицей, можно сделать следующие выводы.
Первый. Сетования Кремля на то, что ДОВСЕ чем-то «ограничивает» Россию, представляются совершенно бессмысленными, поскольку РФ не просто не способна выбрать даже те квоты, которые разрешены Москве договором, но неуклонно сокращает свои силы в зоне его действия. Из этого следует бессмысленность жалоб и на фланговые ограничения, особенно в условиях окончания чеченской войны.
Вывод второй. Популярные в отечественных СМИ заявления о том, что НАТО вообще и США в частности наращивают свою группировку в Европе, являются прямой ложью. Североатлантический альянс в целом и Соединенные Штаты в особенности сокращают свою группировку еще быстрее, чем Россия. Реальное превосходство НАТО над РФ по всем пяти классам вооружений меньше, чем теоретически возможное. Альянс в нынешнем составе, включающем применительно к ДОВСЕ 22 страны, не выбирает не только свою нынешнюю квоту, но даже и старую квоту 1990 года, рассчитанную для 16 государств. Что касается Америки, то в зоне ДОВСЕ Россия в настоящее время превосходит ее в 10 раз по боевым бронированным машинам и авиации, в 15 раз по танкам и в 25 раз по артиллерии, причем и здесь наше превосходство имеет тенденцию к росту.
Третий вывод. В условиях несопоставимости экономических потенциалов стран НАТО и России претензии Москвы на военное равенство представляются откровенным абсурдом. Совершенно очевидно, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе на самом деле ограничивает их, а не нас. Разрушение ДОВСЕ приведет к тому, что Североатлантический альянс при желании сможет вместо нынешнего 2–3-кратного превосходства над РФ достичь 10–15-кратного. Надо понять, что мы будем иметь столько техники, сколько сможем, а НАТО – столько, сколько захочет.
Кроме того, надо заметить (в таблице это не отражается), что войска всех стран НАТО находятся на национальных территориях, так сказать, «равномерно размазаны» по Европе. Исключение составляют контингенты в Ираке и Афганистане, которые к ДОВСЕ отношения не имеют, а также группировки вооруженных сил США в Германии (сухопутная, авиационная), Великобритании и Италии (авиационные). Причем у американцев количество самолетов и вертолетов в Старом Свете, как показано в таблице, сократилось до незначительных размеров. Соответственно, не может быть и речи ни о каком создании «потенциала для внезапного удара», особенно учитывая политическую ситуацию в странах континентальной Европы. Предположить, что они по приказу из Вашингтона послушно отправят армии для агрессии против России, может только человек, полностью утративший связь с реальностью.
НЕ СТОЛЬ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА
На самом деле единственной рациональной претензией России можно считать «серые зоны»: некоторые члены Североатлантического альянса (сегодня это страны Балтии и Словения) не имеют квот ДОВСЕ, поэтому теоретически могут иметь сколь угодно большие собственные вооруженные силы и иностранные военные контингенты на своих территориях. Ситуация способна усугубиться, если в НАТО вступят еще пять стран: Албания, Хорватия, Македония, Украина и Грузия, из коих только две последние имеют квоты ДОВСЕ. Они еще не получили официального приглашения из Брюсселя, но их вступление в блок активно лоббирует Вашингтон. Характерное для отечественной пропаганды отождествление Брюсселя и Вашингтона совершенно не соответствует реальному положению дел, но, разумеется, влияние США в НАТО велико.
Однако на сегодняшний день данная проблема носит чисто теоретический характер. Словения, Литва, Латвия и Эстония сегодня суммарно имеют 73 танка (3 латвийских, 70 словенских), 270 ББМ и до 500 артсистем. Авиации у них нет. Таким образом, добавление этих стран практически не меняет совокупную мощь НАТО, блок по-прежнему не выбирает не только новую, но и старую квоту. Иностранное военное присутствие на территориях четырех названных государств сегодня выражается в наличии четверки истребителей на литовской базе Зокняй, которые по очереди представляют все члены НАТО, имеющие ВВС.
Добавление еще пяти «полуприглашенных» стран на сегодняшний день дало бы блоку 3,7 тыс. танков, 5 тыс. ББМ, 5,4 тыс. артсистем, 620 самолетов и 200 вертолетов (разумеется, по всем классам вооружений не менее 2/3 от этого числа приходится на Украину, возможность приема которой в НАТО чрезвычайно сомнительна). То есть даже в этом случае по танкам и авиации НАТО (в которой будет уже 31 страна!) окажется ниже как новой, так и старой квоты, а по ББМ и артиллерии выше старой, но ниже новой (рассчитанной, напомню, на 22 страны). Причем ВС всех этих государств оснащены почти исключительно устаревшей техникой советского, собственного, а в Албании еще и китайского производства, поэтому обречены на существенное ее сокращение.
Следовательно, и проблема серых зон отнюдь не так серьезна, чтобы ради нее в будущем, возможно, выходить из ДОВСЕ.
Обычные вооружения в Европе | |||||
---|---|---|---|---|---|
НАТО | В т.ч. США | Россия | НАТО/РФ | США/РФ | |
Танки (старая/новая квота)* | 20 000/22 424 | 4006/1812 | 6400/6350 | 3,13:1/3,53:1 | 0,63:1/0,29:1 |
Танки (реально на 01.01.03/01.01.06) | 16 683/14 692 | 684/317 | 5103/4882 | 3,27:1/3,01:1 | 0,13:1/0,06:1 |
ББМ (старая/новая квота) | 30 000/36 570 | 5372/3037 | 11 480/11 280 | 2,61:1/3,24:1 | 0,47:1/0,27:1 |
ББМ (реально на 01.01.03/01.01.06) | 28 706/27 225 | 1397/912 | 9807/9126 | 2,93:1/2,98:1 | 0,14:1/0,1:1 |
Артиллерия (старая/новая квота) | 20 000/23 137 | 2492/1553 | 6415/6315 | 3,12:1/3,66:1 | 0,38:1/0,25:1 |
Артиллерия (реально на 01.01.03/01.01.06) | 17 833/16 627 | 312/224 | 6038/5754 | 2,95:1/2,89:1 | 0,05:1/0,04:1 |
Самолеты (старая/новая квота) | 6800/8038 | 784/784 | 3450/3416 | 1,97:1/2,35:1 | 0,23:1/0,23:1 |
Самолеты (реально на 01.01.03/01.01.06) | 4678/4199 | 235/209 | 2358/2095 | 1,98:1/2:1 | 0,1:1/0,1:1 |
Вертолеты (старая/новая квота) | 2000/2509 | 518/396 | 890/825 | 2,25:1/3,04:1 | 0,58:1/0,48:1 |
Вертолеты (реально на 01.01.03/01.01.06) | 1379/1299 | 115/43 | 445/438 | 3,1:1/2,97:1 | 0,26:1/0,1:1 |
ВВП в млн. долл. (абсолютный размер)** | 28 442 887 | 13 201 819 | 986 940 | 28,82:1 | 13,38:1 |
ВВП в млн. долларов (по ППС)** | 28.065.569 | 13.201.819 | 1.704.036 | 16,47:1 | 7,75:1 |
*⌠Старая квота■ – для НАТО по договору 1990 года (для 16 стран), для РФ – по Ташкентскому соглашению 1992 года о разделе советской квоты между 8 странами СНГ; ⌠новая квота■ – по ⌠адаптированному ДОВСЕ■ 1999 года (для НАТО – сумма квот 22 стран-членов; Румыния, Болгария и Словакия по состоянию на 01.01.03 формально не были членами НАТО, но уже имели официальное приглашение для вступления в него, поэтому в данной таблице они учтены и в новой квоте НАТО, и в реальном количестве техники). **Для НАТО – сумма ВВП всех 26 стран-членов; все данные – за 2006 год. |