В то время как американцы укрепляют военное присутствие в Киргизии, российский воинский контингент в данной республике «оптимизируется». Москва, по сути, отказывается от объявленной в августе прошлого года президентами России и Киргизии Дмитрием Медведевым и Курманбеком Бакиевым идеи развертывания в республике новых воинских контингентов и объектов. А даже те, которые есть, консервируются и сокращаются.
К примеру, сейчас заканчивается перевод на новые штаты российской авиационной военной базы в Канте (север Киргизии). Как сообщает источник в главкомате ВВС, на базе сворачивается почти вся социальная инфраструктура (детский сад, школа, консервируются дома офицерского состава, магазины военторга и т.п.), десятки семей летного и технического состава готовятся к отправке на родину в Россию. Вместо них в Киргизию прибудет новый, чисто военный контингент без жен и детей, который будет выполнять в течение года задачи вахтовым методом. Командующий авиабазой полковник Владимир Носов объяснил, что данное нововведение «связано с оптимизацией расходов наших зарубежных баз».
Если вспомнить, как сообщал тогда МИД РФ, на неформальном саммите ОДКБ в Чолпон-Ате летом прошлого года российский и киргизский лидеры договорились о размещении на территории Киргизской Республики «дополнительного российского воинского контингента в составе воинского формирования общей численностью до батальона и учебного центра для подготовки российских и киргизских военнослужащих». При этом посол Киргизии в РФ Раимкул Аттакуров подчеркивал, что новая российская военная база на территории Киргизии будет расположена ближе к границе с Узбекистаном. «Все зло исходит со стороны границы», – утверждал дипломат.
Аттакуров уточнил при этом, что речь идет о Баткенской области Киргизии, где «уже создана определенная база для развития». Соглашение на этот счет предполагалось подписать в ноябре 2009 года. Однако уже заканчился март 2010 года, а о соглашениях на эту тему, как говорится, ни слуху, ни духу. Если не учитывать того факта, что после недвусмысленных критических заявлений Узбекистана по поводу развертывания новых российских объектов вблизи его границ генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что не видит в этом необходимости.
Между тем военную инфраструктуру в Баткенской области, где раньше предлагалось разместить российский горнострелковый батальон, осваивают американцы. Минобороны Киргизии подтвердило появившуюся в СМИ информацию о том, что «Кыргызстан и США прорабатывают вопрос о строительстве на юге Кыргызстана тренировочного центра проектной стоимостью 5,5 миллиона долларов США».
Военное ведомство отмечает, что «в нем планируется проводить подготовку подразделений специального назначения всех силовых структур Кыргызстана. Центр будет включать казарменные здания, столовую, учебные классы, полосу препятствий и т.д.». Кто будет готовить киргизский спецназ, не сообщается. Хотя американцы устами своего официального представителя пресс-службы посольства США в Бишкеке недавно заявили, что «Соединенные Штаты не имеют и не стремятся получить военную базу на юге Киргизии». Однако, как выясняется, пока Москва и Бишкек только планируют совместное военное сотрудничество, американцы его успешно развивали и развивают. И не только путем использования инфраструктуры аэропорта «Манас» для транзита грузов и личного состава Пентагона в Афганистан.
По данным Минобороны Киргизии, со стороны США финансирование военных проектов в Киргизии ведется с 1996 года. Среди этих проектов – строительство Объединенного учебного центра на базе войсковой части, расположенной в поселке Кой-Таш. А в дополнение к этому представитель посольства США отмечает, что запланированный для строительства в Баткенской области антитеррористический учебный центр – это только «часть более широкого сотрудничества США и Киргизии в сфере безопасности, которое включает недавнее завершение строительства военного госпиталя в селе Беш-Кунгей и учебного комплекса для отряда сил специального назначения «Скорпион» в городе Токмак». Заметим, что Токмак находится всего в 10 км от взлетно-посадочной полосы российской военной базы в Канте и что киргизский «Скорпион» уже обучали и обучают американские инструктора. Возможно, то же самое случится и в Баткене на новой учебной киргизской военной базе. При этом американцам отводится роль своеобразного щита от военной экспансии со стороны Узбекистана.
В Eurasia Daily Monitor – сетевом издании американского Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation) – в опубликованной недавно статье прошла информация, что киргизское руководство «расценивает роль будущего антитеррористического центра в Баткене в качестве основного сдерживающего фактора против возможной агрессии из Узбекистана». Бишкек это опроверг. Хотя, если взять во внимание перманентные стычки и убийства на киргизско-узбекской границе и глобальные водные и энергетические проблемы между Бишкеком и Ташкентом, данные опровержения выглядят неубедительно. Киргизское руководство действительно хочет себя обезопасить. Раньше ставка здесь была на Россию, теперь, похоже, на США.
Между тем активность американцев в Киргизии не может не настораживать. Об этом уже заявили не только эксперты, политологи, но и киргизские старейшины, которые являются выразителями общественного мнения киргизов как нации. В своем недавнем заявлении они потребовали вывести из республики американский центр транзитных перевозок «Манас». Правильно ли делает Москва, что уступает свои военные позиции в Киргизии американцам? Директор бишкекского филиала Института стран СНГ, доктор исторических наук Александр Князев не видит в этом большой беды. Ведь РФ без Киргизии обойдется. А вот киргизы без России? Князев связывает нынешнюю активность киргизско-американского сотрудничества с экономическими проблемами, которые возникли между Бишкеком и Москвой в последнее время. Российское руководство недовольно, как были использованы 450 млн. долл., предоставленных Киргизии в качестве кредита, и не намерено сильно укреплять не только дальнейшее экономическое, но и военное сотрудничество с Бишкеком. «Американские действия в регионе имеют четко спланированную антироссийскую, антикитайскую, антииранскую направленность┘ Пока в Киргизии находится американская база, трудно ждать активного участия Китая или России в экономике республики», – заключает эксперт.