При всей катастрофичности последствий военной авантюры режима Саакашвили в Южной Осетии кое-чего он все же смог добиться. В частности, коренные изменения происходят во взглядах мирового сообщества на роль и место российских голубых касок в Грузии. Собственно, официальный Тбилиси и затевал крупномасштабные военные действия во имя того, чтобы после их завершения Россия превратилась в одну из сторон конфликта. И вряд ли кто согласится с тем, что ее солдаты и офицеры вправе выполнять роль беспристрастной третьей силы, разъединяющей противников.
В международном сообществе находит поддержку давняя и навязчивая идея грузинского руководства о замене российских миротворческих контингентов на военнослужащих из других стран. Предпочтительнее – членов НАТО. Вот тогда «наведение конституционного порядка» в Южной Осетии и Абхазии пойдет без проблем.
Одновременно такая ситуация означала бы, с одной стороны, вытеснение России из традиционной зоны влияния, а с другой – сдачу без боя российских граждан, проживающих на территориях непризнанных республик, на милость грузинских властей. Причем эти власти не раз демонстрировали жестокость по отношению к негрузинам, способность к проявлениям геноцида.
Очевидно, в Москве понимают, в каком направлении развиваются события. Посему единственный выход для РФ в целях сохранения политического лица и обеспечения безопасности граждан с российскими паспортами, проживающими и в Абхазии, и в Южной Осетии, – отделение этих автономий от Грузии. В необходимости такого шага убеждает прежде всего закончившаяся война. Нахождение непризнанных республик в составе Грузии опасно для их населения и аморально по своей политической сути.
Следовательно, остается избрать косовский вариант решения чрезвычайно острой, конфликтной ситуации. Национальная непримиримость проявилась в кровопролитной форме вооруженных столкновений, массовой гибели простых людей. Гарантом безопасности в Косово выступили страны НАТО, Евросоюз. В грузино-южноосетинском конфликте – Россия. Идентичность ситуации не вызывает сомнений. Следуя международному прецеденту с бывшей сербской автономией, Кремлю не остается ничего другого, как способствовать ушедшим из-под власти Тбилиси территориям в подготовке провозглашения самостоятельности, то есть полного выхода из состава Грузии. А пока с помощью российских войск обеспечивать их безопасность.
Сценарий один к одному копирует процесс отделения Косово. И потому серьезных возражений со стороны международной общественности быть не должно. Если же они последуют, то по праву будут оценены как чистой воды политическая конъюнктура и предвзятость русофобов.
Дальнейшие же шаги – дело вкуса. Вполне возможно, что Южная Осетия и Абхазия пожелают воссоединиться с Россией. Но это уже будет третий, заключительный тайм в северокавказской политической игре. Пока же мячом владеют российские игроки и успешно развивают политико-дипломатическую атаку в интересах своих сограждан в непризнанных республиках.