20 апреля в районе села Гагида Гальского района Абхазии в 9.57 по московскому времени был сбит беспилотный летательный аппарат (дрон). На следующий день командующий ВВС Грузии Давид Наираишвили заявил, что это российский истребитель поразил невооруженную машину, осуществлявшую общую рекогносцировку грузинской территории. Позже в интернет была выложена видеозапись, сделанная с БПЛА, на которой ясно виден двухкилевой самолет, выпускающий ракету навстречу дрону.
Российские военные заявили, что не уничтожали БПЛА. По мнению некоторых экспертов, неизвестный истребитель – это российский МиГ-29. Или Су-27 абхазских ВВС, в наличии которых Сухуми не признается. Сами абхазы заявляют, что БПЛА сбит ракетой с L-39, хотя этот учебный реактивный самолет не рассчитан на подвеску подобного вооружения.
21 апреля в Гальском районе были найдены обломки беспилотника. Заместитель министра обороны непризнанной республики Абхазия Гарри Купалба на пресс-конференции в Сухуми заявил, что БПЛА идентифицирован как «Гермес-450» израильского производства. По маркировке на обломках установлен производитель – Elbit Systems, год выпуска – 2006, номер – 553. Сбитый аппарат аналогичен сбитому 18 марта в районе села Приморское на границе между Очамчирским и Гальским районами Абхазии. Номер того беспилотника – 551. Похоже, аппараты из одного комплекта.
Но в марте Грузия категорически отказалась признавать, что это ее БПЛА. Между тем в январе 2006 года один из западных дипломатов в интервью зарубежным СМИ сообщил, что Соединенные Штаты в рамках обучения и вооружения грузинской армии позаботились о поставке в эту страну, помимо прочей военной техники, израильских дронов.
Сейчас уже сам президент Грузии Михаил Саакашвили заявил в интервью New York Times, что из Израиля получено около 40 беспилотников, которые распределены между армией и полицией. Сбитый в вербное воскресенье «Гермес», по утверждениям Тбилиси, принадлежал МВД. Хотя комментировал инцидент, напомним, командующий ВВС.
Компания Elbit Systems сотрудничает с Грузией с 2000 года. С ее помощью проводилась модернизация пяти штурмовиков Су-25, превратившая их в Су-25КМ «Мимино». При посредничестве и, видимо, на средства Вашингтона у Elbit Systems были приобретены пять комплектов Hermes 450 («Гермес-450»). В один комплект входит 5–6 беспилотных летательных аппаратов, пункт управления, средства обслуживания.
БПЛА «Гермес-450», имеющий второе название – «Зик», является многоцелевым средневысотным (потолок 6100 м) тактическим летательным аппаратом (поэтому заявления абхазской стороны, что БПЛА сбивали на высоте 8 тыс. м, мягко говоря, неточны). Выполнен из радиопроницаемых композитных материалов, а потому плохо засекается радарами. Оборудован системами дистанционного управления и передачи данных в реальном времени. Комплектуется цифровыми видеокамерами, инфракрасными датчиками, позволяющими вести наблюдение в темное время суток. Лазерные датчики способны измерять расстояния до обнаруженных объектов и подсвечивать их для наведения управляемых боеприпасов.
Угол обзора видеоаппаратуры в горизонтальной плоскости – 360 градусов, то есть объектив может описывать полный круг, делая панорамную съемку. В вертикальной плоскости обзор составляет 270 градусов. Следовательно, «Гермес» вполне может видеть истребитель, атакующий его в лоб. Только зона непосредственно над аппаратом остается для него невидимой. При крейсерской скорости 130 км/час БПЛА может достаточно долго держать в объективе любой объект, заинтересовавший оператора. Максимальная скорость аппарата – 176 км/час.
Размеры «Гермеса» впечатляют. Размах крыла – 10,5 м, длина – 6,1 м, высота – 1,8 м. При этом масса пустого аппарата – 200 кг, а при максимальной взлетной нагрузке – 450 кг. Радиус действия – 200 км, то есть он предназначен для действий в ближней фронтовой полосе. За счет большой площади крыла может находиться в полете 16–20 часов в зависимости от нагрузки.
Первой страной, закупившей в Израиле беспилотные «Гермесы», стали США. В 2004 году фирма Elbit Systems выиграла правительственный тендер на поставку БПЛА для обеспечения безопасности на американо-мексиканской границе в штате Аризона. Общая сумма контракта – 10 млн. долл., срок поставки – 6 месяцев. Закупленная партия называлась крупной. Учитывая протяженность границы, можно говорить о примерной стоимости комплекта из аппаратуры и 5–6 самолетов – 2–2,5 млн. долл.
Точно известно, что в самом Израиле «Гермес-450» применялся ЦАХАЛ во время второй ливанской войны в 2006 году. По данным американского еженедельника Aviation Week, это была боевая версия с ракетами «воздух–поверхность», наводящимися с помощью спутниковой навигации GPS и наземного оператора. Палестинцы утверждают, что с таких беспилотников израильтяне расстреливают автомобили с боевиками в секторе Газа. Особенность таких воздушных атак в неожиданности – БПЛА на большой высоте не видно и не слышно. Известно также, что видеоинформация, поступающая с «Гермесов» в разведцентры ЦАХАЛ, тщательно обрабатывается, а затем сравнивается компьютерными программами с ранее сделанными снимками.
Не исключено, что грузинские «Гермесы» тоже могут быть оснащены ракетами для ударов по наземным целям.