0
2163
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.04.2010 00:00:00

Революция дубин и кольев

Тэги: киргизия, революция


киргизия, революция Один в толпе не воин: нетрезвых революционеров спецназом не испугать.
Фото Reuters

В Киргизии случилась вторая за пять лет народная революция. Недовольный народ во главе с лидерами оппозиции штурмом взял власть. Президент Бакиев бежал на юг страны. 7 апреля было образовано временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Таким образом, революция, о необходимости которой столько говорила оппозиция, свершилась, хотя окончательно так и не завершилась. Бывший президент отнюдь не считает себя бывшим и намерен продолжать борьбу, хотя и ставит перед новой властью свои условия. В первую очередь, безопасность для себя лично и родственников

Революции на постсоциалистическом и постсоветском пространстве эволюционируют. Сперва была эпоха бархатных революций, когда власть отдавали легко и почти бескровно. Потом наступил цветочный период – «революция роз» в Грузии, «тюльпановая революция» в той же Киргизии, «оранжевая» на Украине. Это были шумные мероприятия, доходило до драк, но правящие президенты недолго цеплялись за кресло, покидая его со словами сожаления, но гордо объявляли о нежелании кровопролития.

Нынешний апрельский кризис в Киргизии разродился революцией в самом худшем виде – более 80 убитых, разгромленные и сожженные госучреждения, разграбленные магазины и дома. Такую революцию «цветочной» не назовешь, это уже революция дубин и кольев...

ЗНАКОМЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий апрельского народного восстания 2010 года до боли схож с событиями марта 2005 года, когда колонны протестующих пошли на штурм президентского дворца, чтобы свергнуть режим Аскара Акаева. И действующие лица снова были те же, только Курманбек Бакиев находился по другую сторону ворот.

Особенность киргизской оппозиции в том, что она не поднялась из народных низов, а была опущена с властного олимпа. Например, глава временного правительства Роза Отунбаева дважды была министром иностранных дел Киргизии при двух разных президентах. Ее заместитель по конституционной реформе Омурбек Текебаев – депутат четырех созывов и бывший спикер парламента; заместитель по финансам Темир Сариев – бывший депутат и кандидат в спикеры; заместитель по экономике Алмазбек Атамбаев – в правительстве Бакиева был министром промышленности, торговли и туризма, исполнял обязанности премьер-министра; заместитель по органам прокуратуры и финансовой полиции Азимбек Бекназаров – бывший генеральный прокурор; министр внутренних дел Болотбек Шерниязов – депутат и заместитель спикера парламента; глава Службы национальной безопасности Кенешбек Дуйшебаев – бывший министр внутренних дел. Все они – бывшие политические союзники и соратники Бакиева.

Ударной силой революции пять лет назад стала криминализированная молодежь. Мародерство и погромы, которые учинили в Бишкеке пьяные молодчики, сошли им с рук. Более того, власть начала срастаться с криминалом. И сам президент Бакиев не брезговал использовать преступные методы в борьбе с оппозицией. Счет нераскрытых заказных убийств шел на десятки, отстреливались депутаты и журналисты, люди исчезали без следа. Параллельно стряпались заказные уголовные дела.

Демократ Бакиев довольно быстро превратился в авторитарного правителя, активно избавляющегося от бывших соратников. На ключевые должности в государстве он назначал многочисленных братьев и родственников, а также лично преданных ему людей. В удержании власти он явно делал ставку на насилие. Но специфика киргизского общества, как и многих других государств Востока, состоит в их родоплеменном устройстве. С государственных постов не просто снимались политические оппоненты и конкуренты, а отстранялись от власти целые кланы.

Премьер России Владимир Путин вспомнил, как Бакиев обвинял в семейственности президента Акаева, и подвел итог: «У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же грабли».

В конечном счете президент Бакиев утратил всяческую поддержку населения, которому жилось гораздо хуже, чем при Акаеве. Возникла стандартная революционная ситуация, когда низы больше не хотели такой жизни, а верхи уже не могли ими управлять. Опыт тюльпановой революции марта 2005 года оказался востребован. Но на этот раз стихийности не было, даже анархия оказалась хорошо организованной.

У КАЖДОГО СВОЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Началом послужили акции протеста в городе Талас на севере республики 6 апреля. Поводом стал резкий рост тарифов на электричество и тепло. Довольно быстро протестующие от митингов перешли к захвату административных зданий. Как по команде, такие же народные волнения прокатились по другим городам. А вскоре в Бишкек направились колонны автобусов с разгоряченными молодыми людьми. В столице к ним присоединились местные гастарбайтеры – жители глубинки, приехавшие в столицу на заработки, а также парни с бедных окраин. Главным связующим элементом бунтующих орд, похоже, снова, как пять лет назад, стал местный криминалитет. В этот раз, наученная прошлым опытом, толпа сразу принялась штурмовать государственные учреждения.

Разграблению и поджогам подверглись здания парламента, Генеральной прокуратуры, налоговой службы. Не удалось взять Дом правительства, МВД и штаб-квартиру спецслужб. Для подавления массовых беспорядков власть разрешила применить оружие. Появились убитые и раненые с обеих сторон. В руках восставших оказалось около 100 единиц трофейного оружия. Пока одни штурмовали твердыни власти, другие разоряли «дворянские гнезда» – дома родственников Бакиева и членов его правительства. Под «раздачу» попал дипломатический квартал. После этого настал черед другого имущества «бакиевской банды» – магазинов, клубов, аптек и т.п. А потом стали грабить все торговые заведения подряд. Армия старалась соблюдать нейтралитет, милиция в основном попряталась, а преданный Бакиеву армейский спецназ защищал только некоторые государственные здания. Как и пять лет назад, жители города принялись срочно организовывать дружины самообороны, чтобы спасти Бишкек от полного уничтожения.

Президент Бакиев ни разу не обратился к народу через СМИ, а улетел в Ош, откуда перебрался в родной Джалал-Абад. Он отказался уходить в отставку и покидать страну, требовал неприкосновенности для родственников. И позднее предложил, чтобы столицу Киргизии перевели в Ош или Джалал-Абад.

Армия, которая старалась придерживаться нейтралитета, вскоре объявила о переходе на сторону восставшего народа. Следом точно так же поступили милиция и спецслужбы. Оказалось, Бакиев не имел поддержки даже среди силовиков. Только спецназ последовал за своим благодетелем на юг страны.

8 апреля победившая оппозиция создала Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Гораздо сложнее, чем взять власть в республике, оказалось навести порядок на улицах Бишкека. 9 и 10 апреля был объявлен национальный траур, но это не помешало мародерам продолжать грабежи. С трудом удалось обуздать криминальную стихию. Под шумок произошло несколько рейдерских захватов предприятий. Были попытки местных жителей захватить, разграбить или разгромить базы отдыха на озере Иссык-Куль. В районе Бишкека произошел массовый захват земель, в том числе заповедных, с поспешной закладкой фундаментов. Очевидно, все ждут, что последует амнистия «революционерам», и все награбленное и захваченное достанется новым хозяевам. Тем временем число убитых превысило 80 человек, около 1500 получили ранения, из них почти 500 госпитализировано, многие в тяжелом состоянии.

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ УЗЕЛ

В Киргизии сошлись интересы России, Китая и США. Президент Бакиев постепенно дистанцировался от России. Более того, он жестоко «кинул» Медведева и Путина, объявив об отказе от американской базы в «Манасе». За это он был вознагражден Москвой пакетом финансовой помощи, кредитов и преференций свыше 2 млрд. долл. Однако база ВВС США осталась на месте, просто была переименована в Центр транзитных перевозок.

К неудовольствию Кремля Бакиев пустил в страну китайцев с инвестициями в обмен на разработки природных богатств. Китай взялся за строительство шоссейной и железной дорог. Это сближение с набирающим силу соседом тоже не порадовало Москву.

Что касается США, то через «Манас» идет 30–35% грузов для антиталибской коалиции в Афганистане. Но это не главное. Гораздо важнее иметь военную базу в Центральной Азии. Ради ее сохранения Вашингтон согласился повысить годовую аренду с 17 до 60 млн. долл. И закрывал глаза на авторитарный режим Бакиева с подтасовками на выборах и физическим уничтожением оппозиции. Уличала Бакиева в антидемократических действиях, наоборот, Москва. Так что в Киргизии даже началось ограничение российского телевидения.

И нет ничего удивительного, что Владимир Путин тут же предложил помощь Розе Отунбаевой, фактически признав временное правительство как легитимную власть. Глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон только 10 апреля позвонила в Бишкек. Роза Отунбаева заверила, что база в «Манасе» будет работать до окончания срока контракта. Контракт заканчивается нынешним летом. Далее следует ожидать какого-то торга, результат которого отчасти будет определяться мнением России.

Тем временем президент соседнего Казахстана посетил Вашингтон. На встрече Нурсултана Назарбаева и Барака Обамы президента Бакиева назвали бывшим. Кроме того, Назарбаев предложил территорию своей страны для размещения американской транзитной базы, если «Манас» новые киргизские власти прикроют. С началом народных волнений в Киргизии Казахстан закрыл границу между двумя странами, так что сотни людей вынуждены были несколько дней провести, что называется, в чистом поле. Точно так же поступил и Узбекистан. Странные складываются отношения между партнерами по ШОС и ОДКБ.

Россия оперативно направила на свою 999-ю авиабазу в Канте (Чуйская область Киргизии) 150 десантников со стрелковым вооружением. Авиабаза входит в состав 5-й (Уральской) армии ВВС и ПВО. Здесь находятся истребители Су-27, штурмовики Су-25, военно-транспортные самолеты Ил-76 и учебные Л-39. Личный состав – 150 солдат срочной службы плюс 250 офицеров и прапорщиков.

Буквально пару недель назад, в конце марта, было объявлено, что Россия частично сворачивает свое военное присутствие в Киргизии. Не будет разворачиваться вторая база, соглашение о которой было заключено с президентом Бакиевым. Предполагалось сократить количество людей и техники на базе в Канте и перейти на новый режим службы. Военнослужащие должны были находиться в Канте не более года, семьи оставались дома.

Зато новую базу, точнее учебный центр, собирались строить в Баткенской области американцы. Они уже выделили 5,5 млн. долл. В центре должен был обучаться спецназ Киргизии и, возможно, сами американцы и кто-то из их союзников. Какая судьба теперь ждет объекты США и России, покажет время.

Президент Бакиев не считает себя бывшим. Он уже собирает на митинги сторонников в своем родовом селе и Джалал-Абаде и грозит кровопролитием, если его попытаются арестовать. Новая власть уже объявила, что против него открыто уголовное дело и ордер на арест выписан, так же как и на целый ряд его близких родственников. Налицо противостояние севера и юга страны, хотя «юг» получается довольно маленький. Пока Бакиев слишком слаб и не рискнет направиться в «освободительный» поход на Бишкек. Но он пытается расширить свою зону влияния как минимум на всю Ошскую область. В результате может возникнуть длительное вооруженное противостояние, новая горячая точка в Азии.

Такую возможность допускают обе стороны. Поэтому новый вице-премьер Омурбек Текебаев заявил, что российские военные могут быть использованы в качестве миротворцев в случае обострения конфликта в стране. В ответ на это Бакиев предложил пригласить миротворцев ООН. Примечательно, что никто не вспомнил о членстве в ШОС и ОДКБ. Формируемые в составе ОДКБ Коллективные силы оперативного развертывания (КСОР) предназначены и для таких случаев. Но процедура их применения такова, что может длиться гораздо дольше конфликта, в разрешении которого они могли бы быть задействованы.

Временное правительство направило армейские части, чтобы помешать Бакиеву проводить митинги и вербовать сторонников в Оше. Сейчас низложенному президенту очень опасно затевать новый раунд внутрикиргизского кровопролития. Против армии ему не выстоять. По большому счету у него один выход – как можно скорее покинуть страну. Временное правительство не даст ему ни одного лишнего дня, чтобы укрепиться хотя бы на небольшой территории. В этой ситуации огромное значение имеет мнение Запада. Официальное признание временного правительства со стороны Барака Обамы мгновенно выбьет из-под Бакиева последнюю опору. А на помощь ему и так никто не придет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3197
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1806
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2141

Другие новости