Последствия нападения на Южную Осетию должны устраняться за счет репарационных платежей Грузии.
Фото Reuters
Крайне опасным моментом является то, что события вокруг Южной Осетии сняли ряд политико-психологических барьеров и ввели в практическую плоскость такое понятие, как конфликт между странами СНГ, еще сравнительно недавно составлявшими одно государство – СССР. Впервые массированному вооруженному нападению подверглись граждане Российской Федерации – мирные жители Цхинвали и окрестных осетинских сел. Впервые преднамеренно были атакованы регулярными войсками соседней страны российские миротворческие контингенты, понесшие исключительно высокие для данной категории военнослужащих потери убитыми и ранеными. При этом, надо особо отметить, стреляли по ним и их грузинские коллеги-миротворцы.
ПРОФИЛАКТИКА И ИНИЦИАТИВА
В этих условиях первый вопрос, который требует своего рассмотрения, заключается в следующем.
Почему грузинская сторона, которая наверняка просчитывала последствия своей акции, осуществила все эти действия, бросила открытый, наглый вызов нашей стране?
Проще всего свести все к упрощенно-унизительной характеристике нынешних грузинских лидеров, представить Саакашвили этаким эксцентриком и неврастеником, принявшим спонтанное, эмоциональное решение. Полагаю, что данный вариант ответа был бы поверхностным и уводил нас в сторону от серьезного критического анализа случившегося.
Объяснение действий Тбилиси следует искать в другом. По-видимому, в течение длительного времени Россия недостаточно ясно позиционировала себя в качестве страны, против которой (или против граждан которой) агрессивные действия предпринимать не следует, так как подобного рода акции обернутся серьезнейшими последствиями для их устроителей.
Вывод очень прост – профилактика военных конфликтов должна включать в качестве ключевого элемента абсолютную, не требующую никаких дополнительных «изучений» и доказательств неотвратимость мощного военного и политического ответа с нашей стороны в случае угрозы национальной безопасности Российской Федерации, угрозы жизни ее гражданам. Для того чтобы такая реакция была очевидной и реально выступала в качестве сдерживающего фактора, следует осуществить целый комплекс мероприятий – улучшить по всем параметрам состояние Вооруженных сил РФ, увеличить количество учений в армии и на флоте, активизировать разъяснительную работу российских дипломатов, военных деятелей, специалистов и т.п. И центральная задача, которая встает перед нами в настоящее время, заключается в том, чтобы уже в ходе нынешнего кризиса мы со всей очевидностью сумели убедить всех потенциальных агрессоров в том, что языком силы с нами не надо пытаться изъясняться.
Вторая важнейшая задача – оперативное представление мировой общественности российского видения кризиса, объективных фактов о ситуации в зоне конфликта.
С сожалением приходится констатировать, что Москве почти никогда не принадлежала инициатива в выработке и распространении политико-юридической характеристики кризисных событий. Чаще всего ситуация складывалась так, что Россия с самого начала упускала инициативу и лишь «отвечала» на «домыслы» враждебной нам пропаганды, «давала отповедь» и т.п. Будем надеяться на то, что отечественные СМИ, в особенности телевидение, в полной мере смогут использовать свои возможности для того, чтобы создать основанное на реальных, наглядно подтвержденных и документально зафиксированных фактах, представление о происходящих событиях, преступлениях, совершенных против осетин, в том числе – имеющих российское гражданство.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Еще один важный аспект – принятие в межгосударственной сфере юридически взвешенных шагов. Здесь у России сегодня важное субъективное преимущество – и действующий президент, и премьер-министр – юристы по образованию и по складу ума. В силу этого у Москвы есть все возможности проведения выверенной, юридически безупречной политики.
С учетом жесточайшего характера действий грузинской стороны против гражданского населения и тяжелых гуманитарных последствий совершенной Тбилиси акции вполне справедливо ставится вопрос о привлечении виновных в агрессии лиц к уголовной ответственности. По-видимому, такой демарш может быть дополнен объявлением их в розыск по линии Интерпола.
Но при этом в настоящее время складывается парадоксальная ситуация. Грузия нанесла громадный материальный урон Южной Осетии, однако деньги на помощь населению и восстановление разрушенных объектов выделяются из российской казны. Было бы логично предъявить официальному Тбилиси соответствующие претензии финансово-экономического характера, а также потребовать выплаты компенсаций жертвам агрессии. Нужно помочь жителям бывшей автономной области составить обращения, в том числе – в международные органы, с требованием о возмещении грузинской стороной нанесенного ущерба – материального и морального. Пусть массовому характеру преступлений соответствует объем претензий от пострадавших людей. Помимо всего, это поможет Западу более объективно взглянуть на произошедшие события.
Сейчас необходимо срочно в духе указаний российского политического руководства предпринять масштабные меры по грамотной фиксации показаний мирного населения, миротворцев, должностных лиц, всех тех, кто располагает достоверной информацией о преступлениях грузинских военных. Примечательно, что в период Великой Отечественной войны, несмотря на все трудности того времени, была обеспечена эффективная работа специально созданных комиссий по сбору документальных свидетельств злодеяний немецко-фашистских войск на оккупированных территориях. Представленные этими комиссиями материалы сыграли серьезную роль в ходе подготовки Нюрнбергского процесса, а также при определении размеров репарационных платежей Германии.
Уже по первым результатам работы по сбору фактов следует оперативно выпустить «Белую книгу», в том числе – на иностранных языках, для разъяснения реальных фактов, касающихся произошедших событий.
Следующий вопрос – формат реагирования на действия, подобные предпринятым грузинской стороной. Как представляется, он должен включать действия, ограниченные по масштабу, но осуществляемые динамично, мощно, точно, с «демонстрационным эффектом». В этом плане, прямо скажем, хотелось бы, чтобы пришедшие на помощь ограниченному контингенту миротворцев армейские подразделения в более сжатые сроки решали такие задачи, как подавления огневых точек вокруг населенного пункта.
События в Южной Осетии – большая трагедия братского нам народа. Полагаю, что оказываемая руководством Российской Федерации, нашим народом, российскими военными помощь будет не только способствовать быстрейшему преодолению последствий агрессии и гуманитарной катастрофы в непризнанной республике, но и утверждению справедливых, нравственных устоев в международных отношениях. Сейчас наступает момент истины – мы вправе ожидать от всех, кто говорит о своей приверженности миру, принципиальной оценки действий нынешних руководителей Тбилиси.