0
2206
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

10.10.2008

Размножение суверенитетов делением

Человечество может прийти к ситуации, когда кто угодно сможет признать кого угодно

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.

Тэги: россия, государство, независимость


россия, государство, независимость Российские войска помогли признанию Южной Осетии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии имеет, безусловно, эпохальное значение, далеко выходящее за рамки ситуации на Кавказе. Оно означает, что Россия решила перестать стоять на страже Ялтинской системы мироустройства. То есть эта система окончательно прекращает свое существование. Ведь теперь от нее отказались, по сути, 4 из 5 постоянных членов Совбеза ООН. США, Великобритания и Франция признали независимость Косово, Россия – Абхазии и Южной Осетии. В гордом одиночестве остался Китай, но вряд ли он в одиночку спасет прежнюю мировую систему.

ПОЛУПРИЗНАННЫЕ И НЕПРИЗНАННЫЕ

С одной стороны, новых полноправных признанных государств в мире не добавилось, ведь таковой является только страна, ставшая членом ООН. Решение об этом принимает Совбез. Россия и Китай не пускают в ООН Косово, а уж Абхазию и Южную Осетию блокируют все. В итоге качественной разницы между Косово, независимость которого признали 47 стран, и бывших грузинских автономий, признанных только Россией и Никарагуа, нет никакой. Их вроде бы уже нельзя назвать непризнанными, наверное, ради них стоит придумать термин «полупризнанные». В этой же компании находится Тайвань, который признают 22 государства, Палестина (96), Западная Сахара (49) и Северный Кипр, признанный одной лишь Турцией. «Совсем непризнанными» остаются теперь лишь Приднестровье и Нагорный Карабах. Возможно, к таковым стоит отнести также Кашмир и Курдистан.

К сожалению, мировое сообщество не нашло в себе сил решить проблему непризнанных государств системно и единообразно.

Не были выработаны единые критерии, по которым государство могло бы перейти из разряда непризнанных в разряд признанных. И жесткий запрет на признание тоже поставлен не был. Поэтому процесс пошел.

Оставим сейчас в стороне достаточно специфические случаи Палестины и Западной Сахары (их в конце концов почти наверняка признают, в смысле – примут в ООН) и Кашмира (который государством не будет, он будет частью либо Пакистана, либо Индии). Оставим пока в стороне и Тайвань, который с высочайшей вероятностью в очень обозримом будущем станет-таки частью КНР.

Северный Кипр, видимо, так и останется признанным только Турцией. Более того, у этого полупризнанного государства явно появляется желание создать уникальный прецедент, то есть воссоединиться с собственно Кипром (до сих пор непризнанные государства никогда не возвращались в состав бывшей метрополии мирно и добровольно, воссоединение происходило исключительно военным путем). Конечно, не на прежних условиях, а на условиях конфедерации. Как ни странно, этому теперь сопротивляется Кипр, который и так уже благополучно принят в ЕС. Именно по вопросу приема в ЕС Северного Кипра и, главное, самой Турции идет сложная и длительная торговля, одной из составляющих которой является статус Северного Кипра. Членство в этой организации – такой ценный приз, ради которого можно и поступиться принципами. В связи с этим косовский и абхазско-осетинский примеры принципиального значения для данного случая иметь не будут.

НА ПРОСТОРАХ СНГ

Приднестровье, как и Северный Кипр, может стать прецедентом возвращения непризнанного государства в состав бывшей метрополии на условиях конфедерации. Москва активно способствует этому, стремясь доказать, что она отнюдь не страдает имперскими агрессивными комплексами, а наоборот, готова выступать в роли миротворца и гаранта территориальной целостности стран СНГ. Надо заметить, что важнейшей причиной миролюбия в данном случае является географический фактор. Приднестровье в отличие от Абхазии и Южной Осетии не имеет общей границы с Россией. Хуже того, коммуникации между Россией и Приднестровьем проходят исключительно по территории Украины, назвать которую дружественным нам государством вряд ли хоть у кого-то повернется язык. Поэтому для Москвы выгоднее «сбыть с рук» Тирасполь, улучшив свой международный имидж.

В обмен на посредничество при объединении от Кишинева потребуют не вступать в НАТО. Здесь налицо очередное проявление нашей антинатовской паранойи. Что нам за беда от того, что микроскопическая по территории, населению, размерам экономики и военному потенциалу Молдавия, не граничащая к тому же с Россией, вступит в НАТО, объяснить невозможно. Что получится из усилий Москвы – сейчас сказать трудно. Тем более что США, ЕС и Украина тоже хотят принять участие в процессе, повлиять на его исход и получить лавры миротворцев. Но даже Россия явно не собирается признавать независимость Приднестровья, а больше его заведомо не признает никто.

А вот Карабах мирным путем в состав Азербайджана точно не вернется. И для него, и стоящей за ним Армении казус Абхазии и Южной Осетии очень интересен. Собственно, Ереван уже дал понять, что готов признать бывшие грузинские автономии в обмен на признание Карабаха. Однако Москва не готова рвать отношения с Баку, поэтому и такого обмена не предвидится. При этом Азербайджан, безусловно, весьма встревожен тем, что случилось в Грузии. И у него появляется все более явное желание попытаться быть удачливее западного соседа, то есть вернуть Карабах военным путем. Азербайджан, как и Грузия, в последние несколько лет очень активно наращивал военный потенциал, став единственной страной в Европе, нарушившей (превысившей) по ряду параметров лимиты ДОВСЕ.

Военные расходы Азербайджана в разы превышают военные расходы Армении. Впрочем, это ни в коем случае не гарантирует Баку успеха, если он все же решится на военную операцию. Армянская и карабахская армии очень хорошо подготовлены, по суммарному потенциалу почти не уступают азербайджанской армии, на границах Карабаха построены мощные оборонительные сооружения. Поэтому техника и наиболее подготовленный личный состав азербайджанской армии будет выбит быстрее, чем ей удастся захватить Карабах.

Конечно, Баку мог бы рассчитывать на поддержку Анкары, но в последнее время Армения и Турция начали постепенное сближение позиций. Кроме того, вступление в войну Турции означало бы, что на стороне Армении выступит Россия, имеющая на территории этой страны мощную военную базу. Кроме того, сильные армянские диаспоры имеются в США и Франции, они оказывают влияние на политику Вашингтона и Парижа в деле урегулирования карабахской проблемы. Наконец, многострадальный нефтепровод из Баку в случае войны почти наверняка будет выведен из строя, в чем США и Турция совершенно не заинтересованы. Поэтому скорее всего в Нагорном Карабахе надолго сохранится статус-кво.

СТАТУС-КВО КУРДИСТАНА

Независимый Курдистан на севере Ирака уже, по сути, давно построен. Единственное, чего он не сделал, – не провозгласил свою независимость официально. Пока курды, представитель которых является президентом Ирака (с весьма ограниченными полномочиями, но тем не менее), не считают нужным это делать. Ведь фактическая независимость у них и так есть, а ее юридическое провозглашение вызовет бешеную реакцию Анкары и Тегерана. Да и Вашингтон не поймет. Поэтому и здесь сохранится статус-кво. До тех пор пока из Ирака не уйдут американские войска. После этого возможны самые разные варианты. Если официальный Багдад и дальше будет столь же стоически наблюдать за курдской свободой, то статус-кво продлится и дальше. Но центральные власти могут найти в себе силы и желание попытаться ограничить права Курдистана. Тогда он почти наверняка пойдет на провозглашение независимости. Возможен и такой вариант, как попытка иракских курдов стать центром притяжения для своих турецких, иранских и сирийских соотечественников с целью создания «Большого Курдистана», который уж точно захочет стать независимым. Правда, такой вариант гарантирует войну курдов против всех окружающих их стран, а на помощь США им будет рассчитывать бессмысленно. Второй разу их в Ирак не заманишь.

ЯЩИК ПАНДОРЫ ОТКРЫТ

Проблема отнюдь не сводится к описанию нескольких конкретных случаев. Она гораздо шире и глубже. Потому что человечество может прийти к ситуации, когда кто угодно сможет признать кого угодно.

Напомним, что кандидат в президенты США от республиканцев Маккейн сразу после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, заявил, что Америка может признать независимость Чечни. Наверное, он этого не сделает, даже если станет президентом. Но слово сказано.

Собственно, в Чечне уже просто некого признавать, органы власти «независимой Ичкерии» давно растворились в пространстве. Кажется, где-то еще есть группа лиц, считающая себя властью «Ичкерии», но они не контролируют совсем ничего. То есть непризнанное государство, которое занимало территорию Чечни в 1992–1994 и 1996–1999 годах, свое существование прекратило. Как де-юре, так и де-факто. Однако это ведь ничего не значит.

Во-первых, Вашингтон может признать независимость нынешней «официальной» Чечни, возглавляемой Рамзаном Кадыровым. Она ведь, по сути, ничем не отличается сейчас от Курдистана будучи фактически независимой, лишь чисто формально входя в состав РФ. Сейчас чеченское руководство клянется в верности Москве, ведь деньги идут оттуда. А если появится возможность сесть на кормление Вашингтона, верность Москве сохранится?

Во-вторых, можно ведь и группу лиц признать, какая разница, что она ничего не контролирует? «Если бога нет, то все позволено». Если можно признавать государства, которые де-факто есть (хотя и созданы незаконно), то почему нельзя признавать государства, которых де-факто нет? Ведь критерии отсутствуют, а ящик Пандоры открыт...

Что, например, помешает Америке признать независимость всех республик в составе РФ (их, напомню, 21)? И другие страны могут присоединиться к данному процессу (хотя бы частично). Например, Финляндия, Венгрия и Эстония признают независимость Коми, Карелии, Мордовии, Марий-Эл, Чувашии. Монголия – Бурятии, Тывы, Хакасии, Якутии. Турция – всех северокавказских республик (кроме, может быть, Осетии), Татарстана, Башкирии, той же Якутии. Что с того, что в большинстве этих республик нет и намека на сепаратизм, отсутствуют даже «группы лиц», претендующих на власть в «независимых странах»? Само по себе признание приведет к тому, что группы лиц появятся. Мы же видели, как они появлялись в союзных республиках и как стремительно рухнул после этого СССР.

Разумеется, подобные неприятности угрожают отнюдь не только России. Почему бы Индии, а за ней и США не признать независимость Тибета? А заодно и Тайваня, при этом не отказываясь от признания и КНР. Пусть Пекин сам рвет отношения с Дели и Вашингтоном. Он, разумеется, это и сделает, заодно, возможно, признав независимость индейцев Лакота в США и некоторых штатов Индии, где есть сепаратистские движения (кроме Кашмира, это Нагаленд, Пенджаб, Ассам и ряд других).

Марокко, обиженное на Испанию за острова Сеуту, Мелилью и Перехиль, может признать независимость Страны Басков и Каталонии. Вообще в Европе для подобных явлений раздолье, она сама им подыгрывает. Несмотря на все проблемы, процесс создания в Европе единого государства вряд ли будет остановлен. Он зашел уже слишком далеко. И в конце концов дойдет до критической точки, когда национальные государства станут значить меньше, чем наднациональные структуры Евросоюза.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ

Фактическая ликвидация сразу множества государств, имеющих многовековую историю и оказывавших колоссальное влияние на развитие всей человеческой цивилизации, – явление беспрецедентное в мировой истории. Причем ликвидация эта станет, по-видимому, безвозвратной. На месте «Европы стран» появится «Европа регионов», эта концепция носит, по сути, официальный характер. Каталония, Бавария и Шотландия станут «важнее» Испании, Германии, Великобритании. Сейчас крайне сложно предсказать, каково будет формальное и реальное соотношение полномочий властных органов ЕС, отмирающих структур стран-членов и усиливающихся регионов. И тут с признаниями и непризнаниями можно играть очень активно.

За пределами Европы раздолье не меньшее. Подавляющее большинство государств Азии и Африки, возникшее как продукт «крушения колониальной системы империализма», является искусственным образованием. Официальные границы между ними, как правило, не имеют отношения к реальному этноконфессиональному делению. Ирак – лучшая иллюстрация данного тезиса. Тоталитарная светская (второе не менее важно, чем первое) диктатура Хусейна была единственной реальной скрепой для страны. Она исчезла – все рухнуло.

Саудовская Аравия, скажем, не менее искусственна, чем Ирак. Ее «смонтировали» из нескольких средневековых эмиратов (Хиджаз, Неджд, Асир) фактически лишь в ХХ веке. Ее вполне можно демонтировать обратно, особенно учитывая наличие обиженного на центральную власть шиитского меньшинства. Столь же искусственны Пакистан и Афганистан. Почему бы не создать, например, гораздо более естественный Пуштунистан? Синд и Белуджистан тоже вполне могут стать независимыми, сепаратизм там имеет место уже сейчас.

Перечислять примеры африканских стран, существующих, по сути, только на бумаге (точнее, в виде флага перед зданием ООН в Нью-Йорке), даже утомительно. Самый яркий пример – Сомали.

Не менее искусственно порезана на страны Латинская Америка. До сих пор, правда, особого сепаратизма здесь не наблюдалось. Но стимулировать его при желании вполне реально. Сегодня это происходит в Боливии. Префекты ряда департаментов страны отказываются признавать социалистические реформы президента Эво Моралеса и требуют полной автономии (вплоть до независимости). С такими требованиями выступают руководители департаментов Санта-Крус, Бени, Пандо, Тариха и Чукисака. Они не хотят делиться доходами с бедными западными индейскими департаментами. Нет особых сомнений, что сепаратизм поощряется из Вашингтона. И если возникнет на востоке Боливии очередное непризнанное государство, оно очень быстро станет «полупризнанным». Хотя бы за счет признания со стороны США.

Биполярный мир рухнул, монополярный не состоялся, многополярный остается иллюзией. Реальностью становится хаос, естественным элементом которого может стать игра в признания и непризнания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Япония планирует ускорить ход переговоров с Россией по территориальному вопросу

Япония планирует ускорить ход переговоров с Россией по территориальному вопросу

0
613
Путинскими шпионами пугают Европу

Путинскими шпионами пугают Европу

Олег Никифоров

Атака на российские спецслужбы принимает масштабный характер

0
969
Путин принимал жалобы на правительство, КПРФ с боем отдавала Приморье

Путин принимал жалобы на правительство, КПРФ с боем отдавала Приморье

Иван Родин

0
698
Австрийский МИД пока замораживает контакты с Москвой

Австрийский МИД пока замораживает контакты с Москвой

Олег Никифоров

Шпионский случай с австрийским полковником осложнил отношения России с Альпийской республикой

0
1731

Другие новости

Загрузка...
24smi.org