0
1227
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.06.2010

ОДКБ притормозила у рубежей Киргизии

В критической ситуации все сразу вспоминают о России

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: киргизия, одкб


киргизия, одкб Вооруженные силы Киргизии стараются помочь местному населению.
Фото Reuters

В статье «Бумажные тигры» НАТО и ОДКБ» (06.03.09) «НВО» уже писало о полной эфемерности ОДКБ и ее Коллективных сил оперативного реагирования. События в Киргизии эту эфемерность подтвердили. Можно еще раз напомнить о принципиальных недостатках этой организации, делающих её недееспособной.

Первый и главный недостаток в том, что страны – члены ОДКБ ничего не объединяет, кроме того факта, что раньше они составляли одну страну. Но это отнюдь не означает общности интересов сегодня, через 18,5 года после распада той общей страны. Действительно, что сейчас общего у Таджикистана и Белоруссии в военно-политической сфере? Таджики будут защищать Белоруссию от НАТО, а белорусы Таджикистан – от талибов? Абсурдность такого предположения совершенно очевидна. От КСОР ОДКБ, таким образом, трудно ожидать дееспособности даже для решения той задачи, ради которой их пытались создать – защиты стран-членов от внешней агрессии. Точнее все страны-члены согласны, чтобы Россия защитила их от внешней агрессии (если таковая когда-то случится), а также предоставила бы им современное оружие по своим внутренним, а не по экспортным ценам.

Взамен Россия должна получить возможность потешить свои комплексы насчет того, что она по-прежнему самая главная на постсоветском пространстве, а СССР до сих пор хоть чуть-чуть, но есть.

Второй недостаток – это нехватка реального военного потенциала. Так, ВС Таджикистана и Киргизии совершенно недееспособны, эти страны не способны защитить и самих себя. Армения имеет очень качественные ВС, но она находится «в кольце врагов», для защиты других выделить хоть сколько-нибудь значимые силы она не имеет возможности даже в том случае, если захочет это сделать. Главное, что и у России после нынешней «реформы» даже для обороны собственной территории сил совершенно недостаточно, о чем «НВО» писало в статье «Четыре вектора российской обороны» (21.05.10).

Последние события в Киргизии показали, что реальная ситуация еще хуже. Потому что здесь налицо сценарий, который вообще не предусмотрен уставом ОДКБ – внутренний конфликт в одной из стран-членов. За которым может последовать сценарий совсем неприятный – конфликт между странами-членами. О взаимоотношениях стран Центральной Азии (четыре из пяти этих стран являются, напомним, членами ОДКБ) «НВО» подробно писало в статье «Содружество на фоне соперничества» (18.12.09). В ней было показано, что отношения эти, мягко говоря, не идиллические.

Сначала о первом аспекте проблемы – внутреннем конфликте.

Киргизия (как и Таджикистан) – типичное failing state (несостоявшееся государство). И состояться ей не дано, у нее нет ресурсов для собственного развития. Развал СССР стал для Киргизии не «освобождением от имперского ига», а трагедией. Но «отменить» страну, освободившуюся от «ига Москвы», пока еще никто не готов. Этого не позволит «элита». Собственно, стремление секретарей рескомов КПСС стать президентами независимых государств было, пожалуй, важнейшей причиной гибели СССР, ведь народы (кроме стран Балтии и, может быть, Грузии) этого совершенно не хотели.

Практически все дееспособное население Киргизии давно ее покинуло, временно или навсегда. Остался в основном люмпен, который хочет хоть чуть-чуть приемлемой жизни. Но взяться приемлемой жизни в несостоявшемся государстве просто неоткуда. Поэтому несчастное население регулярно устраивает революции, которые с каждым разом становятся все более кровавыми и при этом ведут к постоянному ухудшению качества «элиты». Каждое новое руководство страны оказывается менее дееспособным и более коррумпированным, чем предыдущее. Никакого выхода из этой кошмарной бесконечности нет. Ситуацию усугубляет деление страны на юг (Баткенская, Джелал-Абадская и Ошская области) и север (Чуйская, Таласская, Иссык-Кульская и Нарынская области). Первый живет в основном сельским хозяйством, второй – обслуживанием туристов. Однако и с тем и с другим становится все хуже. А клановые разборки севера и юга лишь ухудшают и без того катастрофическое положение.

Своими силами Киргизия не спасется. Да, сиюминутно напряжение можно снизить, но это не решит фундаментальных проблем страны. И возникает вопрос о внешней силе, которая занялась бы решением этих проблем за самих киргизов.

Разумеется, в критической ситуации все сразу вспоминают о России, той самой, от чьего «ига» все так радостно «освобождались» два десятилетия назад. Россия, однако, энтузиазма не демонстрирует.

Как минимум неочевидна легитимность нынешних властей Киргизии, которые нам предлагается спасать. Впрочем, и легитимность свергнутого Бакиева была ненамного большей. Главное, конечно, не в этом, а в том, что непонятно, почему мы должны вообще влезать в чужой внутренний конфликт и оплачивать своими деньгами и, что гораздо хуже, жизнями своих военнослужащих чужую несостоятельность и чужую коррупцию? Мы ведь с Киргизией больше не одно государство.

Тем более что за это спасение страны, которая даже не граничит с Россией, мы получим проклятия и стрельбу в спину от тех, кого будем мирить и разнимать (всё это уже проходили в ходе улаживания межнациональных конфликтов в агонизировавшем СССР в конце 80-х – начале 90-х), и обвинения в «имперских амбициях» со стороны Запада. Где до сих пор свято уверены, что Россия всегда только и делала, что всех порабощала, и сейчас спит и видит, как бы снова всех поработить. Никаких других форм благодарности ожидать не следует. Никакой политической, экономической и военной выгоды мы также не получим.

КТО ПОМОЖЕТ

Наконец, не очень понятно, а какими именно силами мы должны разнимать киргизов. Особенно учитывая тот факт, что улаживание внутренних конфликтов – задача крайне специфическая, ВС для ее решения, вообще-то, не предназначены.

Представляется соблазнительным переложить решение задачи на КСОР ОДКБ. Но тут возникает целый ряд специфических моментов.

Во-первых, по большому счету никаких КСОР ОДКБ просто нет. После этого можно было бы и не продолжать, но тем не менее.

Во-вторых, даже если бы КСОР ОДКБ были, они ни функционально, ни юридически не предназначены для решения внутренних конфликтов в странах-членах.

В-третьих, что непосредственно вытекает из во-вторых, а могут ли силы ОДКБ даже теоретически участвовать в таких конфликтах? И кем они тогда станут – жандармом, охраняющим незыблемость любых самых тоталитарных режимов? Или, наоборот, свергателем неугодных кому-то законных правительств? Хочется заметить, что, например, для стран НАТО совершенно исключено участие во внутренних конфликтах в странах-членах (никому даже в голову не придет поставить вопрос, например, о вводе сил НАТО в Северную Ирландию). Как известно, грань между «незаконным мятежом» и «народной революцией» чрезвычайно тонкая, если вообще есть. С какой стати в их подавлении (или в поддержке?) должны участвовать внешние силы? Здесь еще надо учесть специфику режимов стран СНГ, среди которых нет ни по-настоящему демократических (кроме, может быть, с большими оговорками, Армении), ни по-настоящему тоталитарных. Их руководители крайне болезненно относятся к вмешательству в свои внутренние дела внешних сил. Тем более если речь идет о силовом вмешательстве.

В-четвертых, из потенциального вмешательства сил ОДКБ во внутренний конфликт в Киргизии вырастает второй важнейший аспект проблемы – возможное столкновение между странами – членами ОДКБ.

Понятно, что Ереван и Минск ни в каком случае не будут участвовать ни в каких «миротворческих операциях» в Киргизии (Минск вообще считает нынешние киргизские власти нелегитимными и укрыл свергнутого ими Бакиева). А вмешательство в события стран Центральной Азии с очень высокой вероятностью вызовет конфликт между ними.

В ДРУЗЬЯХ СОГЛАСИЯ НЕТ

Как писало «НВО» в статье «Содружество на фоне соперничества», Бишкек, Душанбе и Астана с большим подозрением относятся к амбициям Ташкента. А Ферганская долина, граничащая и с Казахстаном, и с Киргизией, и с Таджикистаном, является «пороховым погребом» Центральной Азии. Здесь имеет место высочайшая плотность населения, очень значительная безработица, в первую очередь – среди молодежи. Это делает население долины очень уязвимым для пропаганды исламских радикалов. А поскольку рядом соседние страны, где имеются весьма значительные узбекские общины, то крупный мятеж в Ферганской долине взорвет не только сам Узбекистан, но и три соседние страны. Причем если большой и мощный Казахстан такой взрыв пережить сможет, то для маленьких несостоявшихся Киргизии и Таджикистана это будет поистине смерти подобно.

С другой стороны, благодаря своему экономическому, демографическому и военному потенциалу, географическому положению и наличию узбекских общин в соседних странах Узбекистан имеет возможность активно воздействовать на все остальные страны Центральной Азии, добиваясь своего доминирования в регионе. То есть для соседей опасен и Узбекистан, мощный и стабильный, и Узбекистан, впавший в хаос. И в том, и в другом случае существует угроза военного конфликта.

При этом, как известно, события, происходящие сегодня в Киргизии, в значительной степени и являются именно межнациональным конфликтом между киргизами и узбеками. Причем на «народном» уровне со стороны киргизов в адрес узбеков часто звучат обвинения в том, что те являются «ваххабитами» и, соответственно, «пятой колонной» то ли Ташкента, то ли «Аль-Каиды», то ли обоих сразу.

Интересно, что избиваемые и изгоняемые из Киргизии узбеки зовут на помощь отнюдь не родное правительство, а все ту же «имперскую» Россию. Дело дошло до митинга узбекских мигрантов в Москве у Дома правительства. Ташкент же вмешиваться в происходящее не спешит. Более того, он временами даже перекрывает границу с Киргизией, препятствуя беженцам-узбекам вернуться на родную землю. Столь странное поведение объясняется, возможно, тем, что многие живущие в Оше и Джелалабаде узбеки всего 5 лет назад тоже были беженцами, только в противоположном направлении – из Узбекистана в Киргизию. Их исход имел место после Андижанских событий 2005 года. Чем были те события – мятежом исламских радикалов, народным восстанием против диктатуры Каримова, тем и другим одновременно – до сих пор понять очень сложно.

При этом следует напомнить, что в прошлом году наиболее жесткое сопротивление созданию КСОР ОДКБ оказывал именно президент Узбекистана Каримов. Он же был категорическим противником появления даже очень небольших российских военных объектов в Киргизии. В связи со всем этим применение в Киргизии как сил ОДКБ (коих, впрочем, нет), так и российских в одностороннем порядке не представляется возможным. И не надо питать иллюзий, что что-то изменится, если переписать устав организации. Бумажкой невозможно отменить коренные внутренние противоречия системы.

ОТ ПРОБЛЕМ НЕ УЙТИ

Правда, устраниться от ситуации тоже достаточно сложно. Даже если нынешний конфликт удастся временно пригасить, это не отменит общей несостоятельности Киргизии. Положение в стране будет только ухудшаться, что неизбежно приведет к новым взрывам, причем их масштабы будут с каждым разом расти. Вполне вероятен фактический раскол страны на север и юг с созданием там автономных правительств. В итоге может получиться своеобразное «Центральноазиатское Сомали», то есть государство, существующее только на географических картах и в виде флажка перед зданием ООН в Нью-Йорке. Тогда уже Киргизия, а не Ферганская долина, станет детонатором региональной нестабильности, перерастающей в катастрофу.

Еще не надо забывать о проблеме наркотрафика из Афганистана, к которому, видимо, причастны очень многие представители «элит» стран Центральной Азии. Для наркобаронов хаос – это лучшее, что может быть. Он очень способствует как росту числа потребителей наркотиков в самих охваченных хаосом регионах, так и беспрепятственному наркотрафику через них на север, в Россию и Европу.

И наркоторговцы, и исламские радикалы, и представители свергнутой власти, и спецслужбы соседних и несоседних стран могут без особых проблем в любой момент спровоцировать в Киргизии очередную бойню, потому что для этого есть фундаментальные внутренние предпосылки.

Ужас в том, что надеяться Киргизии не на кого. «Миротворческие силы» ООН всегда были абсолютной фикцией, не предотвратившей и не остановившей ни одной войны. Так, миссия ООН, размещенная в Ливане, на Синайском полуострове и Голанских высотах после первой арабо-израильской войны, не предотвратила ни одну из последующих войн (1956, 1967, 1973, 1982 годов), дополнительная миссия в Ливане не помешала продолжению гражданской войны и вторжению войск Сирии и Израиля в эту страну. Миссия в Кашмире не помешала Индии и Пакистану вести крупномасштабные войны в 1965 и 1971 годах и перманентные столкновения в течение всего периода с 1947 года. Миссия ООН на Кипре не предотвратила войну 1974 года и фактический распад страны. Миссия в Анголе, проводившаяся с 1991 года, была выведена из страны в 1998 году в связи с возобновлением гражданской войны, которую миссия была призвана предотвратить. Огромный контингент ООН в ДРК (бывшем Заире) стоически наблюдает за непрекращающейся в этой стране войной всех против всех с нарушением всех писаных и неписаных норм ее ведения и колоссальными жертвами среди мирного населения.

То же самое относится и к НАТО. Хотя именно в Киргизии находится единственный в мире объект, который можно назвать «базой НАТО» (Манас), только человек, полностью утративший связь с реальностью, может предположить, что натовцы, все мысли которых сейчас заняты тем, как бы поскорее свалить из Афганистана и забыть его, как кошмарный сон, отправят своих солдат мирить киргизов с узбеками и умирать за них. Вспомним поведение голландцев в Сребренице в 1995 году – и никаких вопросов не будет.

Впрочем, есть в НАТО одна страна, которая могла бы выступить в роли миротворца совершенно безотносительно к своему членству в этом альянсе, в чисто личном качестве. Речь идет о Турции, геополитические амбиции которой в последнее время стремительно растут. «НВО» писало об этом в статье «Турецкий гамбит продолжится иранским миттельшпилем» (11.06.10). Можно вспомнить, что в начале 90-х, после развала СССР, в этой стране были очень сильны идеи «Великого Турана» с распространением турецкого влияния на Закавказье, Центральную Азию и значительную часть России (Северный Кавказ, Поволжье, юг Урала и Сибири и даже Якутию). Поскольку Россия не развалилась вслед за СССР, чего ожидали очень многие, «Великий Туран» заглох, но сейчас Анкара строит сферу влияния на новых принципах, не только этнических, но и конфессиональных. При этом Турция располагает второй по численности в НАТО армией, которая в отличие от остальных не боится потерь.

Вторым потенциальным миротворцем является Китай. Он давно уже стал основным торговым партнером Киргизии. По сути, происходит постепенное поглощение киргизской экономики китайской. Центральная Азия имеет для КНР огромное значение хотя бы с точки зрения получения отсюда нефти и газа. И, разумеется, НОАК боится потерь еще меньше, чем турецкая армия. Кроме того, Китай просто во всех отношениях намного сильнее Турции, к тому же в отличие от нее граничит с Киргизией.

При этом надо понимать, что приход в Киргизию турецких и тем более китайских войск будет очень сильно напоминать оккупацию.

ПЕЧАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Если суммировать сказанное с точки зрения России, то ситуация получается на редкость печальная.

1. Проведение миротворческой операции в Киргизии в рамках ОДКБ невозможно просто потому, что ее никогда не удастся согласовать из-за непреодолимых внутренних противоречий в этой организации.

2. Проведение односторонней операции самой Россией сомнительно с точки зрения легитимности, а главное – не принесет нам «никакой пользы, кроме вреда», мы будем просто бесконечно долго лить свою кровь и тратить свои деньги за чужую несостоятельность, не получая не только каких-либо дивидендов, но даже благодарности. Кроме того, в этом случае возникает опасность прямого военного столкновения с Узбекистаном.

3. Игнорирование происходящего в Киргизии в обозримом будущем приведет к тому, что здесь либо воцарится полный хаос, охватывающий весь регион, либо страна перейдет под полный контроль Анкары или Пекина. Причем надо четко понимать, что турки или китайцы в Киргизии станут альтернативой именно нам, самим фактом своего прихода в эту страну подчеркивая нашу недееспособность.

В общем, хорошего выхода из ситуации не просматривается.

Впрочем, в конечном счете из фиктивных СНГ и ОДКБ может вырасти естественный союз. Обратим внимание на то, что предоставить хоть сколько-нибудь реальные воинские контингенты для КСОР ОДКБ изъявили желание всего две страны (из семи) – Россия и Казахстан. Те же две страны недавно образовали Таможенный союз, проигнорировав бесконечные претензии и амбиции Минска. Возможно, в конце концов вместо еще одного фиктивного образования – Союза России и Белоруссии – сложится нормальный и естественный союз России и Казахстана. Тогда будет дешевле и проще всего прикрыть южную границу этого союза, предоставив остальным странам Центральной Азии, ценность которых для ОДКБ даже не нулевая, а отрицательная, вариться в собственном соку. Хотя людей, конечно, жалко.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Народный курултай Киргизии намерен дать оценку деятельности действующего президента и его предшественника

Народный курултай Киргизии намерен дать оценку деятельности действующего президента и его предшественника

0
618
Боевиков оформят единым списком

Боевиков оформят единым списком

ОДКБ переводит борьбу с террором в юридическую плоскость

0
1413
Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Владимир Мухин

Российская промышленность не способна обеспечить союзников по организации новейшими зенитно-ракетными комплексами

0
2063
Войска ОДКБ нацелились на Кавказ и Донбасс

Войска ОДКБ нацелились на Кавказ и Донбасс

Владимир Мухин

Замысел маневров "Нерушимое братство – 2018" предполагает отработку задач на территории государства, не являющегося членом коллективной обороны

0
3714

Другие новости

Загрузка...
24smi.org