Шаг к победе... Или в глубокую яму?
Фото Reuters
28 января в Лондоне прошла Международная конференция по Афганистану. Согласно списку, опубликованному на сайте британского правительства, в ней приняли участие представители 66 государств. На заседании председательствовали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, премьер-министр Соединенного Королевства Гордон Браун и президент Исламской Республики Афганистан Хамид Карзай.
ПУСТОЕ КОММЮНИКЕ
Главной целью состоявшейся конференции была выработка мер по оказанию президенту Афганистана помощи в реализации положений плана по нормализации обстановки в стране, которые он изложил в своей последней инаугурационной речи. Обсуждались три основных направления, в рамках которых организаторы форума пытались организовать международное сотрудничество на территории Афганистана, включая безопасность, государственное управление и оказание поддержки региональным властям.
В рамках обеспечения безопасности населения были рассмотрены долгосрочные направления развития структуры международных и национальных сил, которые должны решать эту задачу. Кроме того, в центре внимания оказались мероприятия международного сообщества, которые должны быть проведены, чтобы обеспечить поддержку афганскому правительству в его усилиях по разрешению существующих противоречий с вооруженной оппозицией и ее включению в мирный процесс государственного строительства. Обсуждались также и некоторые направления стимулирования усилий НАТО по расширению обязательств альянса в сфере подготовки и обучения афганских военных и полицейских.
Участники встречи говорили о согласовании своих действий по оказании помощи Кабулу в реализации программы борьбы с коррупцией и в совершенствовании системы управления национальным бюджетом. Они попытались оценить, насколько эффективна деятельность мирового сообщества по оказанию руководству страны помощи в этих областях.
Шел разговор и о консолидации международных усилий по объединению региональных властных структур Афганистана и их интеграции в систему государственного управления страной.
По результатам дискуссий было принято коммюнике, состоящее из 34 пунктов. Но, как заранее и предполагали специалисты, в этот документ не были включены какие-то конкретные обязательства Североатлантического союза по нормализации ситуации в Афганистане. О том, как практически следовало бы решать проблемы Кабула на обозримом отрезке времени и обеспечить вывод войск коалиции из страны в ближайшем будущем, не было сделано ни одного конкретного предложения. Дело ограничилось только самыми общими рассуждениями о том, как мог бы действовать Запад и его сторонники, чтобы вернуть афганское общество на нормальный путь развития, и пространными заявлениями о намерениях. Хотя скорее всего у граждан США, Великобритании и еще 40 стран, входящих в Международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF), может сложиться мнение, что их правительства все-таки как-то пытаются урегулировать проблемы Афганистана и прекратить кровопролитие.
В коммюнике конференции отмечается, что афганское правительство и представители стран, принимавших участие в форуме, «договорились разработать» план постепенной передачи контроля над всеми афганскими провинциями «к концу 2010 – началу 2011 года». Никаких конкретных дат и ответственных за разработку плана и за его реализацию в документе названо не было.
В нем также отмечено, что к 2013 году афганские силы безопасности должны будут контролировать «большую часть операций», а в 2015-м – отвечать за безопасность всей страны. Была названа общая численность контингентов афганской армии и полиции к этому времени. Она должна вырасти до 300 тыс. человек. Но о том, как предполагается это сделать, кто и где будет набирать и готовить новобранцев и платить за их обучение, тоже осталось за кадром.
В последнее время некоторые участники коалиции высказывались о том, что талибам, которые решат вернуться к «нормальной жизни», необходимо выдавать определенное вознаграждение. В коммюнике об этом говорится лишь то, что участники конференции «приветствуют взятые на себя международным сообществом обязательства по созданию Целевого фонда мира и реинтеграции». Этот фонд должен будет выделять ассигнования на предложенную Хамидом Карзаем программу возвращения боевиков в гражданское общество Афганистана.
Вопрос о возможных вариантах политических переговоров с «Талибаном», их тематика, условия и ожидаемые результаты, а также общая сумма средств, которую предполагается выплатить моджахедам, в итоговом документе совещания остался без ответа.
ПЕССИМИЗМ И НАДЕЖДЫ ПЕНТАГОНА
За два дня до проведения лондонской конференции в американской и мировой прессе появились заявления высокопоставленных чинов Минобороны США, которые весьма негативно оценили перспективы наведения порядка в Афганистане. Все они считают, что решение афганской проблемы практически невозможно без ведения переговоров с талибами. Видимо, руководство Пентагона, напрямую и в полной мере причастное к ведению войны в Афганистане, хочет, чтобы его мнение было все-таки услышано президентом Бараком Обамой и влиятельными государственными деятелями в его администрации.
В своем интервью газете Financial Times командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал заявил: «Хватит воевать, я думаю, нам надо попытаться создать такие условия, которые позволят людям прийти к поистине справедливому решению о том, как следует управлять афганским народом». Рассуждая об участии лидеров движения «Талибан» в будущем правительстве страны, генерал заметил, «что любой афганец сможет внести свой вклад, если он сосредоточится на будущем, а не на прошлом».
Открытость Маккристала в заявлениях о вступлении в контакт с талибами и заключении с их лидерами соответствующих соглашений вполне импонирует союзникам Америки и всем остальным странам, втянутым в афганскую кампанию.
Несколько ранее в беседе с журналистами министр обороны США Роберт Гейтс также выступил в поддержку механизма разделения властных полномочий в Кабуле. Шеф Пентагона отметил, что талибы являются частью «политической текстуры» Афганистана.
25 января в интервью английской газете The Times еще более откровенно, чем его начальник и коллега, высказался командующий Центральным командованием ВС США генерал Дэвид Петреус, который в 2007–2008 годах возглавлял Многонациональные силы в Ираке.
Начавшееся усиление группировки американских войск в Афганистане генерал сравнил с наращиванием сил и средств США, которое проходило под его руководством в Ираке. Однако Петреус не проявил большого оптимизма по этому поводу. «Я не думаю, что ситуацию в Афганистане можно повернуть так же быстро, как в Ираке. Полагаю, будет трудно собрать воедино все те факторы, которые мы использовали в Ираке для быстрого сокращения насилия», – подчеркнул генерал. Тем самым он, наверное, хотел уведомить вашингтонских политиков о том, что война в Афганистане продлится намного дольше, чем об этом говорится с официальных трибун.
Правда, в своих высказываниях об отношениях с талибами Петреус был более осторожен. «Я не жду, что они появятся на арене рядом с нами скоро», – заявил командующий. Его слова не совсем согласуются с точкой зрения Маккристала, но свидетельствуют о том, что сегодня генерал начинает определенным образом все-таки пересматривать свою позицию и высказывается более откровенно, чем он это делал раньше.
Во время недавней встречи с руководителями Пакистана шеф Пентагона услышал от них не очень обнадеживающие речи об урегулировании ситуации в Афганистане. Они сообщили американскому министру, что военные действия против «Талибана» в граничащих с Афганистаном регионах будут возобновлены не ранее чем через полгода. Инертность военной машины Исламабада, полагают эксперты, свидетельствует о том, что это может произойти не ранее чем через год или даже в более поздние сроки.
Между тем Роберту Гейтсу и его генералам совершено ясно, что достижение реальных и устойчивых успехов США и НАТО в Афганистане в значительной мере определяется возможностью уничтожения приграничных баз талибов на территории Пакистана. В связи с чем один высокопоставленный чиновник американского Минобороны сказал журналистам газеты «New York Times», что обещание пакистанских властей «вызывает разочарование, но не удивление».
В свою очередь, Роберт Гейтс по данному поводу сделал следующее заявление: «Пакистанское руководство само будет решать, когда ему лучше всего проводить военные операции, когда оно будет готово действовать и будет ли оно действовать вообще. Хотел бы выразиться следующим образом: мы в одной машине, но пакистанцы сидят в водительском кресле и держат ногу на педали газа. Меня это вполне устраивает». Министр также добавил, что его «вполне устраивают» пакистанцы, занимающие водительское кресло.
Американские эксперты считают, что вряд ли можно говорить о том, что глава Пентагона и двое его подчиненных каким-то образом пытаются надавить на Барака Обаму и заставить его пересмотреть принятое решение о направлении в Афганистан более 40 тыс. военнослужащих США. Скорее всего, как предполагают специалисты, Гейтс, Маккристал и Петреус просто пытаются объяснить Белому дому, что ситуация с безопасностью в Афганистане по сравнению с ее нынешним состоянием вряд ли существенно улучшится к июлю 2011 года, на который президент Соединенных Штатов наметил начало вывода части американских войск из этой страны.
Министр обороны США и генералы дают понять: единственный путь стабилизации обстановки в афганских провинциях – достижение существенных договоренностей по крайней мере с частью умеренно настроенных боевиков. Пентагон, конечно, надеется, что благодаря активным боевым действиям удастся серьезно ослабить «Талибан» и склонить его лидеров к большей сговорчивости в вопросе проведения мирных переговоров. Однако руководство военного ведомства Америки совсем не склонно верить в то, что за короткое время его инструкторам удастся обучить афганскую армию и полицию эффективным методам борьбы с талибами и их сторонниками.
Дислокация сил региональных командований в Афганистане. Рисунок подготовлен Институтом изучения войн (США) |
МНЕНИЯ РАЗВЕДЧИКОВ
По мнению ряда сотрудников американской разведки, значительная часть талибов – треть или даже больше – просто живет за счет постоянного жалованья, которое им выплачивается руководителями «Талибана». Рядовые инсургенты ежемесячно получают около 300 долл. Эти люди вовсе не являются ярыми приверженцами идеологического экстремизма, который отличает лидеров движения. Так что генерал Маккристал, может быть, не даром продолжает надеяться на то, что Соединенным Штатам удастся переиграть главарей мятежников и переманить на свою сторону хотя бы некоторых боевиков.
А вот высшие чины американских спецслужб с большим пессимизмом оценивают возможность привлечения лидеров талибов к мирному строительству Афганистана. Поэтому в настоящее время официальная позиция США состоит в том, что с руководителями «Талибана», до тех пор пока они не откажутся от насилия и будут готовы сесть за стол переговоров, нельзя налаживать какие-то политические контакты. По мнению американских военных экспертов, существенное влияние на позицию талибов могли бы оказать действия пакистанской армии и разведки, которые способны оказать весомую помощь контингентам ISAF в разгроме баз боевиков. Но, как уже отмечалось выше, Исламабад пока не торопится пойти на этот шаг.
Специальный представитель ООН в Афганистане Кай Эйде, который уходит со своего поста, в течение целого года публично и очень упорно добивался от Кабула, чтобы талибам были открыты двери для прямых переговоров с властями страны. По мнению экспертов, он не смог бы выступать так открыто, предварительно не проконсультировавшись со своими американскими коллегами.
Лидеры же «Талибана» заявляют, что поступили правильно, отказавшись еще в начале января от мирных переговоров с миссией Организации Объединенных Наций в Афганистане. «Теперь, чтобы восстановить свой военный и политический престиж, враги решили воспользоваться пропагандой», – утверждают вожди талибов.
