0
5177
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.07.2008 00:00:00

Пентагон вспомнил опыт Вьетнама

Тэги: сша, гантрак, вооружения, транспорт


История развивается по спирали. Очередной раз в справедливости данного утверждения убеждаешься на опыте армии США, в которую недавно начали поступать новые типы армейских грузовиков, оснащаемых теперь не только 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами, но и еще более тяжелым вооружением. В последний раз американцы использовали подобные автомашины в годы Вьетнамской войны.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Гантраки» – от английского gun truck, то есть «вооруженный грузовик» – так назывались большегрузные армейские автомобили с установленными на них пулеметами и гранатометами. Они были переоборудованы специалистами 8-й транспортной группы Транспортного командования сухопутных войск США, занимавшейся во Вьетнаме доставкой различных грузов от портов на американские военные базы внутри страны и постоянно подвергавшейся нападениям партизан. Именно полная беззащитность стандартных армейских грузовиков перед спрятавшимися в джунглях вьетконговцами, безнаказанно расстреливавшими, словно в тире, колонны из сотни-другой автомобилей, и заставила американцев «напрячь мозги».

В итоге осенью 1967 года была разработана так называемая концепция «усиленных конвоев» – с использованием этих самых «гантраков». В изначальном виде каждый из них представлял собой 2,5-тонный грузовик М35 с колесной формулой 6х6, вооруженный двумя 7,62-мм пулеметами М60, расчеты которых были укрыты мешками с песком (расчет «гантрака» – командир, водитель и два пулеметчика). На каждые 10 обычных армейских грузовиков выделялся один вооруженный.

Однако вскоре выяснилось, что мешки с песком в дождь намокают и утяжеляют машину, ухудшая ее возможности. Тогда американцы стали наваривать на грузовики листы брони, а в состав экипажа включили дополнительно одного унтер-офицера и иногда солдата с гранатометом М79. К октябрю 1967 года новые «гантраки» были готовы к бою.

Испытание огнем не заставило себя ждать: 24 ноября 1967 года вьетконговцы устроили на «Аллее засад» – маршруте № 19 между крупной базой Анкхе и проходом Манг-Чанг – очередную ловушку. Однако в результате широкого использования американцами новых «гантраков» бой завершился в их пользу – потеряв шесть обычных и четыре «вооруженных» грузовика, а также нескольких водителей убитыми, 8-й группе удалось уничтожить 41 партизана и заставить напавший отряд отступить.

Впоследствии в «вооруженные грузовики» были переоборудованы и 5-тонные армейские автомобили М51. Существовало множество модификаций «гантраков» – с 12,7-мм пулеметами M2HB, шестиствольными 7,62-мм пулеметами ХМ134 «миниган», счетверенными 12,7-мм зенитными пулеметными установками, 40-мм пушками «Бофорс» и даже с установленными в кузовах корпусами неисправных бронетранспортеров М113.

После окончания Вьетнамской войны все «гантраки», которым зачастую присваивались имена собственные (такие как «Неприкасаемый», «Стальная бабочка» и т.п.), были списаны «в утиль». Исключением стал «гантрак» на шасси М54, названный Eve of Destruction, который теперь можно увидеть в диораме Музея армейского транспорта в Форт-Юстисе (близ города Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния).

НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Ренессанс «гантраков» обусловлен тяжелыми уроками, полученными армией и морской пехотой США за годы партизанской войны в Ираке. Оказалось, что имеющиеся у американцев грузовики и армейские внедорожники – легкая добыча для многочисленных повстанцев и террористов, засевших на крышах узких улочек иракских городов и в «зеленке» вдоль автотрасс. Приставить же к каждому автомобилю бронетранспортер или БМП не представляется возможным – это слишком накладно даже для такого щедро финансируемого военного ведомства, как Пентагон. Вот и пришлось искать средство из разряда «дешево и сердито».

Кстати, впервые «гром прогремел» еще в марте 2003 года, когда в засаду попала транспортно-ремонтная колонна американской армии, при этом 11 солдат погибли, а еще пять – попали в плен. Среди последних была и ставшая позднее «знаменитой» Джессика Линч – из плена ее позже освободил спецназ, а Белый дом наградил сразу медалями «Бронзовая звезда», «Пурпурное сердце» и «За пребывание в плену» (правда, затем оказалось, что миф о героическом поведении Джессики в бою придумала пресса и военные пиарщики – на самом же деле М16 Линч заклинило в первые же минуты стычки, а сама она была контужена, после чего очнулась уже в иракском госпитале).

Первой попыткой исправить ситуацию стало оборудование грузовиков и внедорожников комплектами дополнительной защиты, получившими в США прозвище «Хиллбилли армор» (Hillbilly armor), а также «фермерская броня» – за свой неуклюжий вид и полукустарное производство в полевых условиях или на малых предприятиях. Но это спасало автомобили от пуль, да и то не всех, а уж от гранатометов или фугасов – нет.

В конце концов за дело взялся Конгресс – республиканец Дункан Хантер, председатель комитета Палаты представителей по вопросам вооруженных сил, внес на рассмотрение предложение вспомнить былой опыт и вновь снабдить американскую армию «вооруженными грузовиками». Теперь, однако, речь шла о крупносерийном переоборудовании машин на заводах, а не в армейских мастерских. При этом, что интересно, высшее командование сухопутных войск США к этой идее отнеслось тогда более чем прохладно и конгрессменам пришлось «учить военных уму разуму».

Первый прототип был создан к августу 2003 года в Национальной лаборатории имени Лоуренса Ливермора – при содействии ряда ветеранов Вьетнамской войны. Для стандартного армейского 5-тонного грузовика М939 был спроектирован так называемый «Хантер бокс» (Hunter box, что можно перевести как «Укрытие охотника»), который включал устанавливаемую в кузов бронированную «коробку» (использовались типовая стальная броня, композитные бронеэлементы и бронестекло), имевшую бойницы для стрельбы их 2–4 единых 7,62-мм или крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов.

Работы были в целом завершены к марту 2004 года, и в июле того же года первую партию машин перебросили в Ирак. После первых положительных отзывов началось мелкосерийное производство «Хантер боксов» – до июля 2005 года было изготовлено 35 штук, а всего к началу этого года в Ирак отправили 100 таких комплектов и еще 18 – в Афганистан, где талибы принялись громить американские, британские и канадские автокараваны. С другой стороны, высшее командование СВ США продолжает скептически относиться к этому проекту, утверждая, что грузовик с «Хантер боксом» хоть и обладает более высоким потенциалом, но имеет очень слабую защиту от поражения в верхнюю проекцию.

Оппозиция высших офицеров дала себя знать и на практике. Так, еще в апреле 2004 года командиры 375-й транспортной группы Резерва и 812-го транспортного батальона СВ США сформировали специальное подразделение – 518-ю роту «гантраков», размещенную на территории Кувейта, неподалеку от границы с Ираком. В состав роты включили 35 переоборудованных «хаммеров» с усиленной бронезащитой и пять грузовиков М939, вооруженных 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами. Однако уже через год высшее армейское командование без объяснения причин расформировало данное подразделение.

Но уже в том же году, под давлением командиров среднего звена, командование СВ США приняло решение снять с вооружения все 2,5-тонные грузовики, фактически дошедшие до наших дней со времен Вьетнамской войны без существенных изменений, и заменить их новыми машинами «семейства средних тактических автомобилей» (Family of Medium Tactical Vehicles или FMTV). Отличительными особенностями новых грузовиков должны были стать усиленное бронирование и турельная пулеметная установка. На конец июня с.г. американские «сухопутчики» успели оснастить пулеметными установками с 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами около 1250 машин – то есть почти половину от суммарного заказанного их количества. Пулеметное вооружение поставлялось со складов ВС США, а монтажными работами занимались специалисты Армейского арсенала в г. Аннистон, штат Алабама.

ПОЛНАЯ ЗАМЕНА

Новый виток спирали пришелся на прошлый год – американская армия, используя дополнительные средства, выделенные Конгрессом на «войну с терроризмом», подписала с корпорацией «Дженерал Дайнэмикс» контракт стоимостью около 42 млн. долларов на закупку 2691 крупнокалиберного 12,7-мм пулемета примерно по 15 тыс. долларов за штуку. Одна из важнейших особенностей – возможность использовать одну машину одновременно и как простой грузовик, и как «гантрак», что не повлечет за собой дополнительных расходов и позволит с прежней интенсивностью выполнять перевозки грузов в очагах конфликтов. Хотя, конечно, такая конструкция примерно на 907 кг утяжелит машину.

Этот шаг стал первым в ходе практической реализации решения Пентагона о полном снятии с вооружения грузовиков типа М35 и оснащения всех вновь поступающих армейских автомобилей турельными пулеметными установками – их размещают на крыше кабины. На нынешний год в планах армейского командования – закупка еще 1924 пулеметов и турелей к ним. После того как эти «гантраки» нового поколения начнут поступать в войска, находящиеся в Ираке, все остальные невооруженные и вооруженные армейские автомобили будут сниматься с вооружения.

Такое решение зарубежные эксперты оценивают как весьма важное и основополагающее – ведь ранее в Ираке и Афганистане военные выкручивались сами как могли. Только небольшое количество армейских грузовиков было оснащено пулеметными турелями на крышах кабин, а еще часть имела просто люки – из них в случае опасности военнослужащие могли вести огонь из личного оружия. Но после того как потери в автоколоннах стали стремительно возрастать, а командиры среднего звена буквально «забомбардировали» свое начальство рапортами, Пентагон был вынужден принять меры.

Сами грузовики будет выпускать британская компания «BAE Системз», получившая первый контракт 2 июня с.г. Она же займется финальным монтажом пулеметных установок. Начало серийных поставок – весна 2009 года, когда подрядчик должен выйти на уровень выпуска 42 машины в сутки. Общие же планы армейского командования – просто грандиозны: до 2013 года по статье «вооружение грузовиков семейства FMTV» намечено израсходовать не менее 472 млн. долларов. В следующем году закупят 6157 пулеметов и бронированных турельных установок к ним, в 2010 году – 5968, в 2011 году – 5782 пулемета, в 2012 году – 5132, в 2013 году – 1229 пулеметов. Соответственно, столько же новых автомобилей поступит и в войска в эти годы. Это позволит американским военным уже будущим летом отказаться полностью от сопровождения своих колонн с грузами БТР и БМП, которые будут выделяться лишь в особых случаях.

ПОКА ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ НЕ КЛЮНЕТ

Оценивая американский опыт создания и эксплуатации «гантраков», нельзя не упомянуть и об опыте отечественном. А таковой у нашей армии имеется еще со времен войны в Афганистане. Еще бы, ведь по самым скромным официальным оценкам, за годы конфликта советская группа войск потеряла 11 369 транспортных машин различных типов, преимущественно армейских грузовиков.

Солдатская смекалка и тогда сработала на «отлично». Так, например, для «Уралов» были быстро разработаны комплекты навесной брони весом около 184 кг, которые обеспечили надежную защиту от пуль и осколков снарядов и фугасов противника. Даже на кабине устанавливались дополнительная наружная броня и специальные броневые жалюзи на ветровое стекло. В другом автомобиле – «КамАЗ»-4310 – бронепанели монтировались на внутренних поверхностях панелей и дверей, а под ветровые стекла крепились листы с прорезями – размер смотрового окошка регулировался сменными бронепластинами. Относительная площадь перекрытия зон уязвимости составила 70%, что было на 15% больше по сравнению с «бронеуралом». Но и масса защиты была больше: кабины – 285 кг, переднего борта грузовой платформы – 235 кг. Броня выдерживала попадания пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов массой до 2 граммов. В некоторых грузовиках устанавливались боевые отделения подбитых бронетранспортеров с КПВТ и ПКТ или зенитные установки. После распада Советского Союза аналогичные образцы использовались в конфликтах в Приднестровье, Чечне и пр.

Сегодня теме создания бронированных грузовых автомобилей, в том числе и оснащенных дополнительным пулеметным вооружением, в РФ уделяется достаточно серьезное внимание. Ряд образцов изготовлен российскими автомобильными компаниями. Они прошли испытания, и часть уже поступает на вооружение различных силовых ведомств, преимущественно – МВД.

Другое дело, что пока, как говорится, «петух жареный не клюнул», наши войска были вынуждены в горячих точках полагаться исключительно на смекалку солдат и офицеров, а не грамотную и плановую работу высшего армейского командования и оборонно-промышленного комплекса.

Кстати, американцы уже провели в Ираке, в боевых условиях, испытания нового «гантрака», оснащенного зенитным артиллерийским комплексом «Фаланкс» калибра 20 мм. Данная установка смонтирована на шасси турецкого грузового автомобиля HEMTT A3 и, по словам представителей компании «Рейтеон» (разработчик данного «гантрака»), прекрасно проявила себя при решении задач борьбы с управляемыми и неуправляемыми ракетами и даже минометными минами, выпущенными противником по армейским колоннам. Пробег прототипа нового «вооруженного грузовика», являющегося классическим представителем данного класса техники, составил уже более 10 тыс. миль (около 19 тыс. км). Ожидается, что в ближайшее время испытания будут завершены и по их итогам будет принято решение об оснащении американских подразделений в Ираке и Афганистане данными машинами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
503
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
625
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
532
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
435

Другие новости