К демократическим ценностям западного образца афганцев приучают с детства.
Фото Reuters
Cитуация в Ираке продолжает оставаться краеугольным камнем провалов Белого дома в его глобальной войне с террором.
ИТОГИ ИРАКСКОЙ КАМПАНИИ
Иракские власти не в состоянии самостоятельно контролировать ситуацию в стране, а большая часть политиков США и других членов коалиции, воюющих на партизанских полях сражений Ирака, уже настолько устали от бремени войны, что готовы при первой же возможности отказаться от заявленных обязательств.
Издержи Америки на Ближнем и Среднем Востоке приближаются к планке в 5 трлн. долл. Таких денег Америка и все мировое сообщество не истратили даже во времена Второй мировой войны. «Невозможно потратить три триллиона долларов на провальную войну за рубежом и не испытать при этом боли у себя дома», – констатируют экономисты. По оценкам Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service), стоимость подготовки и содержания одного американского солдата в Ираке в течение года составляет 390 тыс. долл. Как утверждает американская газета New York Times, в настоящее время в Ираке развернуто 75 крупных военных баз США.
В феврале 2008 года в Ираке находились почти 166,7 тыс. иностранных военнослужащих. Крупнейшие контингенты имели США (157 тыс.). На долю союзников Америки приходится чуть более 8,5 тыс. бойцов. В целом в Ираке, включая США, дислоцируются воинские контингенты 26 государств. Кроме этого, в Ираке находится небольшое количество военнослужащих нескольких стран блока НАТО, которые не входят в состав коалиционных сил. Не так давно свои войска из Ирака вывели Испания, Украина, Япония, Тонга, Исландия и ряд других стран. Некоторые другие страны значительно сократили численность своих воинских контингентов.
На сегодняшний день свою смерть в Ираке уже нашли более 4000 американских солдат и офицеров. Примерно каждый третий американский военнослужащий, вернувшийся из Ирака, имеет серьезные психологические проблемы. Общие потери союзников составляют 314 человек.
Численность инсургентов в Ираке оценить достаточно сложно. Эксперты оценивают их по-разному. В целом активных боевиков в конце 2007 года насчитывалось около 20–25 тыс. В конце 2007 года в Ираке действовали примерно 800– 2000 иностранцев, помогающих местным инсургентам. Они составляют небольшую долю участников местного вооруженного подполья. Однако именно на них приходятся практически все теракты, совершенные шахидами. Ежемесячно границу Ирака пересекают около 40 боевиков, вступающих в ряды инсургентов. Большинство из них являются выходцами из Саудовской Аравии, Ливии, Марокко, Сирии и Алжира
С 2003 года Ирак покинуло более 4 млн. иракцев. Кроме того, даже по приблизительным оценкам, население Ирака сократилось на 650 тыс. человек, которые погибли во время бесконечной войны. Экономика Багдада переживает затяжной кризис. Его невозможно разрешить даже при том, что в национальную казну поступают многие миллиарды долларов из западных стран и прежде всего из-за океана. По оценкам Всемирного Банка, на восстановление экономики Ирака еще в 2003 году требовалось не менее 56 млрд. долл. Различные государства мира и международные институты в общей сложности обещали Багдаду выделить 8,2 млрд. долл. Фактически было перечислено около 4 млрд. Реально из этих средств иракские власти использовали только около 1,5 млрд.
Совсем недавно Лифти Сабер, исполняющий функции координатора правительства Ирака по взаимодействию с силами международной коалиции, в свое время активно помогавший реализации планов Вашингтона и Лондона по свержению иракского диктатора, заявил, что «лучше бы Саддам оставался у власти». «Никто никому не доверяет. Все сводится к этому. Вся созданная система направлена на то, чтобы никто ничего не делал», – объявил Сабер и добавил, что «Саддам нашел бы способ преодолеть эти настроения».
«Если он принимал решение, оно осуществлялось. Люди знали, что нужно делать. Не имеет значения, где они находились, они знали – Саддам добился бы осуществления своих приказов. Сейчас же страна охвачена хаосом, и никто ничего не делает потому, что все отказываются брать на себя ответственность», – подчеркнул иракский политик. «Я никогда не думал, что буду произносить эти слова, с учетом того, что он приговорил меня к смерти, но я хотел бы видеть Саддама, по-прежнему стоящего во главе государства. Только он знал, как заставить работать эту Богом забытую страну», – подвел итог своим размышлениям Сабер, который при Хусейне 8 лет провел в камере смертников.
Правда, 19 марта, в пятую годовщину начала военных действий в Ираке, подводя итоги своей иракской политики, президент США Джордж Буш выступил в Пентагоне с речью, посвященной борьбе с мировым террором. Глава Белого дома в очередной раз объявил, что война на Ближнем Востоке будет вестись до победного конца. Глава Америки выразил уверенность, что «эта война стоила тех высоких людских и финансовых потерь, которые понесли Соединенные Штаты». По мнению Буша, «в США идут вполне понятные споры по поводу того, стоило ли начинать эту войну, а также можем ли мы одержать в ней победу». «Для меня ответы ясны: отстранение Саддама Хусейна от власти было правильным решением, и эту войну Америка может и должна выиграть», – заявил президент.
Буш не устает повторять, что его администрация не может отступить перед террором. «Если мы сейчас позволим нашим врагам взять верх в Ираке, эта страна погрузится в хаос. «Аль-Каида» восстановит потерянные позиции и развернет кампанию насилия и террора, которая может распространиться за границы Ирака со всеми серьезными последствиями для мировой экономики», – провозглашает сегодняшний начальник Белого дома. По словам Буша, «отступление из Ирака придаст храбрости Ирану, он продолжит разрабатывать ядерное оружие и станет стремиться доминировать на Ближнем Востоке».
Рядовые американцы выступают категорически против действий своего президента. Согласно обнародованным в середине прошлого месяца результатам опросов, проведенных газетой USA Today и Институтом Гэллапа, 60% респондентов считают войну в Ираке ошибкой Вашингтона и настаивают на установлении официального графика вывода войск. Опросы общественного мнения, проводимые в Ираке, также показывают, что иракцы в целом негативно относятся к присутствию иностранных войск и не особо оптимистично оценивают нынешнее положение дел в стране.
БЕСКОНЕЧНЫЙ РЕЙД НАТО В АФГАНИСТАНЕ
Одной из основных тем, обсуждавшихся союзниками на саммите в Бухаресте, была проблема Афганистана. Это заседание проводилось за закрытыми дверями, и практически ничего не известно, каких договоренностей они достигли по афганской проблеме и какие шаги там будут предприняты в будущем. В пункте 6 Резолюции НАТО по итогам саммита союзники объявили, что им «удалось добиться значительных успехов» в Афганистане. Однако здесь есть еще много нерешенных проблем, которые требуют значительных усилий со стороны НАТО. В этом документе также отмечается, что в ближайшее время члены альянса планируют разработать заявление по Афганистану, в котором будут сформулированы основные принципы урегулирования ситуации в стране, включая долгосрочные совместные действия НАТО, содействие укреплению национальных институтов власти, расширение сотрудничества военных и гражданских структур мирового сообщества в консолидировании усилий по стабилизации обстановки в стране, а также укрепление сотрудничества Кабула со своими соседями, прежде всего с Пакистаном.
13 марта в ходе видеоконференции с военными и гражданскими экспертами по поводу ситуации в Афганистане Джордж Буш заявил своей аудитории: «Будь я моложе, махнул бы в Афганистан». Он посетовал на проблемы США в этой стране и выразил удовлетворение заокеанскими успехами в войне, которая тянется уже более шести лет.
Специалисты рассказали Бушу о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в ходе боевых действий на чужой территории. Поведали обо всем, включая трудности взаимоотношений с местными органами власти и полицией, широкомасштабную коррупцию, и о многих других трудностях, испытываемых Америкой в стране, которую туманный Альбион пытался покорить три раза, но так и не добился успеха. Эксперты отметили и тот факт, что все попытки американцев убедить афганских фермеров отказаться от опиумного мака в пользу других культур потерпели полный крах. Все средства, отпускаемые США на ликвидацию этого зла, либо осели в карманах чиновников, либо были истрачены на расширение производства наркотиков.
Бушу было сообщено и о том, что его спецам приходится ночи напролет гонять чаи с аборигенами в попытках склонить их к сотрудничеству, а также, что старейшинам племен приходится преодолевать горные хребты, что требует немалого времени, чтобы принять участие в заседаниях правительства. «Должен сказать, я вам немного завидую. Если бы я был немного моложе и не работал здесь, думаю, что это был бы фантастический опыт – оказаться на передовой, где молодой демократии помогают добиться успеха», – в ответ на все эти жалобы заявил Буш. И добавил: «это должен быть для вас захватывающий опыт... в некотором роде романтика, в некотором смысле, как вы знаете, преодоление опасностей. Вы действительно творите историю, за что я вам благодарен».
31 марта Фрэнк Карлуччи, некогда возглавлявший Пентагон и занимавший должность советника по национальной безопасности президента США, заявил членам Совета по международным делам (Council on Foreign Relations), общественной организации, в которую входят многие бывшие выдающиеся политики США, что его «совсем не беспокоит», если Америке потребуется еще 10 или 20 лет на урегулирование ситуации в Афганистане. По его словам, «поражение разрушит НАТО», и тогда на новом этапе развития мира событиями на планете будут руководить Китай и Россия.
Большинство европейских стран НАТО, проявляя солидарность с Вашингтоном и другими членами альянса в вопросе по Афганистану, тем не менее полагают, что ситуация в этой стране может стать причиной распада блока, и не собираются оставаться здесь более двух-трех лет.
В преддверии Бухарестского саммита пять высокопоставленных офицеров, некогда занимавших руководящие должности в НАТО, включая бывшего командующего ВС НАТО в Европе американского генерала Джона Шаликашвили, бывшего председателя Комитета военного планирования НАТО немецкого генерала Клауса Науманна, бывшего начальника штаба ВС Голландии генерала Хенка Ван ден Бремена, бывшего начальника штаба ВС Франции адмирала Жака Ланксада и бывшего начальника генштаба ВС Великобритании фельдмаршала лорда Инге, разработали доклад с предложениями по уточнению стратегии и реформированию военных структур блока. В этом документе они призвали руководство НАТО не отказываться от линии, реализуемой в Афганистане, и отметили, что опыт действий сил коалиции здесь и в Ираке свидетельствует: подходы альянса к управлению кризисными ситуациями категорически устарели и требуют радикального изменения.
В докладе, который был представлен в американский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), генералы отметили, что в настоящее время нет ни одной организации, которая была бы способна регулировать действия НАТО за пределами театров военных действий. Они утверждают, что в процесс стабилизации обстановки в Афганистане и преодоления глубокого кризиса кроме войск должны быть включены определенные структуры ЕС, а также ООН.
Большинство государственных деятелей стран, принимающих участие в афганской кампании, признают необходимость расширения своего присутствия в этой стране. Однако их избиратели совсем не уверены, что следует тратить огромные деньги на Афганистан, население которого все еще продолжает проживать в XV–XVI веках.
Помимо развития инфраструктуры и повышения уровня жизни афганцев, огромной проблемой этой страны являются наркотики. В небольших городах Афганистана наркобазары функционируют почти открыто. В афганском обществе нет морального осуждения наркотиков, поскольку реальной экономической альтернативы производству героина до сих пор не существует. Опиумный мак – весьма неприхотливое растение. При отсутствии ирригационной системы взращивание в Афганистане каких-то других сельскохозяйственных культур просто невозможно.
Несмотря на все финансовые вливания, которые неоднократно делал Вашингтон в экономику Афганистана, чтобы остановить выращивание мака, объем производств опиума ежегодно растет примерно на треть. В 2007 году в стране было произведено 8300 тонн наркотика, а доходы от его продажи составили почти две трети ВВП. Опиум производится в 29 из 32 провинций страны. Из 25 млн. жителей Афганистана около 3,3 млн. человек занимаются культивированием мака или каким-то иным образом вовлечены в наркотрафик.
Коалиционные силы пытаются вести борьбу с этим злом. Однако данная задача не является их прерогативой, поскольку главной задачей воинских контингентов союзников является борьба с терроризмом. Они не хотят проводить широкомасштабные акции по уничтожению маковых плантаций, как это делал «Талибан», поскольку подобные акции неизбежно приведут к обострению отношений населения с международными силами. Ситуация с наркотиками обостряется еще и тем, что в период некоторой стабилизации обстановки в стране многие бывшие полевые командиры со своими отрядами перешли на службу в полицию, где они практически свободно продолжают заниматься наркоторговлей. Власти Афганистана пытаются использовать для этой цели возможности национальной армии и полиции, а также реализовывать альтернативные экономические проекты. Однако губернаторы провинций не в состоянии организовать борьбу с наркотиками. Кроме того, многие из них сами наживаются на торговле зельем.
Франция выступает за разработку нового договора ЕС, позволившего бы странам Союза более эффективно сотрудничать в этом регионе с США, Россией и Китаем. Аналогичного мнения придерживаются Бельгия и Нидерланды.
Ни «Талибан», ни НАТО сегодня не имеют необходимых сил и средств для одержания военной победы. Не может альянс сделать из Афганистана жизнеспособное государство с современной инфраструктурой, тем более в ближайшие три года. Поэтому поневоле его руководителям приходится соглашаться с Карлуччи, который отпустил на этот процесс 10–20 лет. Но нельзя забывать, что Англия три раза пыталась покорить афганские просторы. Но увы...