0
2190
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.01.2009 00:00:00

Газа: информационная война в медиапространстве

Тэги: сми, газа, война


сми, газа, война Пропагандист должен обращаться к чувствам, а не к разуму.
Фото Reuters

Войны в медиапространстве не стихают никогда. Раньше их называли идеологическими, потом психологическими, сейчас – информационными. Их цель, как и в обычной войне, – нанести поражение противнику, одержав уверенную победу.

Операция Армии обороны Израиля в Газе ознаменовалась параллельным усилением информационной войны. Ее особенностью стало широкое использование интернета и жесточайшая цензура с обеих сторон.

В ИНФОРМАЦИОННОЙ ТИШИНЕ

Первыми жертвами чрезвычайного положения обычно становятся свобода слова и право на информацию. В зоне боевых действий информация может выполнять две функции – разведданных и пропагандистского материала. ЦАХАЛ выучил уроки второй ливанской кампании и запретил допуск корреспондентов в район боевых действий и в приграничную полосу, объявив их закрытой военной зоной.

Первоначально запрет на посещение Газы для иностранных журналистов был введен правительственным постановлением в начале ноября 2008 года, но после решительного протеста ведущих мировых информационных агентств 4 декабря был снят. Однако палестинские боевики усилили ракетный обстрел территории Израиля, и армейское командование 8 декабря снова запретило зарубежным корреспондентам посещать сектор Газа. Но обещало, что снимет запрет сразу после прекращения обстрелов.

Поскольку террористы не могут существовать без внимания СМИ и им необходим общественный резонанс, военные власти для борьбы с обстрелами применили и такой нетривиальный способ.

Обиженные журналисты подали апелляция на действия правительства и командования ЦАХАЛ в Верховный суд Израиля, и тот принял решение допустить ограниченное количество корреспондентов в район Газы. Но ЦАХАЛ постановление игнорировал. Ни одного журналиста в зоне военных действий не было все 23 дня кампании. Доступ к сектору Газа вообще был закрыт для всех посторонних, не только для прессы. Никаких любопытствующих, правозащитников, пацифистов, патриотов и солдатских матерей – информационная тишина.

В этой тишине раздавались голоса лишь двух человек, специально назначенных командованием для информирования общественности – руководительницы международного отдела армейской пресс-службы Авиталь Лейбович и официального представителя ЦАХАЛ бригадного генерала Ави Бенаягу.

Нарушителей режима военной зоны грозили арестовать и предать суду за разглашение сведений, составляющих военную тайну. В число запретных тем также вошли все упоминания о ракетных атаках палестинцев, местах падений ракет и вызванных ими разрушениях. Это чтобы боевики не смогли получить информацию об эффективности своих ракетных атак и корректировать огонь. Запрещены были также упоминания о боевых столкновениях и сообщения о раненых военнослужащих. Информация поступала лишь из пресс-службы Минобороны.

Можно представить ярость журналистского сообщества, которое лишили самого горячего материала. ЦАХАЛ и правительство обвинили в практике информационного диктата, ущемлении гражданских прав, в попытках скрыть военные преступления, в страхе перед активизацией гражданского общества в Израиле. Журналисты ведущих газет страны выступили против военной цензуры, за право на правду. Подозревают, что командование скрывает реальные потери.

Военная цензура взяла под контроль всю информацию об операции «Литой свинец». Редакторы СМИ получили соответствующие инструкции, все материалы предварительно просматриваются. Это касается не только телевидения и газет, но даже интернетовских новостных веб-сайтов. Редактор израильского сайта «Ротор» даже разместил на главной странице обращение к читателям с извинениями за отсутствие объективной информации, где есть такая фраза: «Нам запрещено ссылаться даже на израильские газеты, и употреблять слово «инцидент».

Британский писатель Роберт Фиск в лондонской «Индепендент» написал: «Подобное зверство израильских властей можно легко объяснить – ведь вполне может статься, что большинство израильских солдат убивают мирных невинных жителей, и сцены бойни могут оказаться просто невыносимыми».

Создать такими методами благоприятный информационный фон для операции в Газе не удалось. Европейские телекомпании передавали почти исключительно съемки с палестинской стороны с «обличениями преступлений агрессора». Однако, если вспомнить, что они показывали в ливанскую кампанию 2006 года, так Израиль мало что проиграл. Тогда телеоператоры снимали колонны израильской военной техники и стреляющие артиллерийские батареи. Ничего другого в прифронтовой полосе снять нельзя. А когда эти кадры перемежались съемками разбомбленных домов, впечатление создавалось чудовищное. Нынче такой монтаж был полностью исключен.

ВОЙНА В ИНТЕРНЕТЕ

Съемка в секторе Газа все же ведется. Этим занимается ЦАХАЛ. Но столкнувшись с тем, как мировые агентства и телекомпании монтируют репортажи, нашел оригинальный способ донести свое видео до зрителя – 29 декабря запустил собственный канал на видеохостинге YouTube. Первоначально было размещено 12 видеофрагментов, в основном записи авиаударов. Они быстро попали в число самых популярных, установив рекорды посещаемости. Самым популярным стал сюжет об уничтожении автомобиля с ракетами боевиков. За первые две недели его посмотрели свыше 600 тыс. раз. Впоследствии было размещено еще около 30 коротких записей, а на видеоканал ЦАХАЛ подписались свыше 20 тыс. человек. При этом часть съемок воспроизвели различные телекомпании. Некоторые ролики получили комментарии на русском языке.

Сразу после появления на YouTube израильских роликов в интернете началась агитация за их удаление. Антиизраильски настроенным пользователям предлагалось отмечать их как содержащие сцены насилия, что приводит к удалению с портала. Таким способом самый популярный ролик и несколько других оказались сняты с просмотра. Однако командование ЦАХАЛ направило письмо администрации видеохостинга с разъяснениями, и ролики тут же вернули.

Еще одним удачным ходом в интернете стала установка двух веб-камер на пропускном пункте Керем ха-Шалом, через который в Газу ведется поставка гуманитарных грузов. Это было сделано после того, как «гуманитарии» обвинили израильских пограничников в обстрелах. Камеры работают в круглосуточном режиме. Камеры установлены в двух направлениях, и зритель может одновременно наблюдать автомобильное движение туда и оттуда.

Стремительно развивающийся интернет привлекает политически активных граждан уже гораздо больше телевидения. Здесь на форумах и в блогосфере вспыхивают полемики по самым разным вопросам. Неудивительно, что в интернете очень активны исламские пропагандисты, а Госдепартамент США создал специальную группу для работы на зарубежных сайтах. Похоже, именно американцы распространяют слухи о некой «спецгруппе ФСБ», которая якобы занимается пророссийской агитацией в сети.

В Израиле тоже решили заняться пропагандистской работой в интернете. МИД совместно с Министерством абсорбции обратился к новым репатриантам с соответствующим предложением. Прежде всего требуются добровольцы, владеющие английским, французским, испанским или немецким языками, чтобы реагировать на публикации на антисемитских и антиизраильских сайтах и в интернет-дневниках (блогах), описывая происходящее на Ближнем Востоке с израильской точки зрения. Приглашаются также люди, владеющие русским и португальским. Добровольцев снабдят необходимыми материалами и направят на наиболее важные сайты. За первые 30 минут после объявления с МИДом связались пять волонтеров.

ПАЛЕСТИНСКОЕ КИНО

Если кто-то думает, что в секторе Газа – царство свободы слова и полный доступ к правдивой информации, тот жестоко ошибается. Тоталитарный исламистский режим, каким является власть ХАМАС, ничего подобного не допускает. Цензура тщательно фильтрует все видеозаписи и снимки, что отправляются за пределы сектора. И эта фильтрация существует еще со времен Ясира Арафата.

Многие ли читатели знают, что город Газа расположен на теплом берегу Средиземного моря? В представлении мирового сообщества это лагерь бедных беженцев, живущих чуть ли не в глинобитных хижинах. На самом деле это современный город с высотками, проспектами и особняками богачей на побережье. Но попробуйте найти фотоснимок города со стороны моря! Если найдете, удивитесь количеству разнокалиберных «беженских» катеров, вытащенных на песок.

Судя по репортажам, Газу населяют исключительно женщины, дети и небольшое количество перепуганных мужчин. Ни одного боевика с оружием, ни одной фигуры в военизированном одеянии. А ведь еще недавно все телеканалы показывали многотысячные парады ХАМАС и различных «бригад».

В информационной борьбе принимают участие все палестинцы. Иногда это прорывается даже в телерепортажи. Показывают больницу. К ней вереницей бегут мужчины с меланхоличными детьми на руках. Бесконечный поток раненых сыновей, девочек нет. Параллельно одна за другой подъезжают скорые. Из них на носилках вытаскивают мужчин якобы без чувств. И ни капли крови, ни крошки известки на одежде. Вот парень несет на руках закатившего глаза подростка. Останавливается, приходит к выводу, что камера его не снимает, и ставит «раненого» на землю. Оба как ни в чем не бывало отправляются в обратную сторону.

С началом операции боевики переоделись в гражданское. Можно с легкой душой говорить, что все убитые и пленные – это мирные люди. Свои потери ХАМАС тщательно замалчивает. Подводя итоги 23 дней боев, его лидеры сообщили о 48 убитых бойцах, при этом утверждали, что уничтожили 49 израильских солдат. ФАТХ, боевики которого тоже местами принимали участие в боях, признал троих убитых со своей стороны.

МОБИЛЬНАЯ АТАКА

У всех военнослужащих, участвующих в операции, были изъяты мобильные телефоны. Это повергло в состояние тревожного ожиданию всю солдатскую родню, но как минимум несколько жизней сохранило. Если в ливанскую кампанию 2006 года разговоры с мобильных перехватывались радиоразведкой «Хезболлах», позволяли позиционировать и отслеживать израильских солдат, то ХАМАС такой возможности лишился.

«Хезболлах» стала первой использовать мобильные телефоны в качестве средства психологического воздействия на противника. Тогда израильские солдаты на передовой нередко получали сообщения с угрозами и предложения сдаться. Теперь, когда их лишили телефонной связи, ХАМАС переключился на мирных жителей. Как заявил редактор онлайнового новостного агентства Хагар Мизрахи, ему пришло на мобильный телефон SMS-сообщение о неотвратимости ракетных атак на все города Израиля. Подписано было «ХАМАС», а имя отправителя обозначено как «Кассам». Так называются самодельные ракеты, которыми боевики закидывают израильские города.

Однако Газа тоже охвачена мобильной связью, и телефон есть едва ли не у каждого жителя. И на этот раз уже палестинцы стали объектом массированной психологической атаки со стороны Израиля. Сотни абонентов в Газе получили звонки с требованиями о сдаче боевиков ХАМАС и предупреждениями, что их дома могут подвергнуться обстрелу. Были и просто предупреждения за полчаса до артналета с предложением эвакуировать из опасного района мирных жителей, в первую очередь детей. «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы предупредить мирных граждан», – утверждал представитель Минобороны.

Операция закончена, но война в медиапространстве будет продолжаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Траектория "Яблока" проходит между идеологией и прагматизмом

Траектория "Яблока" проходит между идеологией и прагматизмом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Основатель партии ведет соратников на выборы в Госдуму, молодое поколение функционеров призывает к осторожности

0
684
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
848
Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Екатерина Трифонова

В России становится востребованной правозащита от внешнего вмешательства

0
953
Ботинки с медными подковками

Ботинки с медными подковками

Ольга Рычкова

Шаг за шагом по «маяковской» Москве

0
740

Другие новости