0
2855
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

03.04.2009 00:00:00

Режим контртеррористической операции отменят, войну продолжат

Виктор Мясников
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Виктор Мясников - обозреватель "НВО".

Тэги: кадыров, чечня


кадыров, чечня Трудно представить Чечню без спецназа.
Фото из книги «Чечня. Солдатская правда»

Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров 25 марта заявил о возможности завершения на подведомственной ему территории контртеррористической операции (КТО) с отменой режима КТО, введенного указом президента РФ еще 23 сентября 1999 года. Это не первое его выступление по данному поводу, но на сей раз Кадыров был полностью уверен в официальном окончании операции до конца марта.

ОТЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Президент Чечни выступил с утверждением, что «республика является на самом деле одним из самых спокойных регионов страны. И сегодня мы можем даже делиться опытом этой борьбы с другими регионами». Свое мнение он обосновал так: «По данным спецслужб, в горах Чечни насчитывается 480 боевиков, а по моим данным, их не более 70, и с ними будет покончено в ближайший месяц». Необходимость отмены режима контртеррористической операции диктуется экономической необходимостью. В республике нет таможни и воздушного сообщения с зарубежьем, а режим КТО отпугивает инвесторов. А сейчас, как сказал Рамзан Кадыров, «и Министерство обороны РФ, и ФСБ, и другие силовые ведомства пришли к пониманию, что все эти ограничения можно снять».

Сведения о скором отмене режима КТО оказались верными. 28 марта президент РФ Дмитрий Медведев поручил директору ФСБ Александру Бортникову рассмотреть данный вопрос на очередном заседании Национального антитеррористического комитета 31 марта.

Впрочем, с поправкой, что ФСБ должна продолжить контроль за ситуацией, вводя в случае необходимости и отдельные элементы режима КТО. «Мы должны, с одной стороны, создавать новые возможности для граждан, для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест в Чечне, но, с другой стороны, должны последовательно и жестко бороться с террористами», – сказал Дмитрий Медведев. Однако не Национальный антитеррористический комитет вводил режим КТО, не ему его и отменять. И президент поручил НАК лишь «внести в соответствии с действующим законом предложения в правительство, чтобы окончательно определить судьбу этого правового режима».

На заседании НАК во вторник, 31 марта, было принято решение проработать вопрос о снятии режима КТО с федеральными органами исполнительной власти и силовыми структурами – Минобороны, МВД России, ФСБ и органами юстиции. Только после соответствующей «проработки» предложения направят президенту РФ Дмитрию Медведеву. Так что Рамзан Кадыров снова поторопился в своем желании одним росчерком пера установить мир и согласие в Чечне. А вот силовики могут и не поспешить с «проработкой». На то у них есть свои серьезные основания.

Примечательно, что ситуация в ЧР почти не отличается от той, что была и год, и два, и три назад. И тогда спецслужбы оценивали количество боевиков и их пособников примерно в 500 человек, а Рамзан Кадыров говорил о 70 «шайтанах», которых скоро всех переловят. Что же побуждает Москву сейчас пойти навстречу президенту Чечни? Ведь вопрос об отмене КТО можно считать решенным. Все дело лишь в сроках.

УДАР ПО КАРМАНУ

Решение о прекращении правового режима КТО в Чеченской Республике не столько политическое, сколько экономическое. На что недвусмысленно указали и Рамзан Кадыров, и Дмитрий Медведев, имея в виду создание рабочих мест и привлечение инвестиций.

Но есть и другая сторона вопроса, связанная с экономией бюджетных средств. Переживаемый Россией экономический кризис еще в самом своем начале аукнулся в Южной Осетии. Участвовавшие в военной операции по принуждению Грузии к миру многие российские офицеры и солдаты (а в числе последних было немало срочников) никаких «боевых» не получили. Мало того, в их документах соответствующие кадровые службы отказываются фиксировать факт участия в боевых действиях, что лишает военнослужащих законных льгот. В результате в судах сейчас находятся десятки исков от людей, сражавшихся на пятидневной войне, о выплате причитающихся денег.

Отмена режима контртеррористической операции в Чечне резко, минимум вдвое, сократит жалованье дислоцированных в республике военнослужащих. И желающих служить там по контракту не останется. Главнокомандующий Внутренними войсками – заместитель министра внутренних дел генерал армии Николай Рогожкин уже заявил, что контингент ВВ МВД из Чечни будет почти полностью выведен. Следом, очевидно, придется сократить и части Минобороны РФ по тем же самым причинам.

Планируется расформировать этнические батальоны спецназа ГРУ «Восток» и «Запад». Попытка Рамзана Кадырова включить эти подразделения в свои силовые структуры не удалась, поэтому он добивался их ликвидации. После переаттестации в конце 2008 года состав батальонов сократился на 30%. Сейчас их личный состав собираются направить на комплектование мотострелковых бригад, которые будут создаваться на базе 42-й мотострелковой дивизии, расквартированной в Чечне на постоянной основе.

Пока в Чечне сохраняется режим КТО, здесь у каждого военнослужащего день считается за три. Идут полтора-два оклада, сокращенные сроки присвоения очередного звания, полевые – тройные командировочные, гарантируются будущие льготы. После снятия режима КТО в абсолютно той же самой боевой обстановке останется лишь денежное содержание мирного времени. Ничего, кроме обиды, у военных это не вызовет. Поэтому лучше их вывести за пределы региона, пока сами не разбежались. Понятно, что и прикомандированных милиционеров из разных областей России посылать в Чечню больше не придется.


У президента Чечни надежная силовая опора.
Фото Reuters

ЗАБОТА КАДЫРОВА

Вывод воинского контингента из Чеченской Республики вполне устраивает ее президента. Рамзан Кадыров окончательно превращается в единовластного хозяина Чечни. Субъект Федерации де-юре окажется де-факто почти полностью независимым от Москвы, оставаясь на бюджетном обеспечении. Примерно так представлял независимость Ичкерии и покойный генерал Дудаев. Только он еще планировал собственные паспорта и введение законов шариата. От признаваемого всем миром российского паспорта Кадыров не откажется, а отдельные законы шариата под видом неких нравственных принципов общества потихоньку вводит.

Главная забота Кадырова – прямой выход в зарубежье для привлечения инвестиций. Режим КТО этому мешает больше всего. Но в преддверии его отмены президент Чечни уже готовит соответствующую инфраструктуру и решает вопросы доступа инвесторов в республику. Недавно он встречался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и, как сообщает пресс-служба президента и правительства ЧР, тот заверил, что Министерство иностранных дел России будет оперативно решать вопросы виз инвесторам, прибывающим в Чечню по приглашению Рамзана Кадырова. В беседе принимал участие представитель России в Организации Исламская Конференция Камиль Исхаков. Не секрет, что Кадыров основных инвесторов видит не на Западе, а на Востоке, в исламских государствах.

В Грозном уже строится здание таможенной службы. Оно должно быть принято в эксплуатацию 30 июня. А пока чеченский таможенный пост является подразделением минераловодской таможни и расположен в Моздоке (Северная Осетия – Алания). Как заметил начальник чеченского таможенного поста Константин Кучкин, «благодаря президенту ЧР Рамзану Кадырову, несмотря на финансовый кризис, были решены вопросы бесперебойного финансирования строительства таможни». Штаты уже укомплектованы и готовы приступить к работе.

Отмена КТО может стать решающим сигналом для инвесторов с Востока. Они воспримут это как определенную степень свободы республики с поголовно исламским населением. Не секрет, что Рамзан Кадыров хотел бы перехватить денежные потоки, которые идут боевикам и заграничным оппозиционерам из ближневосточных монархий. Поэтому он столь усиленно зазывает из Лондона в Грозный Ахмеда Закаева, обещая ему не только безопасность и прощение, но и высокий пост. Возвращение Закаева не остановит боевиков, в основном молодежь, которая вообще о нем не знает, но укрепит доверие к Кадырову на Западе и особенно на Востоке. После этого Европарламент может распустить свое подразделение, занятое лоббированием предоставления независимости Чечне, поскольку Закаев остается практически последним влиятельным сепаратистом. Воюющие сейчас на Кавказе боевики строят Кавказский халифат и к демократии стремятся не больше, чем духовно близкая им «Аль-Каида».

Рамзан Кадыров распорядился до 1 апреля вернуть из Ингушетии всех беженцев. Главам районных и городских администраций республики поручено обеспечить их всеми необходимыми условиями для проживания. На февраль 2009 года на регистрационном учете в ОФМС России по Ингушетии состоял 3141 человек, из них 1752 ранее были сняты с учета и получили компенсацию, но продолжали оставаться в местах компактного проживания. Заявления о снятии с регистрационного учета подали еще более 1200 человек, то есть почти все остававшиеся беженцы. Половина вернутся в свои прежние дома, остальные поселятся у родственников, в общежитиях или в арендованном местной администрацией жилье.

Еще один вопрос, постоянно муссируемый политиками и правозащитниками, – о пропавших без вести и похищенных гражданах. При парламенте Чечни по инициативе Рамзана Кадырова срочно образован комитет по поиску людей, исчезнувших без следа в период проведения контртеррористической операции на территории республики. Глава комитета Иса Магомадов уже заявил, что намерен обратиться в Москву и просить создать межведомственную комиссию по розыску пропавших...

...В заключение нельзя не отметить следующее. Присутствие большого воинского контингента никак не решает задачу ликвидации мелких бандформирований, растворенных среди местного населения и в горных дебрях. Этим занимается чеченская милиция и спецназ. Зато войска сдерживают амбиции Рамзана Кадырова. В том числе с помощью режима КТО – проверками документов и машин, обысками, ограничением передвижения, контролем связи и прочими ограничениями. За пределами Чечни – в Ингушетии и Дагестане – терактов и нападений совершается больше, но там режим КТО вводится лишь на время спецоперации на ограниченной территории.

Кремль, похоже, решил не сдерживать амбиции молодого президента ЧР. Тем более что кризис заставляет серьезно экономить. Поэтому следует ожидать, что в ближайшие месяцы контртеррористическая операция в Чечне закончится. И о прекращении второй чеченской кампании будет заявлено официально. А вот вялотекущая Кавказская война будет продолжаться...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
679
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
759
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1091
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
873

Другие новости