0
1720
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.01.2008 00:00:00

Горе слабым!

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.

Тэги: ичкерия, косово, независимость


В России не понимают западных мотиваций. И «элита», и большая часть населения РФ судит о Западе по себе. У нас искренне уверены, что «они там» (как и «мы здесь») в своем поведении руководствуются исключительно экономическими мотивами.

Между тем Запад чрезвычайно идеен. Порой – до большевистского блеска в глазах. Там абсолютно серьезно, иногда фанатично верят в свободу и демократию. И действуют, исходя из этой веры.

Казалось бы, это замечательно. Ведь российский прагматизм, давно перешедший во всеобщий цинизм, – путь в тупик, причем мы, к сожалению, уже очень далеко продвинулись в этом направлении. Может быть, нам стоило взять пример с западного идеализма, особенно учитывая, какие великие постулаты он превозносит. Увы, практика заставляет несколько насторожиться. Ибо любая идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность.

Уверовав в незыблемость своих идей, Запад заодно уверился и в собственной непогрешимости в любой ситуации. Он, провозгласив себя «всемирным начальником», требует абсолютного догматичного послушания, а непослушный автоматически провозглашается врагом свободы и демократии. И это уже само по себе очень не похоже ни на свободу, ни на демократию. Ситуация усугубляется тем, что в политике Запада чрезвычайно сильны двойные стандарты. Все это очень ярко проявилось в нынешней ситуации с Косово.

Агрессия НАТО в этом сербском крае стала «хуже, чем преступлением», гигантской ошибкой. Осознать это Запад не способен в принципе. С упорством, достойным намного лучшего применения, он будет усугублять ситуацию до конца – до признания независимости Косова. При этом он яростно доказывает то, что невозможно доказать в принципе, что случай Косово уникален. Хотя это совсем не так.

Косово – лишь одно из непризнанных государств, коих сегодня на Земле насчитывается около десятка. И с помощью юридической казуистики нельзя доказать, что территориальная целостность Сербии – пустой звук, а территориальная целостность Грузии и Молдавии – священна и неприкосновенна. Никто не поверит в то, что косовские албанцы – люди первого сорта, заслуживающие независимости, а абхазы, карабахские армяне, косовские сербы – люди никакого сорта, независимости не заслужившие.

Москва, справедливо протестуя против западного безумия в косовском вопросе, к сожалению, не ставит вопрос в концептуальном плане. России следовало бы предложить мировому сообществу всерьез заняться решением проблемы непризнанных государств комплексно и системно. Очевидно, что здесь может быть два варианта универсального решения:

1. Непризнанное государство может стать признанным лишь в том случае, если его признало то государство, от которого оно де-факто отделилось (в случае с Косово – Сербия). В современной истории было два таких прецедента: признание Эритреи Эфиопией и Восточного Тимора Индонезией.

2. Вырабатываются четкие, единообразные критерии, позволяющие признать непризнанное государство. Очевидно, что в их основе должны лежать обстоятельства, сопутствующие отделению, и соотношение институциональной состоятельности непризнанного государства и страны, претендующей на его возвращение в свой состав.

Из какого бы варианта ни исходить, очевидно, что независимость Косово невозможна. Белград Приштину не признает. Если же говорить о единообразных критериях, то Косово в наименьшей степени заслуживает независимости. Во-первых, если народы непризнанных государств на территории бывшего СССР завоевали фактическую независимость «своими силами», то Косово отторгнуто от Сербии путем внешней агрессии. Во-вторых, все постсоветские непризнанные государства теми же своими силами контролируют свою территорию. Более того, Абхазия, например, как государство, гораздо состоятельнее Грузии. Косово даже под контролем войск НАТО осталось бандитским анклавом, а уж Сербия по своей состоятельности превосходит его на порядки.

Пожалуй, из всех непризнанных государств менее состоятельной (т.е. более бандитской), чем Косово, была только «независимая Ичкерия». По странному совпадению, с точки зрения Запада, именно она явно могла бы стать первым «уникальным случаем». К счастью, у России оказался большой ядерный арсенал. А у Сербии его не было. Vae victim – горе побежденным, точнее, горе слабым – такой, получается, критерий. Такие свобода и демократия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
493
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
610
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
521
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
424

Другие новости