0
1888
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

19.01.2009

Государственная идея недовооружения

Это, видимо, много и по дорогой цене

Тэги: армия, вооружения, опк


армия, вооружения, опк Армия борется за выживание.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

На фоне активных шагов правительства по поддержке в условиях финансового кризиса оборонно-промышленного комплекса страны Минобороны РФ приступило к разработке новой Государственной программы вооружений (ГПВ), рассчитанной на 2011–2020 годы. Как сообщают официальные источники, подготовка данного документа включена в утвержденный недавно премьером Владимиром Путиным План деятельности правительства на 2009–2010 годы.

Согласно документу, проект ГПВ-2020 должен быть представлен в правительство к февралю 2010 года и внесен в Госдуму не позднее марта 2010 года. Данное обстоятельство выглядит немного странным, поскольку еще не прошло и трех лет, как принята действующая ГПВ, рассчитанная на 2006–2015 годы, реализация которой по сути, только началась.

Но, как считает замминистра обороны по вооружению генерал-полковник Владимир Поповкин, в отличие от действующей ГПВ, предусматривающей глубокую модернизацию войск, главная задача новой программы – это кардинальное перевооружение армии.

«Кардинальное перевооружение» – это, видимо, много и по дорогой цене. В условиях экономического кризиса России так действовать, мягко говоря, рискованно», – считает руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Но не выполнять принятые и формировать новые более масштабные программы вооружений в постсоветской России, похоже, становится традицией. К настоящему времени в новейшей истории нашей страны, кроме действующей, были приняты еще две программы вооружений, которые с треском провалены.

После распада СССР были разработаны и приняты две ГПВ – на период 1996–2005 годов и 2001–2010 годов. Так или иначе они были связаны с внутренними и внешними конфликтами, которые напрямую затрагивали военно-политические и оборонно-стратегические интересы РФ. Принятая в суровые дни первой чеченской кампании, первая ГПВ была выполнена всего примерно на 20% и ввиду кризисного состояния оборонного комплекса страны и дефолта экономики РФ (1998) прекратила свое существование к началу 2000 года. Вторая ГПВ – после бомбежек самолетами НАТО Сербии и начала второго вооруженного конфликта с Чечней, уже в бытность президентом Владимира Путина – начала формироваться 11 августа 2000 года. Тогда возглавляемый Сергеем Ивановым Совбез РФ принял решение определить долгосрочную программу развития армии и флота с точки зрения возникших угроз и финансово-экономических возможностей государства. Спустя год программа вооружений до 2010 года была утверждена. Она была недорогой и включала широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и закупку в единичных экземплярах вооружений.

Рост цен на нефть и укрепление геополитических амбиций России в СНГ и мире поспособствовали тому, что в 2006 году тогдашний президент Владимир Путин подписал новую, ныне действующую ГПВ, в соответствии с которой на переоснащение Вооруженных сил новой и модернизированной техникой до 2015 года планировалось истратить почти 5 трлн. руб. (по 500 млрд. на каждый год). В истории ВС России такие траты на закупку вооружений и НИОКР были спланированы впервые, и 5 трлн. руб. считались довольно большой суммой. Хотя, по оценкам генералов-экспертов, она была явно недостаточной. Как в свое время рассказал «НГ» замминистра обороны по вооружению генерал армии Алексей Московский, ГПВ-2015 «не соответствует полным потребностям армии и флота». При ее разработке, в которой генерал принимал самое непосредственное участие, разница между потребностями Минобороны и возможностями государства расходилась примерно в цифру, равную 7 трлн. руб. Но, поскольку больших военных угроз стране тогда не наблюдалось, генералитет согласился и на менее затратную, во многом виртуальную для государства и войск модернизацию ВС РФ. Почти все три года реализации ГПВ-2015 военное ведомство и образованная при правительстве Военно-промышленная комиссия боролись с ростом цен на военную продукцию, который порой в разы опережал инфляцию. В результате поставки новой боевой техники и вооружений в войска затягивались. Во что это вылилось на практике, мы увидели во время боев в Южной Осетии, когда наши войска понесли неоправданно большие потери.

Именно после проработки уроков войны с грузинским агрессором в руководстве страны и военном ведомстве активно заговорили о принятии новой Госпрограммы вооружений до 2020 года. Генерал Поповкин признает, что «на сегодня ситуация такова, что советский запас вооружения и военной техники уже выработан полностью». По его словам, это показали «события, которые произошли в Грузии, Южной Осетии и Абхазии». Поэтому, мол, «необходимо ускориться, чтобы Вооруженные силы были оснащены современным вооружением».

Судя по заявлениям Поповкина, ГПВ-2015 должна быть ускоренно выполнена к 2011 году. Однако, как следует из заявлений заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Владислав Путилин, государственные капитальные вложения в серийное производство вооружений и военной техники на 2009–2011 годы составят всего 1 трлн. руб., то есть в пропорциях гораздо меньших, чем это заложено в параметрах ГПВ-2015. (Даже самая грубая прикидка показывает, что по данному документу за три года на закупку вооружений должно быть истрачено 1,5 трлн. руб.)

Таким образом, не реализовав должным образом действующую ГПВ, руководство Минобороны приступает к разработке новых программ вооружений. Эксперт Руслан Пухов уверен, что в условиях глобального экономического кризиса расходы на оборону в России, как и в других странах мира, сократятся на 30–40%. Плюс в условиях начатых шагов МО РФ по сокращению армии надо выполнять возросшие социальные программы для действующих и увольняемых военнослужащих. Надо поддерживать на плаву Стратегические ядерные силы и т.п. «Поэтому можно с уверенностью сказать, что перспективы как новой, так и действующей ГПВ весьма туманны», – считает Пухов.

Подобным образом рассуждает и эксперт комитета Госдумы по безопасности полковник запаса Виталий Лаптев. Он уверен, что в условиях наличия Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и выделения необходимых финансовых ресурсов реализация ГПВ-2015 возможна. Возможна и ускоренная модернизация армии, поскольку мощности большинства предприятий ОПК загружены не полностью. «Но нужны хорошие управленцы, менеджеры в данном процессе. А их, к сожалению, нет. Народные деньги на оборону тратятся бездарно», – считает Лаптев. Он считает, что в условиях экономического кризиса разработка новой ГПВ вполне возможна. Однако ее реализация может быть затруднена в связи с рядом субъективных и объективных причин (отсутствие ресурсов, недостатки управления, падение курса рубля и т.п.).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суд отказался помещать под арест австрийского полковника, подозреваемого в шпионаже в пользу Москвы

Суд отказался помещать под арест австрийского полковника, подозреваемого в шпионаже в пользу Москвы

0
677
Меркель призвала граждан континента взять судьбу в собственные руки

Меркель призвала граждан континента взять судьбу в собственные руки

Фемида Селимова

Немецкий канцлер предложила создать общеевропейскую армию

0
1109
Меркель объявила армейский призыв

Меркель объявила армейский призыв

Андрей Рискин

Путину пришлась по душе инициатива создания европейской армии

0
984
Европейскую безопасность решили умножить на два

Европейскую безопасность решили умножить на два

Игорь Субботин

Общая армия стран ЕС не станет альтернативой НАТО

0
886

Другие новости

Загрузка...
24smi.org