Дуга нестабильности протянулась от Кавказа до Ферганской долины.
Фото из книги "Чечня. Солдатская правда".
Лидер политического совета движения «Талибан» в Афганистане Абдул Восе Мутассим пригрозил серьезными последствиями Таджикистану, если он продолжит сотрудничество с США и поддержит военную кампанию против талибов. Одновременно появилась информация, что в северные районы Таджикистана перешел с сопредельной стороны полевой командир Мулло Абдулло. Таким образом, зона нестабильности из Афганистана и Пакистана начинает распространяться на территорию СНГ.
НЕСПОКОЙНАЯ ГРАНИЦА
В ночь на 26 мая в узбекском Ханабаде на границе с Кыргызстаном группа боевиков совершила нападение на блокпост милиции. При попытке отступить на сопредельную территорию в завязавшемся бою были убиты три узбекских милиционера, два сотрудника органов безопасности и два боевика. В тот же день террорист-смертник подорвал себя в Андижане. При этом погиб один милиционер, несколько гражданских лиц получили ранения.
Власти Узбекистана тщательно скрывали обстоятельства произошедших событий, временно отключив телефонную и мобильную связь. Генеральная прокуратура республики возложила вину на соседний Кыргызстан, дескать, боевики проникли с соседней территории.
Пограничная служба Кыргызстана опровергла все обвинения, заявив, что «не было допущено фактов незаконного пересечения границы». Однако спустя месяц, 23 июня, силами управления «Альфа» Государственного комитета национальной безопасности в Джалал-Абадской области Кыргызстана была проведена спецоперация по ликвидации группы боевиков. Спецназ штурмом взял дом, где держали оборону пять вооруженных экстремистов. Все они были уничтожены. Погиб также сотрудник спецслужб, еще один получил ранение. С места боя изъято пять автоматов Калашникова, гранатометы «Муха», пистолеты, гранаты и боеприпасы. Обнаружено большое количество обгоревших инструкций по изготовлению взрывных устройств и восемь комплектов черной униформы с масками – костюмы смертников.
Еще троих обнаружили и блокировали в ночь на 28 июня в Узгенском районе Ошской области. Все они были убиты в ходе перестрелки, продолжавшейся 14 часов. Позднее были убиты еще два экстремиста. Власти заявили, что члены бандформирования являлись гражданами других государств и были связаны с «Исламским движением Узбекистана» (ИДУ). По сообщению новостного агентства Fergana.ru, спецназ МВД Кыргызстана введен на территорию Баткентской области, которая с двух сторон зажата между Узбекистаном и Таджикистаном. Именно здесь в прошлом проходили бои с исламистами.
Вылазки боевиков серьезно испортили отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном. Произошло несколько неприятных инцидентов с задержанием граждан соседних государств. Узбекские пограничники в одностороннем порядке принялись создавать буферную зону и заграждения на границе. В 50-метровой полосе узбекские власти разбирают дома и отселяют жителей. Рабочие копают канаву шириной 3–4 м и глубиной 5–6 м. В других местах ставится высокий забор.
ВОЗВРАЩЕНИЕ МУЛЛО
В середине мая из Таджикистана начала поступать информация, что на территории Раштской долины усилены посты и наряды милиции, туда прибывают подразделения различных силовых структур. Заговорили, что в район проникла из Афганистана группа боевиков. Начальник пресс-центра МВД республики майор милиции Махмадулло Асадуллоев разъяснил, что с 15 мая началась антинаркотическая операция «Кукнор-2009» («Мак-2009»), которая продлится до 30 ноября. Объяснялось, что операция внеплановая.
Однако местные эксперты утверждают, что в Раште наркотики никогда не выращивались и даже в диком виде не произрастают – местный климат этого не позволяет. Что касается Раштской долины, то, по неподтвержденным данным, в ней появилась группа вооруженных людей в количестве около 100 человек во главе с Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов). Один из самых непримиримых полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции во время гражданской войны 1992–1997 годов, он контролировал территорию Дарбанского района и отказался признавать договор о прекращении огня 1994 года. После подписания Общего соглашения о мире в Таджикистане в 1997 году продолжал террористическую деятельность. К 2000 году его отряд был разбит, с оставшимися боевиками Абдулло бежал в Афганистан, где воевал на стороне талибов, а затем осел в пакистанском Вазиристане.
По некоторым сведениям, Мулло Абдулло находится в Тавильдаринском районе на востоке Таджикистана уже с апреля. Он ездит по селам, общается со старейшинами и фактически установил контроль над несколькими районами. За это время к его отряду присоединились еще около 1000 добровольцев. А сейчас Мулло Абдулло налаживает связи с влиятельными главами родоплеменных кланов из других регионов Таджикистана. Подтвердить эту информацию сложно, поскольку телефонная связь с Раштской долиной на длительные периоды отключается. Но представители местных администраций утверждают, что в долине спокойно, жизнь идет своим чередом.
Власти страны опровергают сообщения о военной операции против Мулло Абдулло, о переговорах с ним и о предложении покинуть страну, не дестабилизировать обстановку. Так же как отвергают саму возможность присутствия незаконных вооруженных формирований на территории Таджикистана. Однако 16 июня новостное агентство «Азия-Плюс» сообщило, что в Раштской долине убиты офицер и двое солдат внутренних войск МВД республики. Известно, что в горах выставлены блокпосты, чтобы перекрыть пути следования незаконных воинских формирований, которых упорно именуют «наркоторговцами». В селениях идут проверки паспортного режима, особенно тщательно знакомятся с документами всех бородатых мужчин. В разных районах Таджикистана арестованы несколько бывших боевиков, соратников Мулло Абдулло. Всем им предъявлены обвинения в преступлениях, совершенных в период гражданской войны.
Ситуация в республике катастрофическая. В связи с кризисом рухнули мировые цены на основной экспортный товар Таджикистана – хлопок и алюминий. С начала года вдвое снизился приток валюты за счет переводов трудовых мигрантов. В прошлом году они перевели в Таджикистан около 2 млрд. долл. – более трети ВВП страны. После засухи прошлого года и суровой зимы весна 2009 года принесла сильные ливни, вызвавшие наводнения и сели. Погибло большое количество домашнего скота, уничтожено 40 тыс. га посевов, размыто 160 км автодорог, снесено 40 мостов, выведены из строя линии электропередачи, насосные и трансформаторные станции. 10 тыс. жителей лишись жилья. По предварительным оценкам, ущерб составил более 100 млн. долл. В стране ожидается серьезный дефицит продовольствия.
Между тем продолжается падение национальной валюты сомони, растут цены. А политика властей отнюдь не способствует процветанию населения. В столице Душанбе сносятся рынки, что оставляет без заработка сотни семей, а мелких предпринимателей обрекает на разорение. Мэр столицы подготовил закон, запрещающий держать в городе лошадей, коров, овец, ослов, кроликов и кур. Бедствующее население, вынужденно перешедшее к натуральному хозяйству, оказывается в еще более тяжком положении. В данной ситуации взрывом народного негодования могут воспользоваться любые силы, в том числе религиозные экстремисты, включая афганских талибов.
Власти уже принимают превентивные меры. В конце июня в Душанбе в мечети в микрорайоне Зарафшон были задержаны 40 членов движения «Салафия» и их вождь мулло Сироджидин, призывавший к борьбе с властями. Движение салафистов имеет фундаменталистскую религиозную направленность и призывает к возврату к истокам ислама, к «чистоте» не только веры, но и образа жизни. Фактически – к возврату в Средневековье. По сути, это тот же самый ваххабизм. В Таджикистане учение быстро набирает популярность, особенно среди молодежи. Тем более что салафистов поддерживают деньгами зарубежные благотворительные исламские фонды. Эмиссары «Салафии» ищут способных, но не слишком грамотных молодых людей и отправляют их для получения религиозного образования в Пакистан, Йемен и Саудовскую Аравию. Именно они будут духовными лидерами нового джихада. Сейчас количество сторонников «Салафии» в Таджикистане оценивается в 20 тыс. человек.
ЧЕЧЕНСКОЕ ЭХО
На границе Азербайджана и Ирана 23 июня произошел бой. В результате один азербайджанский пограничник погиб, двое его сослуживцев получили ранения. Погибли и двое нарушителей границы – Рамин Мамедов и Садиг Гашимов, пытавшиеся уйти в Иран. Как выяснило следствие, убитые были связаны с членами незаконной вооруженной группы «Лесные братья», действующей на юге Дагестана и севере Азербайджана. Они также совершают вылазки в Чечню. Там, кстати, в последнее время удалось уничтожить двух боевиков-азербайджанцев.
Формирование «Лесные братья» возникло во время второй чеченской кампании. Ее члены воевали с федеральными силами в Дагестане и Чечне. Часть из них – просто наемники, но большинство исповедует радикальный ваххабизм и желает создать на месте светского Азербайджана исламский халифат. Они стремятся дестабилизировать обстановку и в родной республике. В прошлом году «братья» бросили гранату в молельный зал бакинской мечети «Абу-Бекр». В ходе расследования были арестованы более 20 человек, имеющих отношение к бандподполью. Впрочем, по мнению экспертов, в стране нет почвы для радикального ислама в отличие от стран Центральной Азии.