Прошел месяц с начала массовых протестов против правления военной хунты в Мьянме. Они привлекли внимание к южноазиатскому государству, бывшей Бирме. И для многих стало открытием, что в этой стране вот уже несколько десятилетий длится гражданская война.
В «ЗОЛОТОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ»
Партизанские действия в Бирме начались в конце 30-х годов прошлого века, когда японцы стали вооружать местных борцов с британской колониальной администрацией. Но когда страну в ходе Второй мировой войны оккупировала японская армия, оружие повернулось уже против ее солдат.
2 сентября 1945 года Япония капитулировала, англичане снова вернулись в Бирму, и повстанцы опять начали сражаться с ними. Британцы, покидая в 1948 году беспокойную колонию, пообещали всем проживающим здесь народам автономию или независимость, оставив после себя неурегулированные конфликты и разобщенную страну. Документы о создании Бирманского союза подписали не все племена. Некоторые заявили о создании собственных независимых государств. Антиколониальная война плавно перетекла в гражданскую...
На протяжении десятилетий возникали и самораспускались племенные армии, они воевали с правительством и друг с другом, исчезали, разгромленные, и возрождались снова. Наиболее упорными оказались племена шан и карен.
Восстановить всю историю бесконечной междоусобицы в джунглях невозможно, но в общих чертах ее можно проследить. Наиболее известна борьба на территории Шан, населенной одноименным племенем. Эта провинция, считающая себя отдельным государством, «прославилась» как пресловутый «Золотой треугольник» на стыке границ Мьянмы, Лаоса и Таиланда – главный источник опиума на планете (правда, ныне эту сомнительную пальму первенства перехватил Афганистан).
В конце 1940-х годов из Китая в область Шан отступили остатки южных войск Гоминьдана. Здесь они создали свои лагеря, получали доходы от возделывания опиумного мака и совершали набеги на соседние территории. В противовес им маоистский Китай стал снабжать оружием и инструкторами отряды Коммунистической партии Бирмы.
В борьбе за маковые плантации выросла одна из сильнейших группировок – Армия Мон-Тай под командованием самого известного азиатского наркобарона китайского происхождения Кхун Са. Когда-то в его лабораториях производилось 60% героина мира, а за его голову американцы предлагали 2 млн. долл. Объединившись с местными шанскими племенами, Кхун Са собрал под своими знаменами 15 тыс. бойцов. Кроме того, в бесконечной войне участвовали Армия Восточной Шан, Армия Национально-демократического альянса Мьянмы и Объединенная армия Государства Ва. Горное племя ва (плао) прославилось охотой за черепами, которую прекратило буквально 40–50 лет назад. В 1988 году Компартия Бирмы самораспустилась, а контролируемые ее отрядами территории отошли к Объединенной армии Государства Ва.
Ежегодно, обычно в январе, армия Мьянмы совершала походы в горные джунгли, демонстрирую всему миру решимость искоренить наркобизнес. Закончив беспокоящие действия, правительственные войска с чувством выполненного долга возвращались назад. Но в 1996 году они начали масштабную операцию по ликвидации гнезд сепаратизма в труднодоступных районах и, понеся тяжелые потери, захватили поселение Хомонг – столицу «Золотого треугольника», где располагалась штаб-квартира Армии Мон-Тай. «Генерал» Кхун Са, тридцать лет возглавлявший эту армию, заключил мир с правительством и поселился в Янгоне (бывший Рангун) под защитой, а точнее, под надзором военных властей. Там он умер буквально несколько дней назад в возрасте 74 лет.
Свои национальные фронты и организации независимости, иногда сразу несколько, действуют также в провинциях Чин, Качин, Кайя, Аракан, Мон. А с территории Таиланда совершает вылазки террористическая правохристианская Армия Бога, образованная в 1997 году. Ее возглавляют братья-близнецы, которых зовут Мартин и Лютер.
ХРИСТИАНСКИЙ АНКЛАВ
В провинции Карен действует Национальный союз карен (НСК) и его Каренская национально-освободительная армия (КНОА). Племя каренов в основном исповедует христианство, если быть точным – баптизм. Наркотики на этой территории запрещены, равно как и их производство. НСК придерживался непримиримой позиции по отношению к центральной власти, требуя независимости. В случае большого наступления правительственных войск отряды КНОА отступали в Таиланд, где занимались «самоснабжением» и насильственной вербовкой бойцов, главным образом подростков или даже детей 10–12 лет. Периодически у каренских повстанцев происходили столкновения с таиландской армией, которая стремилась блокировать границу, чтобы этноконфессиональный сепаратизм не выплескивался на ее территорию.
Обычно правительственные войска Мьянмы применяли против сепаратистских вооруженных формирований довольно примитивную тактику – массированное наступление при подавляющем превосходстве в огневой мощи. Но в джунглях подобные методы малоэффективны.
В 1992 году армейская операция и штурм столицы каренов Манерпло провалились. Обе стороны понесли большие потери, но части центрального правительства смогли их восполнить, а КНОА нет. Кроме того, каренские солдаты были недовольны отношением к ним командования. В 1994 году в каренской армии произошел раскол. Примерно 400 бойцов, исповедующих буддизм, образовали отдельную военную фракцию – Демократическую каренскую буддийскую армию. Остальные солдаты сохранили верность своему главнокомандующему – генералу Бо Мя. Сложность ситуации заключалась в том, что в политическом руководстве – Национальном союзе карен – главенствовали христиане, а значительную часть национальной армии составляли буддисты. И при этом буддистов среди каренов довольно мало. Можно понять обиду религиозного меньшинства, которое считало, что сражается за чужие интересы.
Внутренние проблемы КНОА военные власти Мьянмы учли при подготовке нового наступления. В 1994 году, когда возбужденные распрей буддисты покинули ряд стратегических высот, их тут же заняли правительственные силы. В это время расколовшиеся отряды каренов воевали друг с другом. Потерпев поражение от бывших соратников, выбивших их из единственного в районе крупного сооружения – монастыря Твета, буддисты из ДКБА заключили союз с правительственной армией. Используя знание местности, они возглавили наступление на свое бывшее командование в январе 1996 года. Просачиваясь сквозь позиции КНОА, форсируя реки на вместительных надувных моторных лодках, войска быстро продвигались вперед. Вскоре была окружена столица каренов Манерпло. Сепаратисты сами сожгли этот деревянный город-лагерь и отступили в джунгли к таиландской границе.
Специфика боевых действий в Мьянме состоит в невозможности контролировать горы. Войска после завершения зимнего сезонного наступления вынуждены уходить в долины и фактически возвращать захваченные территории противнику. Спустя некоторое время война разгорается снова. В 2005 году власти пошли на примирение с каренами. Генерал Бо Мя посетил Янгон, где провел переговоры, а власти пышно отпраздновали его юбилей. Но вечного мира в таких делах не бывает.
Во время недавних уличных волнений боевики Национального союза Карена призвали все этнические меньшинства поддержать акции протеста против военной хунты. В последние месяцы возобновились столкновения с правительственными войсками. Военная хунта сочла христианство враждебной религией, опасной идеологически и политически. Правозащитники утверждают, что происходят настоящие репрессии на грани геноцида, направленные против каренов. За последние 10 лет сожжено около 3000 деревень, беженцами стали около миллиона человек.
Более того, правозащитники заявляют, что хунта приняла программу искоренения этнических меньшинств. Именно этим и объясняется обострение обстановки на окраинах Мьянмы. И хотя информация из этой страны почти не поступает, известно, что нынешним летом в районе границы с Таиландом произошло несколько вооруженных нападений на рейсовые автобусы. Их пассажиров расстреливали. Среди убитых – буддийские монахи. Это значит, что началась чисто межэтническая война на уничтожение. Война террористическая.