Временное пребывание в Афганистане прератилось в постоянное присутствие.
Фото Reuters
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ АФГАНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
В первой половине 2002 года войска США и их союзников в рамках контртеррористической операции «Несокрушимая свобода» и при активной поддержке со стороны Объединенного исламского фронта спасения Афганистана (Северного альянса) разгромили крупные формирования талибов и установили контроль над основной частью афганской территории. Поводом для начала операции стало несогласие руководства движения «Талибан» на выдачу Вашингтону лидера исламской террористической организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, виновного, по мнению американской стороны, в гибели 3 тыс. граждан США в результате террористических актов 11 сентября 2001 года.
Подавив основное сопротивление со стороны «Талибана», американские власти и их союзники создали условия для принятия в 2004 году новой конституции Афганистана и проведения президентской избирательной кампании, в ходе которой победил Хамид Карзай. Однако после этого интерес США к Афганистану стал постепенно угасать. Тогда, по-видимому, Вашингтон переоценил эффективность демократического строительства в экономически отсталой стране. Тем не менее на территории Афганистана были оставлены американские военнослужащие, численность которых в 2009 году составила 14 тыс. человек. Они имеют собственное командование и ведут активные боевые действия. Законная легитимность операции «Несокрушимая свобода» была получена только в октябре 2003 года на основе резолюции 1510 Совета Безопасности ООН.
Помимо этого в Афганистане действуют Международные силы содействия безопасности (ISAF), созданные на основании резолюции 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года с целью обеспечения условий безопасности для деятельности в Кабуле и его окрестностях созданной Переходной администрации Афганистана. Первую миссию ISAF возглавила Великобритания, в последующем была установлена ротация руководства миссии на добровольной основе сроком на полгода.
Под давлением США в августе 2003 года командование над ISAF перешло к НАТО, а сфера ответственности международных сил, в соответствии с уже упоминавшейся резолюцией 1510 Совета Безопасности ООН, постепенно расширилась на всю территорию Афганистана. На начало 2009 года в состав этого миротворческого контингента вошли военнослужащие из 41 государства, в том числе 26 стран – членов НАТО, общей численностью 65 тыс. человек, включая 23 тыс. американских военнослужащих.
Основная часть сил ISAF обеспечивает безопасность в афганских провинциях, содействует работе местных органов власти и восстанавливает социально-экономическую инфраструктуру страны. В боевых действиях на юге и юго-востоке страны участвуют лишь войска США, Великобритании, Нидерландов, Канады и Австралии. Примечательно, что Австралия не является членом НАТО.
Войскам США, НАТО и афганской армии противостоят талибы численностью 12–20 тыс. человек. По своему составу движение «Талибан» не является однородным, включая различные, в том числе криминальные, антиправительственные силы. Штаб-квартира этого движения, мобилизационная база, тренировочные лагеря и источники финансирования находятся на территории Пакистана.
Высокая прозрачность афгано-пакистанской границы в Зоне свободных племен является благоприятным условием для деятельности «Талибана» в Афганистане, позволяя боевикам практически беспрепятственно как проникать на афганскую территорию вместе с оружием и боеприпасами, так и возвращаться на пакистанские базы. Другая сторона проблемы заключается в том, что через крайне неспокойную северо-западную приграничную провинцию Пакистана транспортируется более 75% военных грузов для коалиционных сил в Афганистане. Следовательно, у талибов существует реальная возможность нарушения здесь транспортных коммуникаций, что ими все активнее используется.
С целью ужесточения контроля на границе между Афганистаном и Пакистаном в сентябре 2008 года министр обороны Афганистана генерал Абдуррахим Вардак предложил создать совместную оперативно-тактическую афгано-пакистанскую группировку с участием подразделений НАТО, которая могла бы вести боевые действия по обе стороны границы. Однако США решили ограничиться ударами по пакистанской территории беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), а Исламабад счел нежелательным усугублять и так достаточно сложную ситуацию внутри страны.
Необходимо обратить внимание, что в последние годы активность талибов значительно усилилась. И если в 2007 году военное присутствие талибов отмечалось на 54% территории страны, в декабре 2008 года – на 72%, то сейчас практически во всех провинциях. В 2007–2009 годах они захватывали и удерживали под своим контролем ряд уездных центров на юге Афганистана. Как следствие, возросли потери среди американских военнослужащих. Так, в 2009 году ВС США потеряли убитыми 316 человек, что более чем в два раза превышает аналогичные потери в 2008 и 2007 годах (155 и 117 военнослужащих).
На управляемых территориях талибы создают альтернативные органы власти, контролируют движение по местным дорогам, собирают налоги, регулируют торговлю, следят за нравственностью и вершат правосудие. Их влияние на местное население все более усиливается, особенно в зоне боевых действий. Конечно, этот фактор нельзя преувеличивать, так как уровень поддержки даже на юге составляет всего 20–30%. Но некомпетентность афганской власти, ее неспособность обеспечить безопасность для проживающего населения, растущая безработица, произвол со стороны местных властей, тотальная коррупция и крайне низкий жизненный уровень – все это создает такую среду, которая может позволить «Талибану» захватить власть после вывода из страны иностранных войск.
Учитывая все ухудшающуюся ситуацию в Афганистане, американская администрация в течение 2009 года направила в Афганистан дополнительно 17 тыс. военнослужащих и 4 тыс. специалистов для подготовки армии и сил безопасности Афганистана (с учетом союзников количество таких специалистов выросло до 9 тыс.), а также назначила командующим силами ISAF и войсками США в Афганистане генерала Стэнли Маккристала, имевшего значительный опыт проведения спецопераций на Ближнем и Среднем Востоке.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Новую стратегию США в Афганистане президент Барак Обама представил 1 декабря 2009 года в военной академии в Вест-Пойнте, признав неразрывную связь безопасности в Афганистане и Пакистане и отметив, что американским войскам нужно лучше защищать афганское население и повысить уровень координации с местными силами безопасности. При этом цель осталась прежней: уничтожить «Аль-Каиду» и не позволить ее боевикам угрожать США и их союзникам в будущем. Для реализации указанной стратегии были предложены следующие меры.
1. Ввести в Афганистан дополнительно сроком на полгода 30 тыс. американских военнослужащих для нейтрализации деятельности движения «Талибан» и усиления ВС Афганистана. Одновременно Пентагон ускорил работы по созданию профессиональных вооруженных сил страны.
2. Продолжить работу с союзниками, ООН и афганцами по восстановлению экономики и социальной сферы страны, установив жесткий контроль за расходованием выделяемых афганскому правительству ресурсов. Одновременно было заявлено о поддержке действий афганского руководства по установлению диалога с умеренными талибами.
3. Обеспечить безопасность по обе стороны афгано-пакистанской границы.
В начале 2010 года новая стратегия США была уточнена генералом Стэнли Маккристалом. В частности, он заявил о необходимости защиты тех афганцев, которые готовы сотрудничать с Западом, что предполагает расквартирование войск США в непосредственной близости от мест проживания большинства афганского населения, то есть в Кабуле и провинциях Хост, Гильменд и Кандагар. В этих районах американские войска будут занимать так называемую «позицию стратегической обороны» (обороны и охраны населения от талибов). В случае успеха генерал Стэнли Маккристал рассчитывает на альянс с полевыми командирами и их сторонниками, что существенно ослабит движение «Талибан» на местном уровне. Также предполагается широко использовать авиацию и БПЛА в более отдаленных районах страны, где размещаются основные базы талибов.
Рассматриваемая стратегия США получила дальнейшее развитие на международной конференции по Афганистану, которая прошла в Лондоне в конце января того же года. Было подтверждено, что в течение пяти лет афганские ВС и силы правопорядка получат полный контроль над безопасностью в стране, а международная финансовая помощь Афганистану будет увеличиваться только в случае прогресса в борьбе с коррупцией и повышения эффективности деятельности органов управления на государственном и местном уровнях. Помимо этого было предложено довести к октябрю 2011 года общую численность сил безопасности Афганистана (армии и полиции) до 300 тыс., создать международный фонд поддержки мира и реинтеграции в Афганистане и созвать в ближайшие месяцы лойя-джиргу (всеобщий совет) по вопросам мира.
Местное население не воспринимает иностранных солдат как своих защитников. Фото Reuters |
РОССИЙСКИЙ ВЗГЛЯД
Предложенная президентом Бараком Обамой стратегия не является безупречной, а некоторые ее положения требуют существенной корректировки. Во-первых, реализуемый президентом Хамидом Карзаем с 2007 года курс на переговоры с движением «Талибан» в условиях слабости центральной власти и тотальной коррупции может привести к постепенному захвату власти талибами. По-видимому, переговоры целесообразно вести только с целью раскола «Талибана» и его дальнейшего ослабления. В нынешних условиях пускать талибов во власть категорически нельзя, особенно учитывая абсурдность термина «умеренный талиб». Хотя, конечно, возможно их ограниченное участие в работе законодательной ветви власти, которая в современном Афганистане носит в основном формальный характер.
Во-вторых, размещение американских военнослужащих в афганских населенных пунктах резко повысит их уязвимость для различного рода террористических актов. На фоне расширения масштаба наземной операции это приведет к существенному увеличению потерь, в первую очередь среди американцев. Рост численности ВС США на территории Афганистана только усугубит эту тенденцию, так как вынудит талибов полностью перейти на партизанские методы борьбы.
Подтверждением последнего вывода стали итоги проведенной в феврале 2010 года операции коалиционных и афганских войск в провинции Гильменд. Тогда при овладении городом Марджа были уничтожены всего 27 талибов, хотя ранее в городе и его окрестностях находилось их не менее тысячи. В то же время от случайного попадания двух американских ракет погибли 12 мирных жителей, что вынудило генерала Стэнли Маккристала принести официальные извинения президенту Хамиду Карзаю. По-видимому, аналогичное произойдет и в провинции Кандагар, об операции в которой талибы уже проинформированы. С одной стороны, это позволяет существенно уменьшить потери среди коалиционных войск, но с другой – создает кажущуюся победу, учитывая неизбежность вывода из Афганистана иностранных войск.
В-третьих, надежно закрыть афгано-пакистанскую границу будет крайне сложно, так как, с одной стороны, пакистанские военные не собираются сотрудничать со своими коллегами из Афганистана. А с другой – высший приоритет для Исламабада имеет только кашмирская проблема. Именно здесь сосредотачиваются основные ресурсы с целью сдерживания главного противника – Индии. Повышение же активности Дели на афганском направлении, которое выразилось, например, в открытии четырех консульств, настораживает Исламабад. Пока трудно говорить о реальности индо-пакистанского противостояния на территории Афганистана, но за последние годы произошло уже три серьезных нападения на индийских граждан, включая взрыв посольства в июле 2008 года. Общее количество погибших существенно превысило 100 человек. В таких условиях нереально обеспечить безопасность по обе стороны афгано-пакистанской границы.
В-четвертых, афганское руководство скорее всего не сможет начать с 2011 года процесс установления контроля над собственными территориями. Основная причина этого заключается в том, что уровень боеспособности ВС Афганистана достаточно низок, особенно при ведении реальных боевых действий против талибов, с которыми многие военнослужащие имеют родственные связи. Ускоренное формирование национальных вооруженных сил серьезно облегчит процесс проникновения талибов в их среду с целью ведения пропагандистской деятельности. Учитывая менталитет афганцев и их высокую религиозность, можно ожидать перехода при благоприятной ситуации отдельных воинских частей на сторону «Талибана» вместе с оружием и боевой техникой. Все указанное имеет прямое отношение к формируемым силам правопорядка, в сильной степени подверженных процессу коррупции.
В-пятых, создаваемый международный фонд поддержки мира и реинтеграции в Афганистане не имеет достаточного финансового обеспечения. Более того, вопрос о создании значительного количества новых рабочих мест даже не ставится, что, по-видимому, обусловлено преобладанием сельского населения (в городах проживает только 20% афганцев). Однако климатические условия страны благоприятны для производства опиумного мака, что поставит бывших боевиков перед выбором: либо заниматься наркотиками, либо вернуться к талибам с целью получения относительно большой (порядка 300 долл. в месяц) и стабильной заработной платы. Для сравнения: зарплата афганского служащего составляет всего 100 долл. в месяц.
Росту протестных настроений среди местного населения также способствуют экономическая стагнация, массовая безработица (от 50 до 80% в зависимости от провинции) и тотальная коррупция всех ветвей власти (на подкуп чиновников ежегодно тратится до 23% валового внутреннего продукта). Помимо этого любые процессы ассимиляции многонационального афганского общества крайне затруднены, центральная власть исторически слаба, а страна переполнена различного рода оружием и военной техникой.
В-шестых, новая стратегия США в Афганистане не рассматривает в качестве партнеров таких внешнеполитических игроков, как Иран и Китай. О такой необходимости свидетельствует, в частности, факт строительства иранской стороной первой в Афганистане железной дороги от Сангана до Герата. Тегеран является для Кабула одним из основных инвесторов, на его территории проживает около 1,5 млн. афганских беженцев, а исторические, культурные и экономические связи иранцев с местными таджиками и хазарейцами (в совокупности составляют не менее 40% афганского населения) чрезвычайно сильны.
Несколько иные возможности доступны Пекину, имеющему сильные рычаги влияния на Пакистан, в первую очередь в сфере безопасности. Именно Пекин не только помогал своему союзнику создавать ядерную инфраструктуру и поставлял необходимые для ядерного оружия компоненты, но и, возможно, предоставил Исламабаду требуемую техническую документацию. В условиях все усиливающегося военного превосходства Индии Китай является для Пакистана основным гарантом территориальной целостности государства и его независимости.
В-седьмых, США до сих пор не рассматривают исходящий из Афганистана наркотрафик как угрозу для национальной безопасности, несмотря на неуклонный рост потребляемого американцами героина афганского происхождения. А ведь такой наркотрафик не только подрывает здоровье россиян, европейцев или американцев, но и служит серьезной финансовой опорой движения «Талибан» (за счет этого ежегодно талибы получают порядка 0,5 млрд. долл.), без ликвидации которой стабилизировать ситуацию в Афганистане просто невозможно.
Таким образом, Афганистан не стал для США тем плацдармом (если такие задачи вообще ставились), с помощью которого Вашингтон мог бы проецировать силу на Иран, Китай или Россию. Сейчас он больше напоминает капкан, из которого американцы так настойчиво стремятся выбраться. Но из этого не следует, что нужно ускорять вывод иностранных войск из Афганистана. Сейчас войска коалиции удерживают страну от хаоса, что соответствует российским национальным интересам.
Однако перспективы решения афганской проблемы крайне неясны. В худшем случае после неминуемого значительного сокращения численности ВС США и их союзников в Афганистане движение «Талибан» захватит власть. Это, конечно, не приведет к немедленному вторжению талибов в Центральную Азию, но создаст как минимум неблагоприятный фон для всей региональной безопасности. А таким радикальным организациям, как «Талибан», несвойственна статичность, что всегда будет выталкивать их на близлежащие территории. Исходя из этого, Вашингтону в решении афганской проблемы надо помогать, но без ввода российских войск на эту территорию.
