Натовские военные пытаются найти общий язык с афганцами.
27 марта в Москве прошла Международная конференция по Афганистану. Несмотря на то что официально мероприятие проходило под флагом ШОС, уровень представительства наглядно свидетельствовал, что проблема давно перешагнула региональные рамки. Участники конференции согласовали совместное заявление и прилагаемый к нему План действий. В документе содержатся конкретные совместные мероприятия, направленные на борьбу с терроризмом и наркотрафиком в Афганистане, в числе которых проведение совместных военных операций. Стороны также приняли Декларацию, которая указывает на взаимозависимую природу вызовов в Афганистане и регионе, и подчеркивает «важность продолжения международных усилий в интересах строительства стабильного, мирного, процветающего и демократического Афганистана».
КОНТРОЛЬ ИЗ ОДНОЙ «ТОЧКИ»
Главное заключается в том, констатируют эксперты, что конференция зафиксировала: в геополитических планах многих государств мира Афганистану отводится чрезвычайно важное место. Однако сегодня эта страна ассоциируется только с двумя, но предельно взаимосвязанными понятиями: наркоугроза и терроризм. По мнению большинства экспертов, главным источником финансовой подпитки террористов в Афганистане является наркоторговля. При этом факты свидетельствуют, что рост объемов производства наркотиков в стране увеличился после ввода туда американских войск в 2001 году.
В частности, об этом заявил на днях, в ходе заседания Координационного совета руководителей ведомств по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности, глава Госнаркоконтроля России Виктор Иванов: «С момента ввода в Афганистан военных контингентов США и НАТО урожаи опиумного мака возросли более чем в 40 раз, и значительные объемы отправляются в страны среднеазиатского региона и Россию, порождая губительные последствия для нашего населения». По информации Виктора Иванова, 92% героина в мире имеет афганское происхождение.
В то же время, по мнению ряда экспертов, и терроризм, и афганская наркоугроза, о которых говорят на всех международных площадках, на самом деле являются лишь дымовой завесой, отвлекающими маневрами, которые спланированы в столицах США и других западных стран, чтобы скрыто реализовать свои геополитические стратегии.
И вот тому подтверждение.
Доктринальной основой присутствия американских вооруженных сил в регионе являются два проекта: «Большой Ближний Восток», охватывающий мусульманский мир от Афганистана до Марокко, и «Большая Центральная Азия», подразумевающий пространство от необъятной Сибири до северной части Индии.
Задача геопространственной доктрины Большой Центральной Азии формулируется следующим образом: «...оказание содействия трансформации Афганистана и всего региона, ядром которого он является, в зону обеспеченных с точки зрения безопасности суверенных государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики, секулярных и относительно открытых систем правления, уважающих гражданские права и поддерживающих позитивные отношения с США».
Это изложено в опубликованной в марте 2005 года работе Фредерика Старра «Партнерство «Большой Центральной Азии» для Афганистана и его соседей». По мнению автора данного труда, появление этой зоны, которую отныне предложено называть «Большой Центральной Азией», отбросит силы, способствующие росту экстремизма, и усилит континентальную безопасность. Выдвинутый господином Старром проект «партнерства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии» (ПБЦА) сводится к объединению под управлением США государств Средней и Южной Азии без участия России, Китая и Ирана.
Создание ПБЦА, по мнению западных стратегов, позволит Соединенным Штатам не только окончательно закрепиться в Центральной Азии, но и превратить регион в свой протекторат, а Афганистан – в плацдарм, в стратегически важную систему складов, аэродромов и военных баз.
Под предлогом разрешения спровоцированного Западом в Афганистане конфликта на его территории уже размещены американские и натовские военные базы – в Кабуле, Кандагаре, Герате, Шинданде, Баграме. Были также созданы базы и в Средней Азии.
Как следствие, военные структуры США и НАТО получили уникальную возможность из одной «точки» контролировать Россию, Китай и Иран. А при необходимости, использовать логистику своего присутствия для возможных боевых действий, в том числе и за пределами Афганистана. В ближайшей перспективе, вероятнее всего, для войны против Ирана.
Таким образом, констатируют эксперты, США и НАТО закрепились в Центральной Евразии, которую Збигнев Бжезинский еще 10 лет назад прямо назвал «главным геополитическим призом для Америки». Все это позволяет аналитикам констатировать, что бывшая в период холодной войны передним краем Европа в настоящее время постепенно превращается в «тыл» американской политики. А «фронт» последней в настоящее время смещается в глубину Азии, куда переместился и мировой центр геополитической напряженности. Что в очередной раз подтвердила прошедшая конференция ШОС.
К западу от этого центра нефтяные гиганты Иран, Саудовская Аравия и ставший подконтрольным Америке в результате проведенной ею военной кампании Ирак.
К югу – новые ядерные державы – Индия и Пакистан. К северу – Россия. И, наконец, к востоку – крепнущий Китай, рассматриваемый США как основной соперник в будущем.
Здесь же расположен ряд потенциально конфликтных зон: Афганистан, Кашмир, бывшие советские республики Центральной Азии, китайский Синьцзян и др.
В феврале 2009 года только что пришедшая к власти новая администрация США объявила о расширении американского военного присутствия в Афганистане. Президент Барак Обама распорядился отправить туда дополнительно еще 17 тыс. солдат и офицеров.
Буквально сразу демонстративно резко активизировалась критика республиканцами внешней политики нынешней демократической администрации. Бывший вице-президент Ричард Чейни упрекнул Обаму в том, что он ставит США под угрозу новых терактов, практически угрожая повторением сценария «черного вторника» 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Джон Болтон, бывший заместитель госсекретаря в команде Джорджа Буша-младшего и экс-постпред США в ООН, также подверг критике политику нового хозяина Белого дома, главным образом – за попытку отхода от стратегии предшественника на посту президента.
УДОБНЕЙШИЙ ПЛАЦДАРМ
Однако вернемся к Афганистану.
Анализ, проведенный экспертами различных стран мира, показывает, что реальные цели США и НАТО в этой стране заключаются в организации собственного военного, геостратегического, геополитического и геоэкономического плацдарма в центре Евразии, развертывании мощнейшей сети военных баз на территории Афганистана и всего Среднего Востока.
При этом война с терроризмом – лишь предлог для наращивания и оправдания ничем не ограниченного во времени присутствия военной машины США и НАТО в регионе.
События 11 сентября и начало «войны с международным терроризмом» позволили Вашингтону создать как минимум 19 новых военных баз на Среднем Востоке и в Средней Азии. В итоге вооруженные силы США и НАТО впервые появились на территории постсоветских государств.
Часто приходится слышать, что американцы и натовцы все равно не контролируют ситуацию за пределами своих военных баз и не могут победить наркомафию. Но при этом почти никто не задается вопросом: а хотят ли американские военные и их союзники что-либо контролировать в Афганистане, кроме своих баз, и входит ли в их задачи борьба с наркоугрозой?
Более того, поддержание интенсивной нестабильности и напряженности в Афганистане, наличие постоянных угроз являются буквально подарком Пентагону, позволяя ежегодно требовать от Конгресса планомерного увеличения оборонных расходов, поддерживающих на плаву ключевые предприятия военно-промышленного комплекса страны. Подавляющая часть финансовых затрат на кампанию в Афганистане специально завышается в целях скрытого государственного дотирования предприятий американского ВПК, и средства налогоплательщиков Соединенных Штатов, таким образом, не выходят за пределы экономики заокеанской сверхдержавы.
Это, безусловно, отвечает интересам США, особенно в ситуации глубокого финансового кризиса.
Кроме того, территория Афганистана сегодня превращена Вашингтоном и его союзниками в настоящий полигон для испытания современных типов вооружений, отработки новых способов ведения так называемых «иррегулярных» войн.
Например, с самого начала вторжения войск США и НАТО в Афганистан вокруг аэродромов Шинданд и Баграм начались интенсивные строительные работы с возведением многочисленных наземных и подземных сооружений, что позволяет говорить о создании супербаз с некими скрытыми под поверхностью земли «городами». Сегодня названные аэродромы превращены в универсальные военные авиабазы, оборудованные системами воздушного и космического слежения, позволяющими контролировать аэронавигационное пространство практически всей Евразии.
Но главное – Афганистан в силу своего географического положения является для США и НАТО уникальным позиционным районом для размещения стратегических военных объектов и ударных группировок, своего рода гигантским сухопутным авианосцем. Другими словами, Афганистан сегодня представляет для государств региона такую же опасность, какую в 1962 году в период Карибского кризиса представляла для США Куба.
Нестабильность в Афганистане позволяет США поддерживать постоянную напряженность у границ Китая, Индии, Ирана, дестабилизировать государства Средней Азии, создавая тем самым постоянную и растущую угрозу государствам региона. Добавление к военным базам и группировкам вооруженных сил США в Японии, Южной Корее и в некоторых других странах АТР военных баз в Центральной Азии обеспечивает Америке контроль с континентальной части Азиатского материка, а также – со стороны Тихого и Индийского океанов – над основными стратегическими объектами почти всех азиатских стран.
На конференции высказывалось мнение, что американские военные базы в Центральной Азии, наряду с группировками ВС США в Южной Корее и в Японии, могут стать как минимум фактором мощного военного давления на Россию, Китай, Иран, Пакистан и Индию, особенно в случае обострения военно-геополитической обстановки.
Кроме того, военное присутствие может использоваться США для манипулирования региональными противоречиями и для поддержки различных организаций с целью воздействия на правительства стран региона.
Превращение Афганистана в крупнейшего мирового производителя опиатов и героина обеспечивает финансовую основу существования и деятельности политических и экстремистских группировок, ориентированных на разного рода «цветные революции» и государственные перевороты. При этом США, в силу их отдаленности, по словам того же главы Госнаркоконтроля России, избавлены от афганской наркоугрозы, а все издержки экспорта напряженности, наркотерроризма, наркоэкономики и наркокоррупции перекладываются Вашингтоном на Афганистан, соседние с ним страны и Европу.
Огонь на поражение. Фото Reuters |
РАЗДЕЛЯЙ И ДОГОВАРИВАЙСЯ
За последние три года мирное население страны оказалось в эпицентре усилившегося вооруженного конфликта между двумя основными противниками: правительственными вооруженными силами и иностранными войсками – с одной стороны и повстанцами в виде так называемых талибов – с другой.
По официальным данным Министерства внутренних дел ИРА, численность боевиков движения «Талибан» составляет от 10 тыс. до 15 тыс. человек, большинство из которых – иностранные наемники, связанные с группировкой «Аль-Каида» и экстремистскими организациями в Центральной Азии. По словам главы МВД ИРА, талибы действуют в 17 из 34 провинций Афганистана. В кулуарах международной конференции ШОС приводили данные Международного совета по безопасности и развитию, где говорилось, что в 2008 году движение «Талибан» распространило свое постоянное присутствие уже на 72% территории Афганистана (в 2007 году – на 54%). В южных районах Афганистана талибы создают шариатские суды и другие органы местного самоуправления, назначают неофициальных губернаторов и мэров для контроля над отдаленными районами.
Стремясь к более широкой народной поддержке, «Талибан» взывает к национальным и религиозным чувствам соотечественников, и с этой целью ставит этот конфликт в контекст войны за ислам.
Талибам (официально, напомним, 15 тыс. боевиков, а реально – половине населения страны) противостоят следующие силы:
– войска США, осуществляющие операцию «Несокрушимая свобода»;
– международные силы содействия безопасности (ISAF, ММСБ) – силы НАТО, уполномоченные ООН, в которых задействовано около 42 тыс. человек и которые числятся в пяти региональных командах;
– правительственные вооруженные силы, представленные Афганской национальной армией (АНА), Афганской национальной полицией (АНП) и силами безопасности Афганистана.
В соответствии с докладом генерального секретаря ООН Афганская национальная армия в настоящее время включает пять корпусов (в составе каждого от двух до четырех бригад), которые выполняют функции региональных соединений по аналогии со структурой регионального командования МССБ. В 10 провинциях по-прежнему постоянного присутствия правительственных сил не имеется. В сентябре 2008 года Объединенный совет по координации и контролю (ОСКК) одобрил увеличение численности армии к декабрю 2011 года с 83 тыс. до 134 тыс. военнослужащих.
Но, несмотря на растущий профессионализм, для борьбы с мятежами этой армии явно не хватает ни умений, ни ресурсов. Недавний правительственный доклад США выявил, что армия Афганистана страдает от критической нехватки снаряжения, неспособна проводить операции без поддержки международных войск и отличается высоким уровнем дезертирства. (Ситуация, полностью аналогичная временам советского пребывания в стране).
Несмотря на завершение комплектования личным составом Афганской национальной полиции и пограничных войск, которые сейчас насчитывают около 46 тыс. человек, эти силы на несколько шагов отстают от армии.
В состав МССБ (ISAF) в настоящее время входит около 55 тыс. военнослужащих из 26 стран Организации Североатлантического договора (НАТО) и 15 стран, не являющихся членами альянса. Численность коалиционных сил, действующих под командованием Соединенных Штатов, составляет приблизительно 14 тыс. человек. Объединенное переходное командование по безопасности, в состав которого входит более 7 тыс. человек, включая работающих по контрактам гражданских инструкторов и наставников, отвечает за оказание содействия укреплению национальной армии и национальной полиции. В сентябре 2008 года было создано Командование силами Соединенных Штатов в Афганистане, являющееся штабом по контролю и управлению силами Соединенных Штатов в стране, во главе с командующим МССБ генералом МакКирнаном. Ожидается, что в результате такого объединения командных структур координация между элементами Соединенных Штатов в рамках МССБ и за их пределами улучшится.
До недавнего времени в Афганистане находилось около 38 тыс. американских солдат и офицеров, включая 6 тыс. человек пополнения из 3-й бригадной тактической группы 10-й горной дивизии и морских пехотинцев, прибывших сравнительно недавно. Остальные 19 тыс. военнослужащих из 42 других государств составляют баланс объединенных сил.
Прибывшее в течение последних недель из США подкрепление в количестве 17 тыс. человек в основном состоит из солдат и офицеров 5-й бригадной тактической группы «Страйкер» 2-й пехотной дивизии, дислоцирующейся в Форт Льюис, Вашингтон, и военнослужащих 2-й экспедиционной бригады морской пехоты из Кэмп Лежюн, Северная Каролина. Как поступающие войска, так и те, что уже находятся в Афганистане, предположительно будут выполнять «двойную миссию»: противостоять талибам и обучать национальные силовые структуры, что подчеркивалось и на конференции ШОС.
Напомним, что, когда меньше года назад МакКирнан принял командование в Афганистане, он затребовал 30 тыс. человек пополнения. Даже после произошедшего увеличения американского контингента на 17 тыс. человек, по мнению командования США, необходимо еще от 10 тыс. до 12 тыс. солдат. При этом подчеркивается, что увеличение контингента не является краткосрочным предложением.
«Это не временное стягивание войск... Это необходимо будет поддерживать на протяжении какого-то времени, – сказал МакКирнан. – Я не могу сейчас сказать точно, сколько лет это будет продолжаться, но я стараюсь смотреть на три, четыре, пять лет вперед».
Военное усиление США в Афганистане, по оценкам международных экспертов, приведет к росту гражданских потерь. «Я понимаю тех, кто говорит, что увеличение количества войск может сократить потребность в использовании воздушных сил и привести к меньшему числу жертв среди гражданских лиц. Но мы должны признавать опасность того, что все может случиться наоборот. Будут дополнительные войска, а это значит, что будет больше боевых действий», – сказал спецпредставитель генерального секретаря ООН по Афганистану Кай Эйде, докладывая недавно членам Совбеза организации свои оценки и прогнозы развития ситуации в подведомственной ему стране.
В 2008 году, по сравнению с предыдущим годом, число жертв военных действий среди гражданского населения Афганистана возросло более чем на треть, составив 2118 человек. Из них 828 (39%) – погибли в результате операций сил возглавляемой американцами коалиции или правительственных войск. Почти две трети из этих 828 жертв – 522 мирных жителя – погибли во время бомбардировок авиации США и их союзников в Афганистане.
В то время как Вашингтон, исходя из последних заявлений нового президента Барака Обамы, пересматривает свою стратегию в Афганистане, министр обороны США Роберт Гейтс 10 марта с.г. в интервью Национальному государственному радио твердо заверил, что «Соединенные Штаты не позволят «Талибану» угрожать афганскому правительству и создать здесь для себя надежное убежище. Как минимум наша цель в Афганистане – предотвратить попытки Талибана отобрать власть у демократически избранного правительства Афганистана, и потенциально вновь превратить Афганистан в надежное убежище для «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок».
Шеф Пентагона подчеркнул, что ситуация в Афганистане «вновь начала катиться под откос» в 2005–2006 годах. Тогда Талибан начал пользоваться убежищами с пакистанской стороны афгано-пакистанской границы и принялся «просачиваться в Афганистан и создавать проблемы с безопасностью». Решение о направлении в Афганистан 17 тыс. человек пополнения военного контингента и пересмотр стратегии нацелено на решение этой проблемы. «Мы только начинаем отвечать на происходящее», – сказал Гейтс. «Очевидно, что нам все еще есть чем там заняться», – подчеркнул он.
Несмотря на то что НАТО намеревается обеспечить безопасность намеченных на август выборов президента Афганистана, предоставив дополнительные войска, министр обороны США не уверен в том, что они останутся там на длительный срок. «Альянс послал туда все войска, которые были обещаны. Еще ни разу не было такого случая, чтобы они не сдержали своих обещаний», – сказал Гейтс. Проблема заключается в том, что «требуется больше, чем они обещали сделать на данный момент», – подчеркнул руководитель Пентагона. – И мы хотели бы получить больше поддержки».
Пока же, по мнению большинства экспертов, очевидно только одно – до настоящего времени США и НАТО в Афганистане так и не сумели достичь поставленных перед ними целей. Если в Ираке американцам с помощью «Аль-Каиды» удалось внести раскол в ряды суннитов и шиитов, тем самым разрушив единый фронт борьбы с иностранными оккупантами, каковыми военнослужащие США, по сути, и являются для иракцев, а теперь – для афганцев, то в случае с пуштунами американцам такая тактика не приносит успеха.
Теперь американцы, с подачи англичан, пытаются вступить в переговоры с талибами в надежде найти в их среде разногласия. Если разногласий нет, то их придется создать, чтобы затем воспользоваться противоречиями в своих интересах, и в итоге создать ручное, стабильно управляемое марионеточное правительство. До этого момента, как представляется, США не выведут свои войска из Афганистана.