Уже очевидно, что афганская миссия НАТО в ее нынешнем виде заходит в тупик. Несмотря на официальный оптимизм в Вашингтоне и ряде европейских столиц, многие западные политики и эксперты практически в открытую говорят о том, что ситуация в Афганистане критическая и близка к катастрофе.
БЕЗ ОДКБ И РОССИИ НЕ ОБОЙТИСЬ
На этом фоне США и их главному союзнику – Великобритании – все труднее убеждать «старых» членов Организации Североатлантического договора в необходимости продолжения участия в военной операции. Поэтому большая роль отводится «новым» членам альянса или претендентам на членство, которые стремятся не столько внести свой вклад в обеспечение безопасности в Афганистане, сколько продемонстрировать свою лояльность НАТО в целом и Соединенным Штатам в первую очередь. В Афганистане, в частности, находятся контингенты Венгрии, Словакии, Польши, Грузии, Азербайджана, Латвии, Эстонии и Литвы. Но численность их такова, что скорее приходится говорить о «демонстрации флага», чем о реальной помощи.
Пытаясь как-то разрешить ситуацию, Вашингтон и Брюссель тянут в «афганский капкан» дополнительные воинские подразделения. При этом особые надежды возлагаются на поддержку со стороны мусульманских союзников и партнеров. Впрочем, три страны с сильным влиянием ислама – Турция, Азербайджан и Албания – уже сотрудничают с НАТО в Афганистане. Кроме того, в альянсе ожидают, что в некоторых арабских государствах будут проводиться тренировки военнослужащих афганской национальной армии.
Но и это не все. На очереди – русский, точнее, постсоветский вопрос.
Несмотря на то что Россия, по словам посла РФ в Кабуле Замира Кабулова, «по историческим причинам никогда больше не будет готова направить свои войска в Афганистан», Москва готова сотрудничать с Вашингтоном и Брюсселем в их борьбе с терроризмом и наркотиками. Более того, российские официальные лица, в частности постоянный представитель России при Североатлантическом блоке Дмитрий Рогозин, убеждены, что «НАТО не сможет решить проблемы, встающие перед альянсом в ходе антитеррористической операции в Афганистане, без сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности», ведущую роль в которой, как известно, играет Россия. При этом Рогозин подчеркивает, что речь идет не о прямом участии государств – членов ОДКБ в военной операции, а о «невоенном транзите» и не для нужд группировки НАТО в Афганистане, известной как Объединенная коалиция «Долговременная свобода», а для Международных сил содействия безопасности (МССБ), созданных на основе мандата ООН. Сегодня в состав МССБ (общая численность около 35 тыс. человек) входят воинские контингенты из 37 стран, только 26 из которых являются членами НАТО.
Как пояснили «НВО» в МИД РФ, главное отличие между МССБ и силами Объединенной коалиции в том, что первые не ведут боевых действий.
По мнению экспертов, Россия и другие постсоветские государства, начавшие переговоры с Вашингтоном и Брюсселем о возможном сухопутном транзите через свою территорию грузов для МССБ, исходят из того, что подобное участие в нормализации обстановки в Афганистане соответствует положениям резолюции Совета Безопасности ООН № 1386, призывающей все страны предоставлять Международным силам «такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая транзит».
Аналогичной позиции придерживается и бывший начальник Генштаба ВС СССР генерал армии Михаил Моисеев. По его мнению, Россия должна оказывать тыловую поддержку коалиционным силам в Афганистане на коммерческой основе и с учетом интересов государств – участников ОДКБ.
ВОЗДУШНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Напомним, что сегодня через Россию и другие постсоветские государства уже осуществляется воздушный транзит. Соглашение между правительствами РФ и Федеративной Республики Германия о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием вооруженных сил ФРГ в усилиях по стабилизации и восстановлению переходного исламского государства Афганистан Госдума РФ ратифицировала еще в октябре 2004 года. Этот документ был подписан 9 октября 2003 года в Екатеринбурге во время встречи российского президента Владимира Путина с тогдашним германским канцлером Герхардом Шрёдером. Соглашение разрешает использование воздушного пространства РФ для транспортировки вооружения, военной техники, военного имущества и персонала ФРГ.
Аналогичные соглашения с участниками «афганской миссии» заключали и другие постсоветские государства: Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.
Надо отметить, что правом на транзит Германия пользовалась весьма активно. Нередко периодичность перелетов составляла по одному в три дня. С учетом того, что немецкий транзит осуществляется дальнемагистральными военно-транспортными самолетами, способными брать на борт до 200 человек и по 35–40 тонн груза, легко можно догадаться об общем объеме перевозок. К тому же, в соответствии с соглашением от 9 октября 2003 года, Германии разрешено перевозить на своих самолетах военнослужащих и грузы третьих стран, чье тыловое обеспечение осуществляется ФРГ. В последних значатся Бельгия, Голландия, Люксембург и еще некоторые европейские государства, воинский контингент которых в Афганистане составляет от нескольких человек (Люксембург, Голландия) до взвода (Бельгия). В последнее время, в связи с тем, что США лишились аэродрома Ханабад в Узбекистане, немецкие «борта» активно используются и американцами.
Транзит вооружения, военной техники и военного имущества сопровождается обязательной промежуточной посадкой на территории России для досмотра. Посадка производится в аэропорту Ростова-на-Дону. Военнослужащие могут осуществлять беспосадочные перелеты. Правда, насколько заявленная перевозка соответствует истине, проверить практически невозможно: российских инспекторов нет ни в Германии, ни в Афганистане.
Для немецких военно-транспортных самолетов каких-либо особых «коридоров» нет. Это обычные маршруты, которые выделяются для пролета всех иностранных воздушных судов. По информации МИД РФ, обслуживание немецких военно-транспортных самолетов «производится согласно процедурам, определяемым рекомендациями ИКАО и устанавливаемым от имени Российской Федерации для всех пользователей воздушных судов». В частности, германское командование платит за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах и в районе аэропорта и аэропортовый сбор. Расценки, заметим, весьма скромные. Например, за аэронавигационное обслуживание А-310, совершающих, как правило, беспосадочные перелеты и способных одновременно перевести более 200 человек и 14 тонн груза, берут всего 738 долларов США. За другой борт (с посадкой в Ростове-на-Дону) – чуть больше 800 долларов.
Ратификацией соглашения с Германией, считает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, «Россия демонстрирует свой вклад в борьбу с террористической угрозой, которая по-прежнему исходит с территории Афганистана, и выполняет резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающие оказание реального содействия государствам, участвующим в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана».
Но сегодня ясно, что только воздушного коридора для снабжения группировки антиталибских сил в Афганистане явно не достаточно. Как образно заявил в разговоре с автором один из сотрудников МИД РФ, «портянки и тушенка, перевозимые в Афганистан из Европы, становятся просто золотыми». Да и практически невозможно столь мощную группировку войск снабжать длительное время только по воздуху.
Это подтверждает и генерал армии Михаил Моисеев. «Операция по тыловому обеспечению войск по воздуху является очень дорогостоящей и трудоемкой. В конце 80-х годов мне приходилось обеспечивать 100-тысячную группировку советских войск в Афганистане всем необходимым. Кроме грузов, которые шли по железной дороге и автомобильным транспортом ежедневно в Кабул, другие центры Афганистана, мы посылали порядка 40 самолетов Ил-76 с различными грузами. Так что мне очень хорошо известно значение и трудности проведения такой многосложной операции», – заявил в одном из интервью военачальник.
НАЗЕМНЫЕ МАРШРУТЫ
Понимают это, весьма умеющие считать деньги, и эксперты в Вашингтоне и Брюсселе. Не случайно недавно они изменили принцип снабжения своей группировки. Если до недавнего времени все поставки в Афганистан осуществлялись по «национальному признаку» (за исключением совсем уж малочисленных воинских контингентов), то сейчас в НАТО пришли к мнению, что централизованные поставки более экономичны. Второй этап «военно-стратегической» экономии – переговоры о наземном – железнодорожном – транзите через Россию и другие постсоветские страны – Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению.
Первая информация об этом появилась еще летом прошлого года, во время визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в штаб-квартиру НАТО. Но, как удалось нам выяснить, только сейчас предложения и планы получают более четкое очертание.
Как известно, сегодня снабжение группировки НАТО в Афганистане идет по так называемому «южному маршруту», который пролегает через Пакистан. В силу складывающейся в этой стране очень непростой ситуации данный путь становится рискованным, и альянс объективно заинтересован в новом маршруте. Впрочем, по мнению ряда экспертов, и здесь нельзя говорить о единстве взглядов союзников. Для США чисто географически пакистанский транзит весьма удобен. Для европейских членов НАТО – «южное» направление» далеко не самое короткое. Они больше заинтересованы в «северном маршруте»: через Россию и другие постсоветские страны Центрально-Азиатского региона.
По оценкам специалистов, принципиально маршруты наземного транзита для снабжения антитеррористических сил в Афганистане могли бы выглядеть следующим образом:
Первый: Польша или страны Балтии – Республика Беларусь – Российская Федерация (Смоленск, Тула, Пенза, Самара, Оренбург) – далее по территории Казахстана (Илец, Кзыл-Орда) с выходом в Узбекистан (Ташкент, Самарканд) и через Термез – в Афганистан.
Второй: Польша или страны Балтии – Белоруссия – Россия (после Самары поворот на Волгоград и Астрахань), далее по каспийскому побережью Казахстана (Атырау) через Туркмению в Узбекистан и традиционно через Термез – в Афганистан.
Третий (водно-сухопутный маршрут) – Санкт-Петербург – Волга – Каспий – и далее железнодорожным транспортом через Туркмению в Узбекистан и Афганистан.
При этом эксперты фиксируют, что речь идет не о военном транзите в прямом понимании, то есть не о боеприпасах и военной технике, а о грузах невоенного назначения: продукты питания, одежда, ГСМ, мебель и др.
ПРИДЕТСЯ ПРИЗНАТЬ...
Понятно, что подготовка этих маршрутов – дело длительное. И не только в плане принятия политического решения. Здесь как раз эксперты не видят особых трудностей: государства, по территории которых может пройти «северный маршрут», понимают необходимость международных усилий в борьбе с терроризмом, Талибаном, чтобы в противном случае не оказаться с радикальными исламистами лицом к лицу, как это было в конце девяностых годов прошлого столетия. К тому же резолюция Совбеза ООН № 1386, повторимся, обязывает все государства участвовать в борьбе с терроризмом.
Специалистов больше волнует техническая сторона проекта. Каково состояние железнодорожных путей на всем маршруте? Как обеспечить безопасность дорог и грузов? Какова пропускная способность маршрутов?
Десятки согласований потребуются и в таможенной сфере.
Еще летом прошлого года, на первичных переговорах по данной проблеме, министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что начать обсуждение вопросов транзита в Афганистан необходимо «в формате ОДКБ–НАТО». Аналогичной позиции придерживается и генерал армии Михаил Моисеев, отметивший, что «нам необходимо тщательно просчитать прежде всего экономическую выгоду от этого соглашения и четко увязывать его не только с нашими интересами, но и с интересами наших союзников по Организации Договора о коллективной безопасности».
Однако проблема в том, что НАТО принципиально «не замечает» ОДКБ как единое целое, предпочитая межорганизационному диалогу двусторонние контакты с каждым из членов Организации. И древнеримское правило «разделяй и властвуй» приносило Брюсселю и Вашингтону немалые дивиденды, прежде всего экономические, позволяя навязывать свою волю при переговорах об аренде баз и аэродромов на территории государств ОДКБ.
Сейчас, по оценкам экспертов, ситуация изменилась. Члены ОДКБ в последнее время, по словам первого заместителя министра иностранных дел России Андрея Денисова, все чаще выступают и на внешнеполитической арене как единое целое. Вопрос же с «северным маршрутом» вообще может заставить НАТО «признать» ОДКБ как равноправного партнера. В этом убежден, в частности, постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин. По его словам, Брюсселю придется признать ОДКБ.
