0
3730
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

04.06.2010 00:00:00

Стратегия "слабого звена"

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Серенко Андрей Николаевич - эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Тэги: кандагар, кабул, талибан


кандагар, кабул, талибан США как и прежде рассчитывают решить "афганский вопрос" с позиции силы.
Фото Reuters

Правительство президента Афганистана Хамида Карзая и американское военное командование в Кабуле весной 2010 года в качестве своей стратегической цели определили достижение сотрудничества с лидерами пуштунских племен, входящих в племенной союз Дуррани и проживающих в южных и юго-западных провинциях страны (Гельменд, Кандагар). Об этом свидетельствуют как политические инициативы афганского руководства, озвученные в первой половине 2010 года, так и планирование и реализация боевых и специальных операций афганских сил безопасности и американского контингента в Афганистане.

Начиная с июня 2009 года, командование сил США в Афганистане и афганское правительство уделяют повышенное внимание провинциям Гельменд и Кандагар. Речь идет в первую очередь о трех уездах провинции Гельменд (Муса-Кала, Каджаки, Над Али), окрестностях города Кандагар и трех уездах провинции Кандагар (Аргандаб, Панджваи, Жорак). На территории этих уездов либо уже были проведены крупные наземные операции по вытеснению талибов (Гельменд), либо будут проведены в самое ближайшее время (Кандагар). Как заявил 29 апреля 2010 года командующий войсками НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, войсковая операция НАТО и силовых структур Афганистана начнется в июне – сначала в административном центре провинции Кандагар, а затем продолжится в уездах Аргандаб, Панджваи и Жирай. Боевые операции сил Афганской национальной армии (АНА) и сил США дополняются политическим диалогом с местными племенными и религиозными авторитетами, а также значительной финансовой поддержкой новым властям освобожденных от талибов уездов.

ПЛЕМЕННОЙ ВОПРОС

Анализ этнической и племенной структуры вышеназванных уездов в провинциях Гельманд и Кандагар показывает, что они являются территорией компактного проживания шести пуштунских племен, входящих в союз племен Дуррани: Ализай, Алокозай, Баракзай, Норзай, Поползай, Исакзай.

Новейшая политическая история Афганистана показывает, что лидеры большинства этих пуштунских племен играют ключевую роль в обеспечении безопасности страны и организации управляемости юго-западных провинций со стороны официального Кабула.

Так, например, позиция лидеров пуштунского племени Норзай сыграла ключевую роль в борьбе за Кандагар в январе 2002 года, спустя несколько месяцев после начала операции США против «Талибана». Тогда лидер племени Норзай Хаджи Башар, являвшийся одним из ближайших соратников руководителя «Талибана» муллы Мохаммада Омара перешел на сторону нового кабульского режима и его западных союзников, тем самым заставив талибов уйти из Кандагара.

В 2007 году решение лидера пуштунского племени Ализай муллы Абдул Салама перейти на сторону Хамида Карзая привело к ликвидации монополии «Талибана» на контроль над уездом Муса-Кала в провинции Гельменд.

При этом следует отметить, что пуштунское племя Ализай проживает не только на юго-западе Афганистана, но и в районе Оракзаи, в Пакистане, в зоне афгано-пакистанского пограничья. Известно, что в районе Оракзаи расположен один из основных центров «Талибана» и «Аль-Каиды» и во многом именно от позиции лидеров племени Ализай зависит успех борьбы афганских и пакистанских властей, а также сил западной коалиции с террористическими организациями в регионе. Значение «фактора Ализай» прекрасно понимают руководители боевиков: 31 октября 2009 года талибы осуществили теракт против собрания старейшин племени Ализай в районе Оракзаи, которые собрались для обсуждения стратегии борьбы с «Талибаном». В результате атаки смертника тогда погибли 30 человек.

Город/Уезд   

Племена
1 уезд Муса-Кала  Ализай
2 уезд Каджаки Ализай
3 уезд Над Али Баракзай. Норзай
4 г. Кандагар  Алокозай, Баракзай, Поползай
5 уезд Аргандаб Аргандаб Алокозай, Баракзай, Исакзай
6 уезд Панджваи  Алокозай, Баракзай, Норзай▒
7 уезд Жорак Алокозай. Ализай, Поползай

Политическое значение клана Мохаммадзай пуштунского племени Баракзай вообще трудно переоценить: именно из него вышла афганская королевская династия, к ней принадлежал и последний афганский король Захир Шах. Следует также напомнить, что по одной из версий к племени Баракзай принадлежит также лидер «Талибана» мулла Мохаммад Омар, уроженец деревни Ноудех под городом Кандагар. Борьба между талибами и официальным Кабулом за контроль над племенем Баракзай приобрела особенно драматический характер в октябре 2008 года. Тогда вождь племени Баракзай Алии Ахмад Хан и его сын Гюль Ахмад были расстреляны боевиками «Талибана» на выходе из мечети.

Очевидно, сегодняшние активные попытки кабульских властей и их американских партнеров взять под контроль территории проживания племен Ализай, Норзай, Баракзай, Алокозай не только направлены на закрепление союзнических отношений со старейшинами этих пуштунских групп, контролирующих юго-западные провинции страны, но и могут быть использованы для противостояния «Талибану» на востоке Афганистана и в пакистанском Вазиристане.

Отдельно следует сказать о пуштунском племени Поползай, выходцем из которого является афганский президент Хамид Карзай. Лидеры Поползай стали одними из немногих, кто последовательно поддерживает нынешний кабульский режим. Военные операции сил АНА и США в Гельменде и Кандагаре, кроме всего прочего, ставят целью создать вокруг территории племени Поползай «кольцо друзей» из числа других пуштунских племен, до сих пор находившихся под контролем «Талибана» или в союзе с талибами. «Преодоление одиночества» племени Поползай и вывод его из региональной политической резервации напрямую связаны с успехом предстоящей спецоперации в Кандагаре.

ИНИЦИАТИВА ПРЕЗИДЕНТА

Учитывая выбор Кабулом и Вашингтоном юго-западных провинций (Гельменд, Кандагар) для проведения крупных наземных спецопераций, можно предположить, что именно племена группы Дуррани представляются дворцу «Арг» и Белому дому «слабым звеном» в связке пуштунских вождей и командиров талибов (в отличие от племен группы Гильзаи, проживающих на востоке и юго-востоке Афганистана). Таким образом, архитекторы новой пуштунской стратегии в Кабуле, очевидно, стремятся сыграть на традиционном соперничестве Дуррани и Гильзаи в Афганистане, рассчитывая опереться на «жемчужных» пуштунов («Дуррани» переводится с пушту как «жемчужные») в борьбе с «Талибаном» и «Аль-Каидой».

Для того чтобы обеспечить поддержку новых миротворческих политических инициатив президента Хамида Карзая (речь идет в первую очередь о предложенной им в январе 2010 года в Лондоне стратегии «реинтеграции умеренных талибов»), кабульским властям и их западным союзникам предстоит заручиться лояльностью лидеров ключевых пуштунских племен. Очевидно, что для этого необходимо выполнить ряд условий.

Во-первых, разрушить добровольный или вынужденный союз некоторых пуштунских племенных лидеров с командирами «Талибана».

Во-вторых, сформировать принципиально новую архитектуру «прямого контакта» центрального правительства в Кабуле с пуштунскими племенными лидерами.

В-третьих, наполнить эту коммуникационную политическую архитектуру реальным содержанием (прежде всего финансовыми и экономическими преференциями).

В-четвертых, предоставить гарантии безопасности племенным авторитетам после заключения «нового политического контракта» с официальным Кабулом.

Предстоящая спецоперация афганских сил безопасности и США в провинции Кандагар как раз и преследует цель поддержать вождей племен, готовых порвать с талибами. Лидеры «Талибана» это прекрасно понимают, поэтому пытаются играть на опережение. Именно этим можно объяснить развязанный несколько недель назад настоящий террор боевиков против племенных пуштунских авторитетов: только в апреле 2010 года талибы осуществили серию убийств старейшин пуштунских племен в Кандагаре.

Следует подчеркнуть, что в ходе спецопераций 2010 года на территории племен группы Дуррани американские и афганские силы не ставят целью нанести максимальный урон отрядам талибов. Поскольку главной задачей спецопераций в Гельменде и Кандагаре является достижение лояльности племенных лидеров и построение нового формата сотрудничества официального Кабула с пуштунскими вождями, приоритетом в настоящее время оказывается именно вытеснение талибов с территории шести пуштунских племен, а не ведение интенсивных боевых действий с вооруженной оппозицией. Именно этим объясняются и «странности» последней спецоперации сил США и НАТО в Гельменде, перед началом которой американские представители предупредили боевиков о ее начале. На самом деле американские и афганские командиры стремились добиться ухода талибов без боя, с тем чтобы избежать жертв и разрушений в ходе наземных и воздушных атак и перейти к переговорам со старейшинами пуштунских племен без «отягчающих обстоятельств».

АФГАНСКАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

Оценивая предстоящую спецоперацию сил США и Афганской национальной армии в провинции Кандагар, следует отметить несколько обстоятельств:

1. Кандагарская спецоперация пройдет на территории шести пуштунских племен, входящих в группу племен Дуррани, причем три из них одновременно проживают также и в провинции Гельменд.

2. Отмечая политическую значимость большинства из шести пуштунских племен, оказавшихся на территории проведения спецоперации, следует особо выделить племя Алокозай: его представители проживают как в окрестностях города Кандагар, так и на территории всех трех кандагарских уездов, оказавшихся в эпицентре боевой операции. Это дает основания предполагать, что наряду с вождями племени Баракзай (его представители проживают в окрестностях Кандагара и на территории двух уездов, включенных в зону спецоперации) выстраивание новых отношений с лидерами племени Алокозай (разрыв этого племени с талибами) является одним из политических приоритетов кандагарской операции США, НАТО и АНА.

3. В сценарии кандагарской спецоперации фиксируются три ключевые точки, контроль над которыми позволит кабульским властям и их западным партнерам создать новый опорный военно-политический плацдарм для борьбы с «Талибаном» (или переговоров с ним) на юге Афганистана:

Точка № 1: стык уездов Каджаки (Гельменд) и Жорак (Кандагар) – племя Ализай.

Точка № 2: зона вокруг города Кандагара – племена Алокозай, Баракзай.

Точка № 3: стык уезда Панджваи (Кандагар) и района провинции Гельменд, примыкающего к Лашкаргаху, – племена Алокозай, Баракзай, Норзай.

Военно-политический контроль над этими тремя точками позволит официальному Кабулу значительно расширить подконтрольную ему территорию на юге и юго-западе Афганистана, закрепить успех гельмендских операций 2009 и 2010 годов (связанных с «реинтеграцией» племен Ализай, Баракзай и Норзай), а также сформировать пул «союзных племен», укрепив позиции племени Поползай, в целом поддерживающего режим Хамида Карзая.

Столь значительные последствия кандагарской спецоперации дают основания ожидать более высокий уровень сопротивляемости со стороны талибов, чем это было, например, до сих пор в Гельменде. Успех боевого и политического планирования официального Кабула и американского командования под Кандагаром будет иметь для «Талибана» тяжелые последствия, что негативно скажется на военно-политической репутации «яростных мулл» и в других провинциях страны. Следовательно, командование «Талибана» скорее всего попытается оказать союзным войскам и АНА ожесточенное сопротивление под Кандагаром. На наш взгляд, нельзя исключать также попытки талибов нанести превентивный удар по Кандагару – как опорному пункту сил западной коалиции и афганской армии на юге страны, чтобы попытаться сорвать проведение запланированной спецоперации.

В этой связи следует напомнить, что 30 апреля 2010 года председатель совета провинции Кандагар Ахмад Вали Карзай выступил с заявлением об увеличении числа боевиков движения «Талибан» в городе Кандагар. Причиной концентрации талибов в этом городе Вали Карзай назвал подготовку иностранных и национальных войск к широкомасштабной войсковой операции против боевиков.

В настоящее время подготовка к операции проходит на фоне участивших террористических атак боевиков «Талибана» в провинции Кандагар. Так, в ходе серии взрывов, прогремевших в городе Кандагар во второй половине апреля, было убито и ранено около 40 человек. Более того, 22 мая талибам удалось атаковать наземными силами аэропорт Кандагара, где располагается военная база сил НАТО, которая является одним из ключевых элементов боевой инфраструктуры предстоящей кандагарской операции. Можно предположить, что это не последние попытки «Талибана» помешать реализации новой стратегии Кабула и его американских союзников по «перезагрузке» политической ситуации в ключевых пуштунских провинциях на юге Афганистане.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
923
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1244
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
955
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости