По своему воздействию угроз и опасностей общее пространство безопасности стран СНГ можно разграничить на подпространство безопасности: непосредственно российской части СНГ; северо-западной части СНГ, западной части СНГ; кавказской части СНГ; средне- и центральноазиатской части СНГ, сибирско-дальневосточной части СНГ.
Основные гипотетические сценарии возникновения конфликтов и перерастания их в военные действия наиболее вероятны на Кавказском, Центрально-Азиатском и Дальневосточном пространстве безопасности СНГ.
ВАРИАНТЫ И СЦЕНАРИИ
Основной гипотетический военный сценарий, который может подорвать все пространство безопасности Кавказа, может начаться по балканскому сценарию «восстановления справедливости по натовскому образцу». Не исключено, что это может случиться практически одновременно на карабахском и грузинских направлениях. Начало ему может положить решение Азербайджана и Грузии обратиться к Евросоюзу за полицейской помощью для «защиты возвращающихся беженцев в родные дома и временного правительства Абхазии, находящегося в Кодорском ущелье, и правительства Санакоева в Южной Осетии». Будет предложено ввести параллельно с миротворческими силами, действующими в Абхазии и Южной Осетии, полицейский корпус для принуждения «незаконных правительств» Багапша (в Абхазии) и Кокойты (в Южной Осетии) к расселению возвращающихся беженцев.
Аналогичный сценарий предусмотрен и в семи районах, «оккупированных армянской стороной» в Нагорном Карабахе. В состав полицейских сил по согласованию с Евросоюзом могут войти военнослужащие Украины, Польши, Литвы, Эстонии, Чехии, Великобритании, правительства которых уже заявляли о возможном выделении сил. Введение их может быть организовано с баз НАТО в Польше, Румынии и Болгарии, водным путем из румынского порта Констанца, сухопутным путем через Турцию или через воздушные коридоры НАТО, проложенные на центральноазиатском направлении. Руководство НАТО по просьбе из Тбилиси и Баку выделит часть сил для охраны миссий связи НАТО и имущества нефтяных компаний, для чего на Кавказ перебросят несколько бригад из состава сил быстрого реагирования – в восточную Грузию и на границу с Ираном.
Россия будет выступать против дестабилизации обстановки на Кавказе, вместе с тем, как представляется, вынуждена будет признать независимость Абхазии и Южной Осетии. И, не включая признанные государства в состав Российской Федерации, введет по одной дивизии внутренних войск МВД РФ для «защиты граждан России, проживающих на территориях Абхазии и Южной Осетии». Одновременно, объявив об угрозе своим южным границам, обратится к ОДКБ И ШОС за дипломатической, политической, экономической, военной поддержкой и закроет воздушное пространство для самолетов НАТО на афганском направлении. Азиатские страны СНГ, поддержав Россию, закроют воздушное пространство для самолетов НАТО и военные базы НАТО на своих территориях.
Добровольцы горских народов, казачьих войск Кубани, Дона, Терека, Северной Осетии, партизанские отряды выдвинутся к границе с Грузией и одновременно проведут «технологические остановки прокачки нефти на трубопроводах БТД». Одновременно Россия начнет ремонтные работы на трубопроводах, ведущих к Польше и странам Балтии, Грузии и Азербайджану.
Иран окажет материальную и гуманитарную помощь Армении, не исключено, что для борьбы против «сепаратистов Южного Азербайджана» объявит о значительном переносе своей морской границы на север, блокируя при этом силы флота Азербайджана.
СЦЕНАРИИ В СРЕДНЕЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Военные сценарии для пространства безопасности Средней и Центральной Азии могут развиваться по нескольким направлениям. Первый из них – вариант развала империи коммунистического Китая по югославско-советскому варианту. В этом случае не исключено появление вдоль границ Казахстана, Киргизии и Таджикистана зон нестабильности, связанных с возможностями самоопределения народов, населяющих Синдзян-Уйгурский автономный район и район Джунгарии.
Вторым опасным для пространства безопасности сценарием могут явиться пограничные споры между Туркменией и Узбекистаном ввиду того, что около 20% государственной границы между ними все еще не определено на карте (не говоря о демаркации на местах). Поводом для конфликта двух центральноазиатских стран СНГ с возможным его перерастанием в столкновение могут быть односторонние меры по разминированию границы со стороны Таджикистана. По подсчетам экспертов, в Таджикистане осталось 25 млн. кв. м заминированной территории, в 150 районах перманентно существует минная опасность. Власти Таджикистана и местные НПО при содействии международных посредников за последние годы очистили всего 500 тыс. кв. м, а взрывоопасных предметов уничтожено 3200 штук.
Третьим сценарием военного развития ситуации для безопасности пространства может быть резкое усиление исламского экстремизма и радикализма для создания на южных границах СНГ некоего «санитарного исламского кордона». Атаки на пространство безопасности может, как и в 1999 году, возглавить Исламское движение Узбекистана. При условии, что операция НАТО в Афганистане не достигнет поставленных задач по восстановлению государственности, афганские наркодельцы, заинтересованные в расширении «северного маршрута» транспортировки героина в Россию и Западную Европу, попытаются под шумок создать комфортные условия для увеличения поставок наркотиков и поэтому окажут всемерную помощь исламским экстремистам и радикалам. При этом после этапа напряженности в Ферганской долине и на южных границах Киргизии и Узбекистана атаке могут подвергнуться Таджикистан, Узбекистан и южная Киргизия, где преобладает узбекское и таджикское население, более исламизированное, чем киргизы.
Четвертый возможный сценарий может произойти в течение ближайших лет после неудачного завершения продолжающейся с 2001 года операции НАТО в Афганистане, где совместные группировки моджахедов, боевиков «Аль-Каиды», афганского ополчения, отрядов национальных полевых командиров туркменских, узбекских, таджикских, пуштунских племен совместно с отрядами наркодельцов перейдут к наступлению. При этом объединенные группировки захватывают афганские провинции, НАТО не способно отразить одновременные атаки по всем направлениям, боевые действия переносятся на сопредельные с Афганистаном страны, где находятся перевалочные и военно-воздушные базы НАТО и США. Под ударом в таком варианте оказываются Пакистан, Ирак, Киргизия и Таджикистан. Эвакуация коалиционных группировок может проходить по советскому сценарию выхода.
Во многом может измениться уровень безопасности пространства от того, как долго будет проводиться операция по выводу сил коалиции из Ирака и не будут ли перенесены силовые методы на территорию Ирана, что создаст условия для пятого варианта военных действий.
Начало ему может быть положено одновременной террористической атакой против гражданских лиц и военнослужащих ЦАХАЛ на территории Израиля и атакой против одной из баз США в Ираке. В случае если атака завершится гибелью десятков израильских и американских граждан, Вашингтон и Тель-Авив объявят и быстро докажут причастность к этим атакам Тегерана. Объединенная группировка израильских и американских ВВС нанесет удары по объектам Ирана. В ответ, затопив два-три танкера в Ормузском проливе, Иран перекроет выход для авианосной американской группы и, нанеся удары силами флота, диверсионных групп и отрядов с использованием морских торпед, аналогичных российскому «Шквалу», береговыми ракетными войсками по военным и гражданским кораблям партнеров США по коалиции, одновременно перекроет поставки арабской нефти из зоны Персидского залива.
Иран перенесет часть боевых действий на территорию Ирака, Израиля, по маршрутам доставки материальных средств и боеприпасов в Европе и поддерживающих США суннитских странах. Конфликт в таком варианте будет развиваться неконтролируемо, что может привести к полноценной войне на Большом Ближнем Востоке.
СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Трудно представить, что спор между Россией и Японией о статусе Курильских островов перерастет в вооруженный конфликт. Сомнительно, что изменение начертания морской границы между Российской Федерацией и США, в свое время единолично санкционированное бывшим министром иностранных дел Шеварднадзе, станет поводом для конфликта.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе наиболее возможны два сценария ухудшения ситуации. Первый – при «задиристости» Пхеньяна, заполучившего ядерные боеприпасы и испытавшего ракетные технологии. Никто из экспертов ни в Америке, ни в России не может точно сказать, каким реально количеством ракет и ядерных боеголовок владеет Ким Чен Ир. И главное, Северная Корея – единственная страна в мире, где диверсионные действия возведены в ранг важнейшей составной части государственной военной оборонительной доктрины.
Началом может послужить возможный конфликт при блокировании судна Северной Кореи вблизи нейтральных вод, произведенном американским или японским военными кораблями для досмотра грузов с целью недопущения распространения северокорейских ракетных технологий. Задержание судна Пхеньян посчитает нападением, резко обострит ситуацию в демилитаризованной зоне.
Возможен и второй сценарий военных действий при перерастании мирной фазы сосуществования Пекина и Тайбея в силовое противостояние. Основанием тому служит принятие в 2006 году Государственным советом КНР Закона «Об использовании ВС для борьбы с сепаратизмом». Поводом для обвинений Тайбея могут послужить заявления лидеров Тайваня о немедленной поставке на остров дополнительных вооружений из США в ответ на размещение на материковой части Китая частей и соединений ракетных войск, якобы направленных на Тайвань.