0
1947
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

30.01.2009 00:00:00

На суперкатере под флагом с "Веселым Роджером"

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Рощупкин - кандидат политических наук, профессор АВН.

Тэги: пиратство


пиратство С нынешними «корсарами» справится только хорошо подготовленный спецназ.
Фото Reuters

События конца декабря – первых двух декад января в секторе Газа, российско-украинская «газовая война», подробности инаугурации нового президента США оттеснили на второй план непрекращающиеся пиратские вылазки в Аденском заливе. Впрочем, не сидели сложа руки нынешние «джентльмены удачи» и в других точках Мирового океана, о чем свидетельствует размещенная на этой странице «НВО» карта. Причем надо иметь в виду, что данные операции нередко проводят люди, тесно связанные с различными террористическими группировками.

ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Зрители старшего поколения хорошо помнят динамичную и остросюжетную киноленту «Пираты ХХ века», созданную на «Мосфильме» в 1979 году (так что скоро ее создатели отметят юбилей). Это был один из первых советских боевиков, к тому же самый кассовый фильм начала 80-х.

Рассказ о нападении современных пиратов на советское торговое судно в южных морях пользовался большим успехом не только у нашего зрителя, но и за рубежом: кинокартину закупили для проката свыше 70 стран. Кому-то в ней нравился сюжет, кому-то – отличный актерский ансамбль, режиссура. А знатоки обратили внимание на суперскоростной высокоманевренный катер, которым пользовались морские гангстеры. И гадали: реальная ли это техническая новинка или плод художественного домысла постановщиков. Но последующие события на просторах Мирового океана превзошли самые смелые повороты, или, как сейчас говорят, навороты, киносценария┘

11 сентября 2001 года, когда террористы-смертники, захватившие в воздухе пассажирские авиалайнеры, направили их на цели в Нью-Йорке и в Вашингтоне, стал поистине черным днем в современной политической истории. Мировое сообщество и силовые структуры разных стран не могли не осознать колоссальные последствия новых угроз, с которыми столкнулось человечество. Это явление политики и политологи квалифицировали как международный терроризм. Однако на фоне трагических событий в США, анализа их истоков и причин лишь немногие аналитики провели параллели с событиями, которые произошли почти годом ранее, усмотрев в них тревожный звонок.

Речь идет о временном промежутке октябрь–ноябрь 2000 года, когда мир столкнулся с проблемой уязвимости судоходства на морских коммуникациях и в прибрежной зоне. Именно тогда в относительно короткий период в разных регионах были предприняты атаки против гражданских судов и совершены террористические акции против военных кораблей.

Так, 12 октября 2000 года на внутреннем рейде йеменского порта Аден скоростная надувная лодка с 300 кг взрывчатки под управлением двух арабов-камикадзе таранила эсминец ВМС США «Коул». 154-метровый корабль водоизмещением 8400 тонн получил огромную пробоину размером 4 на 6 метров. И хотя ко дну он не пошел, но был полностью выведен из строя. Потери убитыми составили 17 моряков, включая двух женщин, 39 человек были ранены. Никогда со времени первой войны с Ираком (1990–1991 годы) личный состав американского флота не нес таких крупных потерь. А главное – ВМС США был нанесен огромный моральный ущерб. К слову, ремонт «Коула» занял долгих 14 месяцев, и он смог вернуться в строй только 19 апреля 2002 года. Ответственность за взрыв взяла на себя радикальная исламская группировка «Армия Махоны», которая, как полагают, связана с «Аль-Каидой».

Но акции арабских морских террористов на этом не закончились. 7 октября 2002 года в Аденском заливе они взорвали французский супертанкер «Лимбург». В итоге около 60 тыс. баррелей нефти вылилось в море, что создало угрозу небывалой экологической катастрофы.

Организаторов, исполнителей и пособников двух вышеназванных морских терактов арестовали и осудили на долгое пребывание за решеткой. Но в феврале 2006 года они умудрились сбежать из тюрьмы в йеменской столице Сане. На свободе оказался целый взвод террористов, включая 13 человек, осужденных непосредственно за подрыв «Коула». Прорыв 70-метровый туннель, преступники выбрались на поверхность в женской бане недалеко от мечети Аль-Авакаф. К слову, их главарь Джамаль аль-Бадави, разыскиваемый ФБР, был приговорен к смерти. Но позже казнь ему заменили 15-летним тюремным сроком. А в октябре 2007-го этого пирата и террориста и вовсе отпустили на свободу.

Следовательно, у ВМС США есть серьезные причины для того, чтобы быть постоянно настороже. Выбор у террористов большой: американский военный флот насчитывает сотни кораблей и судов основных классов, половина из которых постоянно находится в море – как правило, у чужих берегов. Идея же подрывать боевые корабли, так сказать, «вручную» оказалась заразительной. Атака против американского эсминца словно подхлестнула другие террористические группы, действующие в обширном Азиатском регионе.

Достаточно вспомнить ту же злополучную осень 2000 года. 23 октября смертники из сепаратистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама», выступающей за отделение северной части островного государства Шри-Ланка от остальной территории страны, совершили нападения на два быстроходных парома. Один был потоплен, а другой поврежден. Двумя неделями позже, 7 ноября, объектом атаки боевиков палестинской экстремистской организации ХАМАС стал катер израильских ВМС. Командованию и экипажу, можно сказать, повезло. Человеческих жертв не было, а повреждения оказались незначительными только потому, что заряд сработал преждевременно.

НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Диапазон действий морских разбойников и террористов весьма обширен. Он простирается от прибрежных вод Центральной и Южной Америки (Карибский бассейн, Коста-Рика, Бразилия, Колумбия) через районы каботажного плавания на западе и востоке Африканского континента (Гвинейский залив, побережье Нигерии, Анголы, Сомали) и далее через моря Юго-Восточной Азии до Тихого океана.

Несмотря на некоторое снижение количества разбойных акций на море в середине 1990-х годов (в результате совершенствования взаимодействия ВМС и береговой охраны разных стран и обмена разведывательной информацией), в целом наблюдается активизация деятельности морских пиратов. Если в 1979 году, когда снимался фильм «Пираты ХХ века», в Мировом океане было зафиксировано до полусотни пиратских нападений, то за восьмилетний период с 1991 по 1999 год их число увеличилась в три раза, достигнув среднего ежегодного показателя в 300 случаев. В последний год ХХ столетия эта цифра возросла в полтора с лишним раза (469).

Цифры подтверждают тенденцию роста терактов и пиратства на море в новом, ХХI веке. Треть из них имеют место у берегов Африки и примерно столько же – в водах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Статистика же угона судов такова: из семи два были похищены в Индонезии, остальные – у побережья Соединенных Штатов, Таиланда, Тайваня, в Малаккском проливе и у берегов Сомали. Только в 2008 году сомалийские пираты совершили нападения почти на восемь десятков иностранных судов, захватив 30 из них. Так, в октябре они захватили украинский сухогруз «Фаина» с 20 членами экипажа и грузом вооружений, в том числе танками Т-72.

В чем же цель подобных захватов? Прежде всего в получении выкупа. Подсчитано, что доходы тех же сомалийских «флибустьеров» в прошлом году могли достичь 30 млн. долл. При этом, по мнению экспертов, немалая часть денег уходит террористическим организациям. Так пиратство тесно смыкается с терроризмом.

Как видим, в этой неутешительной статистике чаще всего упоминаются Африка и Азия. Наиболее нагло пираты ведут себя в районах интенсивного международного судоходства – в бассейне Красного моря и в прилегающих водах. Другой район активных пиратских акций – воды Малаккского и Сингапурского проливов. Здесь ежедневно проходят от 200 до 600 судов, из которых около половины составляют танкеры. Значительной активностью отличаются пираты и водных районах близ Индонезии, Малайзии и Сингапура, испещренных мелкими островками, где можно скрыться от преследования. При этом в Южно-Китайском море пираты используют фактор неурегулированности в пограничном, международно-правовом плане некоторых островных территорий и соответственно прибрежных вод.

Что касается численности пиратских формирований, то здесь рекорд (равно как и по количеству нападений на море) принадлежит «Тиграм освобождения Тамил Илама». Будучи не так давно на Шри-Ланке, автор был свидетелем большого резонанса, который вызывают здесь действия «тигров» на море. В частных беседах мне рассказали, что у сепаратистов действуют две группы, оснащенные современными быстроходными катерами типа «Мираж», в том числе и предназначенными для акций смертников. Общая численность этих групп, по некоторым данным, превышает 3 тыс. человек. На их счету не один десяток уничтоженных и захваченных частных и рыболовных судов, а главное – кораблей и катеров ВМС Шри-Ланки, главная база которых находится в Тринкомали, на севере страны.

«Тигры», несмотря на потери, понесенные в схватках с ланкийским и индийским флотами, не останавливаются и перед дерзкими нападениями на иностранные торговые суда. В задачи морских «тигров» входят к тому же сопровождение грузов военного назначения, по разным каналам закупленных за рубежом, переброска наемников в районы боевых действий, а также нелегальных мигрантов из азиатских и африканских стран в европейские государства.

Ежегодный средний показатель экономического ущерба от действий пиратов ХХI века на морях и океанах составляет, по американским данным, 450 млн. долл. При этом особую опасность представляют действия пиратов в случае нападения на суда с экологически опасными грузами – нефтепродуктами, боеприпасами, радиоактивными материалами. Последствия таких действий могут быть непоправимыми.

И ПОДЛОДКИ, И МОТОДЕЛЬТАПЛАНЫ

Военные эксперты и аналитики отмечают: успех диверсионно-террористической акций в йеменском порту Аден и в других местах резко активизировал интерес криминальных и экстремистских группировок к современным технологиям и техническим средствам нападения на морских коммуникациях и в прибрежной зоне.

В арсенале нелегальных подводных боевых групп и пловцов находятся экипировка и снаряжение как двойного (используемого в военных и в невоенных целях), так и сугубо специального военного назначения. Это, в частности, компактные системы определения координат, торпеды, рассчитанные на пловцов-смертников, магнитные мины, скоростные катера различного водоизмещения, мини-подлодки и подводные аппараты-буксировщики для доставки к цели одного или группы пловцов и подрывных зарядов.

Следует упомянуть и о специальном дыхательном снаряжении с замкнутым циклом. Его особенность в том, что оно сводит к минимуму возможность демаскировки пловца из-за отсутствия воздушных пузырьков. Такое снаряжение, кстати, используется «тюленями» (seals) – боевыми пловцами спецназа ВМС США и аналогичных разведывательно-диверсионных подразделений в других странах. Однако подобная аппаратура имеется далеко не у всех террористических групп. Зато высокоскоростные и маневренные морские катера различного водоизмещения и назначения широко распространены, так как приобрести их гораздо легче.

Кстати, о катерах. Аналогичное сверхскоростное средство передвижения (и нападения) на море, показанное в фильме «Пираты ХХ века», – отнюдь не плод творческой фантазии авторов. По свидетельству снимавшихся в картине популярных киноактеров Петра Вельяминова и Евгения Жарикова, это был┘ настоящий катер пиратов, который использовался на съемках. В открытом море его обнаружила команда одного из наших сухогрузов. Катер дрейфовал в нейтральных водах, признаков жизни никто не подавал. На борту не было ни людей, ни документов. Оставалось только гадать, что случилось с экипажем.

Так или иначе, катер сослужил хорошую службу отечественному кинематографу. Правда, судовые механики долго возились с мощным двигателем, пока сумели запустить его и освоить на всех режимах. Знающие люди предположили, что катер мог принадлежать одной из пиратских групп, входивших в состав «триад» – глубоко законспирированных преступных сообществ, действующих в странах Юго-Восточной Азии.

 
В последнее время зафиксировано много фактов морского разбоя.
Карта с сайта gCaptain.com

Но вернемся к морским разбойникам и террористам современным. Анализ их акций дает основания говорить о том, что у них уже сложилась определенная тактика действий против судов в открытом море и в портах. Причем объектом нападения могут быть как военные, так и гражданские суда. Многое зависит от целей и мотивировок пиратов, оборудования, которым они располагают, степени защищенности порта или плавучего объекта, его назначения и ценности как источника захвата или уничтожения.

Чтобы, допустим, уничтожить корабль или нанести ему максимально возможные повреждения в море или на рейде, подрывной заряд ставится под днищем, по возможности ближе к машинному отделению. Эта операция может совершаться как небольшой группой, так и одиночным пловцом, но в любом случае они должны обладать достаточно высокой квалификацией. Более сложная задача – уничтожение корабля в охраняемом порту или гавани, когда доступ со стороны побережья к нему затруднен.

Если по каким-либо причинам возвращение невозможно, то операция, как правило, откладывается. Это связано с риском гибели или захвата террористов, а их подготовка стоит очень больших денег и занимает много времени. Однако, по мнению специалистов по антитеррору, не исключается и использование пловцов-смертников. С целью минимизировать время подхода к цели и доставки боезаряда используются скутеры – сверхмалые скоростные катера.

Очень важным является такой фактор, как скрытность подхода к объекту атаки или захвата и введение в заблуждение охраны и экипажа. В ряде случаев морские разбойники и террористы маскировали свои суда под рыболовные, а сами облачались в униформу береговой охраны или ВМС. Так, в частности, действовали боевики организации «Тигры освобождения Тамил Илама». А при захвате в 1985 году пассажирского лайнера «Акиле Лауро» террористы проникли на борт под видом туристов. Кстати, эта нашумевшая в то время история тоже была экранизирована.

В охраняемой гавани нападения могут совершаться одновременно с нескольких направлений. Кульминация атаки – поражение цели из гранатометов или артиллерийских орудий небольшого калибра – с одновременным ведением огня из крупнокалиберных пулеметов. Возможен и таран катером, начиненным взрывчаткой, с использование смертников. Взрывающиеся катера были отмечены у боевиков баскской террористической организации ЭТА, которая выступает за отделение Страны Басков от Испании. Подобным мини-катером, управляемым по радио, им удалось однажды взорвать корабль испанских ВМС.

Нельзя не сказать и о подводных самодвижущихся аппаратах (типа торпед, управляемых морскими камикадзе Японии в годы Второй мировой войны). Скупые данные, просочившиеся в печать, свидетельствуют об их реальном или потенциальном наличии у ближневосточных смертников-шахидов, ланкийских «тигров», баскских сепаратистов из организации ЭТА и филиппинских пиратов. Вспомним нашумевшие в свое время телесюжеты о строившихся в Колумбии малых подводных лодках. Их секции, судя по всему, изготавливались отдельно, а затем тайно доставлялись в малонаселенную местность для сборки. Эти мини-субмарины, как выяснилось, создавались по заказу местной криминальной группировки, тесно связанной с антиправительственными террористическими силами. А предназначались подлодки в первую очередь для скрытной перевозки наркотиков. (СМИ не раз отмечали тесные связи колумбийских наркобаронов с повстанцами из «Революционных вооруженных сил Колумбии» – FARC, подпитываемыми долларами от нелегального оборота наркотиков.)

Другие попытки строительства мини-подлодок зафиксированы в 1999 и 2000 годах на юге Индии и в Таиланде. В обоих случаях следы вели к тамильским «тиграм». Индийская полиция на своей территории субмарину конфисковала, но «судостроители» и заказчики, избежав ареста, пытались продолжить свое дело уже за границей – в Таиланде.

Тенденция последних лет – поступление в пиратские арсеналы индивидуальных летательных аппаратов (автожиров, мотодельтапланов) и даже самолетов. Они добываются в западных странах и могут быть использованы для проведения террористических акций. Все это вызывает серьезную тревогу у специалистов по антитеррору, так как увеличивает шансы нападающих по захвату или уничтожению как сухопутных, так и морских объектов с воздуха.

Подобная тревога стала еще более обоснованной после того, как американские военные в Афганистане обнаружили документы «Аль-Каиды» с планами воздушных ударов по крупным городам на Атлантическом побережье США. Они должны были осуществляться с грузовых судов, принадлежавших террористу № 1 Усаме бен Ладену.

Судя по документам, в трюмах кораблей террористы рассчитывали разместить пусковые установки ракет «Скад», которые можно было приобрести в одной из ближневосточных стран. Суда со «Скадами» планировалось подвести к восточному побережью Америки на расстояние до 300 миль (дальность полета «Скада»). Трудно, конечно, представить, что разработчикам этих планов удалось бы их реализовать. Но ведь смогли же в 2001 году террористы-смертники направить захваченные пассажирские самолеты на нью-йоркские небоскребы!

ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ

Очевидно, что в наши дни разбойные нападения в морях и океанах с целью захвата финансовых средств, имущества, оборудования и самих судов (экономическое пиратство) тесно смыкаются с террористическими вылазками, преследующими политические цели. А само пиратство служит одним из источников финансовой подпитки международного терроризма. Это звенья одной цепи.

В международно-правовом плане пиратство квалифицируется как противозаконный акт насилия (принуждения) в отношении судов или летательных аппаратов в открытом море или районах за пределами зон юрисдикции каких-либо государств (см. статью 101 Конвенции ООН по международному морскому праву, 1982 год).

Однако более четким и универсальным представляется определение аналитического центра по проблемам пиратства Международного бюро по мореплаванию (IMB). В его ежегодном докладе о пиратстве и вооруженных нападениях на суда пиратством считается акт высадки на борт судна с намерением ограбить его или совершить другое преступление – с намерением использовать силу или с возможностью применить ее.

В связи с тем, что пиратство не только наносит огромный экономический ущерб, но и представляет серьезную угрозу безопасности на море и в регионах, международное морское право предоставляет военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море, но с некоторыми оговорками. Так, если акт пиратства предпринят в пределах района юрисдикции государства, например, в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Аналогичная ситуация и с международными проливами: если они находятся в территориальных водах того или иного государства, то вести борьбу с пиратством препятствует право мирного прохода через эти проливы.

Так или иначе, страны мирового сообщества объединяют усилия в борьбе с морским разбоем и терроризмом. Проводятся соответствующие международные конференции и симпозиумы с участием экспертов, представителей правительственных структур, силовых ведомств и спецслужб, ведется обмен информацией. Взаимодействие имеет место и в законодательной сфере – в интересах устранения юридических противоречий и неувязок.

В последнее время Россия активизировала усилия в международном противодействии пиратству. С разрешения правительства Сомали и согласно резолюции СБ ООН 1816 российские военные корабли патрулируют сомалийские территориальные воды с целью обеспечения безопасности прохода российских гражданских судов в районе Африканского Рога. Экипажам разрешено «предпринять меры, в том числе и силовые, в случае попыток пиратских нападений на российские суда». Также находятся у берегов Сомали и боевые корабли НАТО.

На противозаконное применение силы надо давать отпор, взаимодействуя на международном уровне. А для этого флоты и береговая охрана прибрежных морских государств должны быть оснащены соответствующим образом – прежде всего специально спроектированными для этих целей скоростными судами.

Такие суда производятся ведущими странами Европы, Азии и Америки, в том числе и Россией. Для подобного производства у нас в стране есть исследовательские центры и КБ с передовыми разработками, судостроительные предприятия с давними традициями и опытным инженерно-техническим персоналом. Но об этом – особый разговор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
955
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1462
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1094
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1065

Другие новости