0
1359
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Невоенный транзит

Тэги: нато, афганистан


Уже очевидно, что афганская миссия НАТО в ее нынешнем виде заходит в тупик. Несмотря на официальный оптимизм в Вашингтоне и ряде европейских столиц, многие западные политики и эксперты практически в открытую говорят о том, что ситуация в Афганистане критическая и близка к катастрофе.

БЕЗ ОДКБ И РОССИИ НЕ ОБОЙТИСЬ

На этом фоне США и их главному союзнику – Великобритании – все труднее убеждать «старых» членов Организации Североатлантического договора в необходимости продолжения участия в военной операции. Поэтому большая роль отводится «новым» членам альянса или претендентам на членство, которые стремятся не столько внести свой вклад в обеспечение безопасности в Афганистане, сколько продемонстрировать свою лояльность НАТО в целом и Соединенным Штатам в первую очередь. В Афганистане, в частности, находятся контингенты Венгрии, Словакии, Польши, Грузии, Азербайджана, Латвии, Эстонии и Литвы. Но численность их такова, что скорее приходится говорить о «демонстрации флага», чем о реальной помощи.

Пытаясь как-то разрешить ситуацию, Вашингтон и Брюссель тянут в «афганский капкан» дополнительные воинские подразделения. При этом особые надежды возлагаются на поддержку со стороны мусульманских союзников и партнеров. Впрочем, три страны с сильным влиянием ислама – Турция, Азербайджан и Албания – уже сотрудничают с НАТО в Афганистане. Кроме того, в альянсе ожидают, что в некоторых арабских государствах будут проводиться тренировки военнослужащих афганской национальной армии.

Но и это не все. На очереди – русский, точнее, постсоветский вопрос.

Несмотря на то что Россия, по словам посла РФ в Кабуле Замира Кабулова, «по историческим причинам никогда больше не будет готова направить свои войска в Афганистан», Москва готова сотрудничать с Вашингтоном и Брюсселем в их борьбе с терроризмом и наркотиками. Более того, российские официальные лица, в частности постоянный представитель России при Североатлантическом блоке Дмитрий Рогозин, убеждены, что «НАТО не сможет решить проблемы, встающие перед альянсом в ходе антитеррористической операции в Афганистане, без сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности», ведущую роль в которой, как известно, играет Россия. При этом Рогозин подчеркивает, что речь идет не о прямом участии государств – членов ОДКБ в военной операции, а о «невоенном транзите» и не для нужд группировки НАТО в Афганистане, известной как Объединенная коалиция «Долговременная свобода», а для Международных сил содействия безопасности (МССБ), созданных на основе мандата ООН. Сегодня в состав МССБ (общая численность около 35 тыс. человек) входят воинские контингенты из 37 стран, только 26 из которых являются членами НАТО.

Как пояснили «НВО» в МИД РФ, главное отличие между МССБ и силами Объединенной коалиции в том, что первые не ведут боевых действий.

По мнению экспертов, Россия и другие постсоветские государства, начавшие переговоры с Вашингтоном и Брюсселем о возможном сухопутном транзите через свою территорию грузов для МССБ, исходят из того, что подобное участие в нормализации обстановки в Афганистане соответствует положениям резолюции Совета Безопасности ООН № 1386, призывающей все страны предоставлять Международным силам «такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая транзит».

Аналогичной позиции придерживается и бывший начальник Генштаба ВС СССР генерал армии Михаил Моисеев. По его мнению, Россия должна оказывать тыловую поддержку коалиционным силам в Афганистане на коммерческой основе и с учетом интересов государств – участников ОДКБ.

ВОЗДУШНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Напомним, что сегодня через Россию и другие постсоветские государства уже осуществляется воздушный транзит. Соглашение между правительствами РФ и Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием вооруженных сил ФРГ в усилиях по стабилизации и восстановлению переходного исламского государства Афганистан Госдума РФ ратифицировала еще в октябре 2004 года. Этот документ был подписан 9 октября 2003 года в Екатеринбурге во время встречи российского президента Владимира Путина с тогдашним германским канцлером Герхардом Шрёдером. Соглашение разрешает использование воздушного пространства РФ для транспортировки вооружения, военной техники, военного имущества и персонала ФРГ.

Аналогичные соглашения с участниками «афганской миссии» заключали и другие постсоветские государства: Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

Надо отметить, что правом на транзит Германия пользовалась весьма активно. Нередко периодичность перелетов составляла по одному в три дня. С учетом того, что немецкий транзит осуществляется дальнемагистральными военно-транспортными самолетами, способными брать на борт до 200 человек и по 35–40 тонн груза, легко можно догадаться об общем объеме перевозок. К тому же, в соответствии с соглашением от 9 октября 2003 года, Германии разрешено перевозить на своих самолетах военнослужащих и грузы третьих стран, чье тыловое обеспечение осуществляется ФРГ. В последних значатся Бельгия, Голландия, Люксембург и еще некоторые европейские государства, воинский контингент которых в Афганистане составляет от нескольких человек (Люксембург, Голландия) до взвода (Бельгия). В последнее время, в связи с тем, что США лишились аэродрома Ханабад в Узбекистане, немецкие «борта» активно используются и американцами.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества сопровождается обязательной промежуточной посадкой на территории России для досмотра. Посадка производится в аэропорту Ростова-на-Дону. Военнослужащие могут осуществлять беспосадочные перелеты. Правда, насколько заявленная перевозка соответствует истине, проверить практически невозможно: российских инспекторов нет ни в Германии, ни в Афганистане.

Для немецких военно-транспортных самолетов каких-либо особых «коридоров» нет. Это обычные маршруты, которые выделяются для пролета всех иностранных воздушных судов. По информации МИД РФ, обслуживание немецких военно-транспортных самолетов «производится согласно процедурам, определяемым рекомендациями ИКАО и устанавливаемым от имени Российской Федерации для всех пользователей воздушных судов». В частности, германское командование платит за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах и в районе аэропорта и аэропортовый сбор. Расценки, заметим, весьма скромные. Например, за аэронавигационное обслуживание А-310, совершающих, как правило, беспосадочные перелеты и способных одновременно перевести более 200 человек и 14 тонн груза, берут всего 738 долларов США. За другой борт (с посадкой в Ростове-на-Дону) – чуть больше 800 долларов.

Ратификацией соглашения с Германией, считает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, «Россия демонстрирует свой вклад в борьбу с террористической угрозой, которая по-прежнему исходит с территории Афганистана, и выполняет резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающие оказание реального содействия государствам, участвующим в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана».

Но сегодня ясно, что только воздушного коридора для снабжения группировки антиталибских сил в Афганистане явно не достаточно. Как образно заявил в разговоре с автором один из сотрудников МИД РФ, «портянки и тушенка, перевозимые в Афганистан из Европы, становятся просто золотыми». Да и практически невозможно столь мощную группировку войск снабжать длительное время только по воздуху.

Это подтверждает и генерал армии Михаил Моисеев. «Операция по тыловому обеспечению войск по воздуху является очень дорогостоящей и трудоемкой. В конце 80-х годов мне приходилось обеспечивать 100-тысячную группировку советских войск в Афганистане всем необходимым. Кроме грузов, которые шли по железной дороге и автомобильным транспортом ежедневно в Кабул, другие центры Афганистана, мы посылали порядка 40 самолетов Ил-76 с различными грузами. Так что мне очень хорошо известно значение и трудности проведения такой многосложной операции», – заявил в одном из интервью военачальник.

НАЗЕМНЫЕ МАРШРУТЫ

Понимают это, весьма умеющие считать деньги, и эксперты в Вашингтоне и Брюсселе. Не случайно недавно они изменили принцип снабжения своей группировки. Если до недавнего времени все поставки в Афганистан осуществлялись по «национальному признаку» (за исключением совсем уж малочисленных воинских контингентов), то сейчас в НАТО пришли к мнению, что централизованные поставки более экономичны. Второй этап «военно-стратегической» экономии – переговоры о наземном – железнодорожном – транзите через Россию и другие постсоветские страны – Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению.

Первая информация об этом появилась еще летом прошлого года, во время визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в штаб-квартиру НАТО. Но, как удалось нам выяснить, только сейчас предложения и планы получают более четкое очертание.

Как известно, сегодня снабжение группировки НАТО в Афганистане идет по так называемому «южному маршруту», который пролегает через Пакистан. В силу складывающейся в этой стране очень непростой ситуации данный путь становится рискованным, и альянс объективно заинтересован в новом маршруте. Впрочем, по мнению ряда экспертов, и здесь нельзя говорить о единстве взглядов союзников. Для США чисто географически пакистанский транзит весьма удобен. Для европейских членов НАТО – «южное» направление» далеко не самое короткое. Они больше заинтересованы в «северном маршруте»: через Россию и другие постсоветские страны Центрально-Азиатского региона.

По оценкам специалистов, принципиально маршруты наземного транзита для снабжения антитеррористических сил в Афганистане могли бы выглядеть следующим образом:

Первый: Польша или страны Балтии – Республика Беларусь – Российская Федерация (Смоленск, Тула, Пенза, Самара, Оренбург) – далее по территории Казахстана (Илец, Кзыл-Орда) с выходом в Узбекистан (Ташкент, Самарканд) и через Термез – в Афганистан.

Второй: Польша или страны Балтии – Белоруссия – Россия (после Самары поворот на Волгоград и Астрахань), далее по каспийскому побережью Казахстана (Атырау) через Туркмению в Узбекистан и традиционно через Термез – в Афганистан.

Третий (водно-сухопутный маршрут) – Санкт-Петербург – Волга – Каспий – и далее железнодорожным транспортом через Туркмению в Узбекистан и Афганистан.

При этом эксперты фиксируют, что речь идет не о военном транзите в прямом понимании, то есть не о боеприпасах и военной технике, а о грузах невоенного назначения: продукты питания, одежда, ГСМ, мебель и др.

ПРИДЕТСЯ ПРИЗНАТЬ...

Понятно, что подготовка этих маршрутов – дело длительное. И не только в плане принятия политического решения. Здесь как раз эксперты не видят особых трудностей: государства, по территории которых может пройти «северный маршрут», понимают необходимость международных усилий в борьбе с терроризмом, Талибаном, чтобы в противном случае не оказаться с радикальными исламистами лицом к лицу, как это было в конце девяностых годов прошлого столетия. К тому же резолюция Совбеза ООН № 1386, повторимся, обязывает все государства участвовать в борьбе с терроризмом.

Специалистов больше волнует техническая сторона проекта. Каково состояние железнодорожных путей на всем маршруте? Как обеспечить безопасность дорог и грузов? Какова пропускная способность маршрутов?

Десятки согласований потребуются и в таможенной сфере.

Еще летом прошлого года, на первичных переговорах по данной проблеме, министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что начать обсуждение вопросов транзита в Афганистан необходимо «в формате ОДКБ–НАТО». Аналогичной позиции придерживается и генерал армии Михаил Моисеев, отметивший, что «нам необходимо тщательно просчитать прежде всего экономическую выгоду от этого соглашения и четко увязывать его не только с нашими интересами, но и с интересами наших союзников по Организации Договора о коллективной безопасности».

Однако проблема в том, что НАТО принципиально «не замечает» ОДКБ как единое целое, предпочитая межорганизационному диалогу двусторонние контакты с каждым из членов Организации. И древнеримское правило «разделяй и властвуй» приносило Брюсселю и Вашингтону немалые дивиденды, прежде всего экономические, позволяя навязывать свою волю при переговорах об аренде баз и аэродромов на территории государств ОДКБ.

Сейчас, по оценкам экспертов, ситуация изменилась. Члены ОДКБ в последнее время, по словам первого заместителя министра иностранных дел России Андрея Денисова, все чаще выступают и на внешнеполитической арене как единое целое. Вопрос же с «северным маршрутом» вообще может заставить НАТО «признать» ОДКБ как равноправного партнера. В этом убежден, в частности, постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин. По его словам, Брюсселю придется признать ОДКБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
232
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1288
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1548
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1258

Другие новости