0
4769
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.11.2008 00:00:00

"Бураны" проиграли "Шаттлам" космическую гонку

Владимир Остроухов

Об авторе: Владимир Васильевич Остроухов - доктор технических наук, профессор, генерал-майор в отставке; Вилен Михайлович Егоров - кандидат технических наук, полковник в отставке.

Тэги: буран, шаттл, космос


15 ноября 1989 года в нашей стране был осуществлен успешный запуск многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран». Она создавалась прежде всего как ответ на американскую инициативу по переносу гонки вооружения в космос, в том числе с использованием кораблей «Спейс Шатл».

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

В соответствии с постановлениями правительства СССР головной организацией в разработке отечественной МКС, получившей кодовое название «Буран», было определено НПО «Энергия» – организация, долгое время возглавлявшаяся академиком Сергеем Королевым. Руководил этой работой соратник Королева академик Валентин Глушко. Но тогда в нашей стране еще не было опыта создания многоразовых пилотируемых космических кораблей самолетного типа с возвращением их с околоземных орбит и посадкой на аэродром. Для решения этой задачи потребовалось мобилизовать весь научно-технический и производственный потенциал советской авиационно-космической отрасли – более тысячи предприятий и организаций различных министерств и ведомств СССР, задействовать прорывные технологии главным образом в таких областях, как двигателестроение, аэродинамика, материаловедение, прочность и надежность конструкций, управление сложными космическими объектами и др.

О том, как решались эти задачи, уже много написано и рассказано. Сейчас же хочется вспомнить об уникальных работах, проведенных в тот период с целью обеспечения надежности и безопасности полета «Бурана», результаты которых привели воистину к историческому успеху.

И здесь в первую очередь надо отметить следующее. Головной разработчик не мог допустить повторения негативного опыта прошлых лет, связанного с попыткой создания сверхтяжелой космической системы Н1–Л3. Она предназначалась для высадки советского человека на Луну. Однако тема была закрыта в 1974 году после четырех аварий на Байконуре.

Основная причина тех неудач заключалась главным образом в недостаточном объеме наземной экспериментальной отработки системы, особенно ее крупномасштабных компонентов. Если конкретно – то первой ступени, оснащенной 30 двигателями.

Права на ошибку при создании подобной по масштабам сверхтяжелой космической системы нового поколения у разработчиков уже не было. Сразу стало ясно, что для выполнения этой грандиозной задачи не подходили классические методы обеспечения надежности и безопасности, когда заданные показатели достигались количеством образцов, которые подвергались испытаниям путем их реального запуска. Образец по существу имелся один – уникальный и непомерно дорогой. Вот почему упор был сделан на создание полномасштабной испытательной базы и максимальное приближение наземных испытаний к полетным условиям. В организациях промышленности и на космодроме появились сотни уникальных стендов и имитационных установок, с помощью которых предполагалось добиться максимального приближения проводимых испытаний к реальным условиям полета.

Результаты всех испытаний собирались в едином центре, обрабатывались по единой технологии с применением имитационного моделирования, для чего привлекались лучшие научные коллективы страны, в том числе Минобороны (например, 50-й ЦНИИ – головной в военном ведомстве по космической тематике). Так в целом удалось выстроить иерархическую испытательную систему, где результаты, полученные на нижних уровнях, служили исходной информацией для проведения более крупных испытаний. И все это осуществлялось по единой комплексной программе, продуманной в НПО «Энергия» совместно с другими участниками работ.

ЭТАПНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Особо следует отдать должное тем уникальным испытательным установкам, стендам и комплексам, которые, находясь на вершине этой «пирамиды», сыграли главную роль в обеспечении успешного полета МКС «Буран». Это в первую очередь летающая модель орбитального корабля (ОК) под условным названием БТС-002, летающая лаборатория на базе самолета Ту-134 и баллистическая модель ОК «Бор-5». Они позволили совместно решить задачу сквозной отработки участков спуска корабля с орбиты, торможения в атмосфере и приземления по-самолетному на аэродром.

При этом, безусловно, сказался и имевшийся у нас к тому времени уже достаточно большой опыт обеспечения орбитальных полетов пилотируемых космических кораблей. Однако опыта по отработке схода с орбиты и аэродинамического торможения в атмосфере многотонных ОК на гиперзвуковых скоростях и посадки их на аэродром в стране практически не было. Зато существовала научная школа, трудились специалисты, талант и энергия которых позволяли успешно справляться в короткие сроки со сложнейшими проблемами.

Так, группа летчиков-испытателей ЛИИ МАП под руководством Игоря Волка 24 раза поднимала и сажала на аэродроме в подмосковном Жуковском макет ОК БТС-002, пока в конце концов не «научили» его приземляться на посадочную полосу в автоматическом режиме с высоты в 2,5 км. Но это был только самый последний участок спуска и посадки.

Большой проблемой оставался участок непосредственного схода с орбиты на космической скорости и погружения ОК в атмосферу с гашением космической скорости до обычной самолетной (порядка 375 км/ч). Поистине уникальными были в этом смысле полеты летающей модели ОК «Бор-5».

Она запускалась в космос с помощью ракеты-носителя среднего класса и совершала спуск в заданный район по предполагаемой траектории ОК. Эта модель вначале никак «не хотела» приземляться в заданный район. Промахи превосходили все возможные допуски. Всесторонний анализ причин отклонений показал существенное несоответствие заданных аэродинамических характеристик ОК реальным условиям полета.

А летный образец ОК МКС «Буран» был уже изготовлен и готовился к отправке на космодром. Потребовались большие усилия специалистов НПО «Молния» и ЦАГИ по доработке его конструкции с последующими многократными продувками моделей в аэродинамических трубах, прежде чем удалось добиться требуемых аэродинамических характеристик.

Орбитальные корабли БТС-002 и «Бор-5» долгое время демонстрировались на авиационных салонах в Жуковском. Но, к сожалению, на последних выставках эти уникальные летательные аппараты в экспозициях отсутствуют.

Испытания в Жуковском стали отработкой заключительного этапа полета МКС. Перед этим 15 мая 1987 года реальным запуском 100-тонного космического аппарата «Скиф» с помощью ракеты-носителя «Энергия» был опробован участок выведения ОК на орбиту. Здесь полностью учли печальный опыт Н-1 и на пуск этой ракеты пошли только после полномасштабных стендовых огневых испытаний ее ступеней.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД

Теперь предстояли, без преувеличения, грандиозные по масштабу испытания полностью собранного комплекса «Энергия-Буран» в составе собранных вместе ОК и ракеты-носителя «Энергия» на космодроме Байконур с максимально возможной имитацией его полетных режимов на участках выведения, орбитального полета и посадки на штатный посадочный комплекс. Эти испытания под названием «Сухой вывоз» были в большей степени апробацией как бортовых, так и наземных систем и средств управления, работающих в штатных режимах полета.

Об объеме тех испытаний можно судить хотя бы по тому, что только бортовых излучающих радиоэлектронных средств (РЭС) было более сорока, а наземная группировка РЭС состояла более чем из 60 приемо-передающих станций. В процессе проведения испытаний сразу дали о себе знать ряд «нештатных» влияний систем друг на друга, которые невозможно было выявить при автономных испытаниях на предприятиях-изготовителях.

Прежде всего данные недостатки касались электромагнитной совместимости РЭС, а также стыковки программного обеспечения бортовой системы управления в рамках единой директивной технологии управления полетом. В процессе испытаний на старте стояло штатное летное изделие «Энергия-Буран» с включенными бортовыми и наземными системами управления и телеметрии, а над космодромом парила летающая лаборатория на базе Ту-134, которая замыкала имитационный процесс спуска и посадки ОК.

В результате выявленных замечаний потребовалась существенная доработка аппаратных и программных средств управления комплекса «Энергия-Буран», что привело к сдвигу ранее предполагаемого срока его запуска на несколько месяцев.

На основании анализа проведенных работ, а также анализа конструктивного построения системы и особенностей ее функционирования разработчиками совместно с испытательными подразделениями промышленности и Минобороны были составлены перечни нештатных ситуаций (НШС) и разработаны программные и организационно-технологические мероприятий по их парированию в режимах функционирования этой системы на участках предстартовой подготовки, запуска, орбитального полета, спуска с орбиты и посадки на аэродром. Это давало существенный прирост к расчетным показателям по надежности безопасности полета.

Следует особо отметить, что ответственность за обеспечение безопасности полета была достаточно высока, ибо траектория полета почти 100-тонного ОК пролегала не только над советской территорией, но и над рядом зарубежных стран. Поэтому данной проблеме руководством госкомиссии, главными конструкторами систем и агрегатов, военным руководством и правительством страны уделялось особое внимание.

Высокая эффективность и масштабность проведенных экспериментальных работ с целью достижения заданных показателей надежности и безопасности сыграли решающую роль в обеспечении успешного полета МКС «Буран». Особо хотелось бы отметить положительный эффект этих работ по успешному парированию двух очень опасных нештатных ситуаций, возникших в процессе предстартовой подготовки, а также на участке спуска и посадки ОК. Так, в процессе предстартовой подготовки МКС «Буран» 29 октября 1989 года за 50 секунд до запуска маршевых двигателей не отделилась прицельная плата от корпуса ракеты-носителя, что могло стать причиной разрушения конструкции заправленной ракеты с непредсказуемыми негативными последствиями. Ситуация была парирована автоматически своевременной выдачей заранее запрограммированной на такой случай команды на прекращение пуска. Пуск был отложен и проведены необходимые конструктивные доработки механизма отделения прицельной платы.

При беспилотном полете ОК 15 ноября 1989 года на участке спуска и посадки бортовой системой управления была парирована опаснейшая нештатная ситуация, связанная с нерасчетным порывом бокового ветра, путем оперативного пересчета на борту в автоматическом режиме без всякого участия человека терминальных параметров наведения на аэродром посадки. В результате этого беспилотный корабль осуществил нештатный боковой маневр и успешно совершил автоматическую посадку на полосу посадочного комплекса с другой стороны, нежели это было заложено в полетном задании. Этим маневром было предотвращено его неминуемое падение в районе Аральского моря.

С тех пор прошло много времени, однако опыт этих крупномасштабных работ был и остается уникальным и актуальным по настоящий день. Он не должен быть потерян для новых поколений создателей перспективных отечественных авиационно-космических систем в современной России.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1108
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3014
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1698
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2050

Другие новости