Направление стрельбы – храм.
Фото Reuters
Премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявил 17 октября, что дальнейшего усиления военной конфронтации с Таиландом не будет. 15 октября в спорном районе границы возле храмового комплекса Преах Вихеар произошла перестрелка, в результате которой с таиландской стороны были ранены пять военнослужащих, а с камбоджийской – двое убиты и еще двое ранены. Конфликт начался после того, как 7 июля этого года ЮНЕСКО включила Преах Вихеар в список мирового культурного наследия в качестве объекта, находящегося на территории Камбоджи. Это вызвало серьезные волнения в Таиланде и привело к вооруженному противостоянию двух соседних стран в районе исторического комплекса.
ДОЛГАЯ ДОРОГА К ХРАМУ
Индуистский храмовый комплекс Преах Вихеар (Preah Vihear, тайское наименование – Phra Wihan) дал название северной камбоджийской провинции Преахвихеар. Это одна из самых впечатляющих построек шестивековой средневековой кхмерской империи. Он построен на вершине протяженного утеса на высоте 525 м. Крутые склоны горы покрыты густыми джунглями. Длинная пологая лестница из каменных плит спускается к границе Таиланда, с камбоджийской стороны только относительно недавно была проложена гравийная дорога.
Строительство первого храма, посвященного индуистскому богу Шиве (в воплощениях Сикхарешвара и Бхадрешвара), началось в начале IX века. Самая ранняя сохранившаяся часть комплекса относится к Х веку, но большая была построена в период царствования кхмерских королей Сурьявармана I (1002–1050) и Сурьявармана II (1113–1150). Комплекс представляет анфиладу помещений, протянувшуюся на 800 м вдоль хребта утеса. Крыши зданий не сохранились, стены уцелели частично, зато имеющиеся фрагменты покрыты прекрасной резьбой. Позднее, с исчезновением индуизма, храм стал использоваться для буддийских ритуалов. Однако потом был забыт, и в настоящее время для буддийских Камбоджи и Таиланда религиозной святыней не является. Это в чистом виде историко-культурный туристический объект. Причем скульптуры и некоторые резные фрагменты вывезены в музеи Таиланда.
На протяжении столетий тайцы и камбоджийцы воевали друг с другом, что наложило тяжелый отпечаток на современные отношения двух народов. Таиланд не только захватил часть земель кхмерской империи – его войска даже сжигали Пномпень. В 1904 году было решено провести границу между Сиамом, как тогда называлось королевство Таиланд, и французским Индокитаем, в составе коего пребывала Камбоджа. Совместная комиссия придерживалась принципа, что граница должна идти по водоразделу горного хребта. При этом Преах Вихеар оказался на территории Сиама. Однако в 1907 году французские военные геодезисты составили более точную карту, отнеся храмовый комплекс уже на территорию Камбоджи.
В 1954 году французские колонизаторы покинули Индокитай. И Таиланд тут же оккупировал храм, благо имел к нему прямую дорогу. Камбоджа активно протестовала, а в 1959 году обратилась в Международный суд в Гааге. Страны-соседи разругались окончательно, дипломатические отношения между ними были прерваны, а проблема Преах Вихеар стала серьезным вопросом внешней и внутренней политики.
Главным аргумент в Международном суде оказалась карта 1907 года. Утверждалось, что Таиланд полвека не оспаривал проведенную границу, признавая карту. 15 июня 1962 года суд постановил, что храм принадлежит Камбодже, и Таиланд обязан вернуть скульптуры и другие предметы древности, изъятые с исторического объекта. В Таиланде прошли массовые демонстрации протеста, власти обвинили США в подыгрывании Камбодже, поскольку председателем суда был американец.
В январе 1963 года глава Камбоджи принц Нородом Сианук и еще около тысячи человек приняли участие в красочной церемонии официального вступления во владение храмом. Принц предпринял жест примирения, объявив, что жители Таиланда могут посещать храм без виз и что Таиланд является хранителем культурных ценностей, изъятых из Преах Вихеар.
После начала в 1970 году гражданской войны в Камбодже храм на высоком хребте оказался важным оборонительным пунктом. После захвата «красными кхмерами» Пномпеня и свержения правительства Лон Нола Преах Вихеар остался единственным местом, удерживаемым остатками правительственных войск. Все это время туристы со стороны Таиланда могли его посещать. Несколько раз «красные кхмеры» безуспешно пытались его штурмовать. Только после мощного артиллерийского обстрела 22 мая 1975 года им удалось сломить сопротивление защитников храма.
В декабре 1978 года в ответ на провокации режима Пол Пота коммунистический Вьетнам начал освободительный поход в Кампучию, как тогда называлась Камбоджа. Изгнанные из Пномпеня красные кхмеры отступили на север и далее в Таиланд. Провинция Преахвихеар на долгие годы стала районом партизанской войны. Только в 1992 году храм снова открыли для туристов, но не надолго. Его вновь оккупировали «красные кхмеры». В 1998 году прямо на территории храма прошли переговоры, в результате которых несколько сот боевиков сложили оружие. Архитектурный комплекс в том же году открылся с таиландской стороны. Камбоджийцы построили свою дорогу только в 2003 году.
КОНФРОНТАЦИЯ
В 2007 году Камбоджа и Таиланд договорились, что храм Преах Вихеар является «выдающейся универсальной ценностью» и должен быть включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Камбоджа должна была подать заявку в ЮНЕСКО при поддержке Таиланда. Министр иностранных дел Таиланда Нопаддон Паттама подписал с камбоджийской стороной коммюнике по поводу храма. Тайская политическая оппозиция обвинила правительство в отказе от спорных земель. Под нажимом общественности и депутатов парламента 10 июля Нопаддон Паттама подал в отставку. Конституционный суд Таиланда признал подписанный им документ «неконституционным, так как соглашение не получило одобрения парламента». Таиланд снял свою официальную поддержку камбоджийской заявки и, наоборот, выразил решительный протест. Однако 7 июля 2008 года храм стал третьим культурным объектом Камбоджи (после Ангкор Ват и Королевского балета), внесенным в список ЮНЕСКО.
Тысячи камбоджийцев вышли на улицы Пномпеня с государственными флагами. Они пели, танцевали и скандировали: «Да здравствует храм Преах Вихеар!» Тысячи людей вышли также на улицы таиландских городов с протестами против включения храма в историко-культурное наследие соседней страны. Обвинения звучали и в адрес правительства, не способного защитить интересы государства.
15 июля три таиландских подданных, включая монаха, пересекли границу и попытались войти в храм, чтобы водрузить флаг и провозгласить суверенитет Таиланда. Их немедленно арестовали солдаты камбоджийской военной полиции, охраняющие комплекс. В тот же день всех троих освободили, но было положено начало военной конфронтации. Сначала для освобождения схваченных был направлен взвод солдат в 30 человек. Затем их количество увеличилось до 2000. Они принялись демонстративно оборудовать позиции на камбоджийской территории по другую сторону границы. Вооруженные силы обеих государств были приведены в боевую готовность. Однако параллельно продолжились переговоры и, как заявил министр информации Камбоджи Кью Канхарита, камбоджийским военным был отдан приказ не открывать огонь первыми.
28 июля в камбоджийском городе Сиемреап встретились глава МИД Камбоджи Хор Намхонга и его таиландский коллега Тей Буннанга. Обе стороны посчитали переговоры успешными. Было решено, что камбоджийская сторона отзовет 800, а таиландская – 400 своих военнослужащих из зоны конфликта. Однако точное время вывода войск не установили. Также остался не решенным вопрос о принадлежности храма с 4,2 кв. км территории.
1 августа камбоджийские солдаты и монахи провели религиозную демонстрацию. На рассвете они большой колонной вступили в храм и провели религиозный ритуал, призывая духов предков защитить Преах Вихеар и землю вокруг него от врагов. Возглавляла действо жена премьер-министра Камбоджи Бан Рани. Это было расценено как отказ от каких-либо компромиссов со стороны ее мужа – премьера Хун Сена.
НЕСПОКОЙНАЯ ГРАНИЦА
Чтобы избежать военной конфронтации, правительство Камбоджи обращалось в Совет безопасности ООН, в АСЕАН и за посредничеством к президенту Сингапура. Но все международные усилия оказались бесполезны. Обе конфликтующие стороны не доверяют друг другу и боятся отвести свои войска первыми.
3 октября произошла перестрелка, в результате которой два таиландских и один камбоджийский военнослужащие оказались ранены. Инцидент произошел, когда около десятка тайских солдат вошла на территорию Камбоджи. Огонь длился две-три минуты.
13 октября премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявил: «Если 14 октября Таиланд не выведет своих военнослужащих, то камбоджийская армия превратит этот район в «зону смерти». На что последовал ответ вооруженных сил Таиланда: «К войне готовы!» 15 октября произошла интенсивная перестрелка. Длилась она всего 10 минут, но с таиландской стороны были ранены пять военнослужащих, а с камбоджийской – двое убиты и еще двое ранены. Губернатор камбоджийской провинции Преахвихеар Преаб Тан заявил, что перестрелку спровоцировали таиландские военнослужащие.
Представители военного командования Таиланда и Камбоджи приняли решение организовать совместное патрулирование спорной пограничной зоны вокруг храма Преах Вихеар. Они надеялись, что благодаря этому удастся избежать новых перестрелок на границе. На среду, 22 октября, были запланированы переговоры командующего таиландской армией Вибунсака Нипала (Viboonsak Neepal) и командующего камбоджийской армией Чимона (Cheamon). Однако в понедельник 20 октября Камбоджа без объяснения причин их отложила.
Преах Вихеар не единственный пограничный храм раздора. 12 октября около 100 таиландских военнослужащих вторглись в храмовый комплекс Та Крабей (Ta Krabey). 50 находившихся там камбоджийских солдат, которым запрещалось открывать огонь первыми, безуспешно пытались их вытеснить. В районе этого храма также не проведена демаркация таиландско-камбоджийской границы.
Военные аналитики сравнивают возможности конфликтующих сторон и сходятся на безоговорочном преимуществе Таиланда. Если Камбоджа с трудом может наскрести 60 тыс. бойцов, включая едва обученных ополченцев, то вооруженные силы Таиланда насчитывают 190 тыс. человек. В отличие от отсталой камбоджийской армии, пребывающей на уровне 1970-х, они оснащены современными вооружениями и военной техникой. Однако не стоит забывать, что Преах Вихеар находится на горе, куда ведет лишь одна лестница – со стороны Таиланда. А джунгли вокруг буквально нашпигованы десятками тысяч мин, оставшихся после двух десятилетий партизанской войны. И оборону на этом участке держат бывшие «красные кхмеры», которые досконально знают все тропинки и всю жизнь провели в этих джунглях с оружием в руках. Так что безоговорочная победа Таиланда вызывает серьезные сомнения.
Для Таиланда и Камбоджи индустрия туризма является главным средством пополнения государственных бюджетов. Поэтому столь ожесточенна их взаимная борьба за культурное наследие. При этом возле Преах Вихеар на тайской стороне расположены автостоянки, кафе, магазины, а на камбоджийской – сам храм, за вход в который взимается плата. Но просто разделить доходы стороны не согласны. Так что продолжение конфликта еще впереди.