0
3781
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.07.2010 00:00:00

Пентагон платит талибам

Тэги: пентагон, афганистан, война, боевики


пентагон, афганистан, война, боевики Несмотря на все усилия армии США талибы чувствует cебя в Афганистане как дома.
Фото Reuters

Американские СМИ сообщили, что в настоящее время Конгресс США обсуждает вопрос о выделении дополнительных 300 млрд. долл. на ведение войны в Афганистане. По мнению экспертов, такое решение будет принято, и в страну потекут дополнительные деньги. Однако в финансовом смысле на этом театре военных действий все идет не так гладко, и сотни миллионов долларов просто оседают в карманах боевиков.

ОТКРЫТИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

В конце прошлого месяца в подкомитете по национальной безопасности и иностранным делам (Subcommittee on National Security and Foreign Affairs) комитета Палаты представителей Конгресса США по надзору и правительственной реформе прошли слушания по вопросу коррупции в системе тылового обеспечения воинских контингентов Пентагона, входящих в Международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF) в Афганистане. Они были инициированы председателем подкомитета Джоном Тирни, который незадолго до этого представил конгрессменам обширный доклад «Корпорация «Царь войны».

Факты вымогательств и коррупции в системе тылового обеспечения США в Афганистане» (Warlord, Inc. Extortion and Corruption Along the U.S. Supply Chain in Afghanistan). «Сведения, содержащиеся в этом докладе, являются одновременно отрезвляющими и шокирующими», – подчеркнул Тирни.

Он сообщил участникам обсуждения, что в ходе расследования «были обнаружены систематические провалы Пентагона в области управления подрядчиками и надзора за ними по всей цепочке доставки грузов в Афганистане». Тирни особо остановился на том, что «практика использования гражданских подрядчиков вместо военного персонала для доставки продовольствия, воды, боеприпасов, оружия и горючего для американские военных баз и отдаленных застав, разбросанных по всей территории Афганистана, была начата как образец рентабельной целесообразности, но вскоре превратилась в институционализированную зависимость и опасный упрощенный метод». В результате, подчеркнул председатель подкомитета, сегодня в Афганистане «мы имеем приблизительно 90 тысяч военнослужащих, однако, насколько известно, используем также 110 000 подрядчиков».

По данным Тирни, значительная часть ассигнований, выделяемых МО на войну в Афганистане уходит в карманы талибов, полевых командиров, местных чиновников и полиции. Законодатели решили передать это дело в отдел криминальных расследований армии США. Представитель этого отдела Крис Грей сообщил журналистам, что по фактам, изложенным в докладе, уже начато следствие, которое ведет специальная комиссия.

В докладе, в частности, отмечается, что руководство Минобороны осведомлено о том, что часть выплачиваемых афганским транспортным и охранным фирмам денег в конечном итоге оказывается в руках местных главарей вооруженных формирований и боевиков. Американские военные специалисты по МТО, отмечается в докладе, находящиеся в Афганистане, главное внимание уделяют доставке грузов туда, где они необходимы, а на самом деле находятся в полном неведении «каким образом обеспечивается безопасность» местных автомобильных конвоев, с помощью которых перевозится большая часть предметов снабжения и материалов, необходимых американским воинским контингентам для боевых действий. Главные транспортные подрядчики, проводящие автомобильные конвои с грузами, уже обращались в Пентагон, выражая свою озабоченность по поводу неблагополучного состояния дел в этой сфере. Однако, как подчеркивается в докладе, они столкнулись «с безразличием и бездействием» со стороны соответствующих руководящих инстанций военного ведомства, ответственных за организацию снабжения войск в Афганистане.

ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ...

Для ведения боевых действий в Афганистане Пентагон должен обеспечивать свои воинские контингенты в этой стране всем необходимым для их нормального функционирования, начиная с военной техники и кончая водой. Из пакистанского порта Карачи и с баз в Центральной Азии на базы ВВС США в Баграме под Кабулом и в Кандагаре, являющихся основными пунктами материально-технического обеспечения американских войск на афганской территории, грузовым автомобильным транспортом перевозятся десятки тысяч тонн грузов. С этих баз грузы отправляются в основном в восточные и южные районы страны, где расположены многочисленные пункты дислокации подразделений армии США.

Однако, если в Ираке снабжением войск занимаются американские компании, то в Афганистане подряды на перевозки выполняют местные компании, с которыми МО США заключило соответствующие контракты. В свое время высокопоставленные чиновники Пентагона очень пропагандировали выбранный подход к снабжению своих войск. Они утверждали, что он будет способствовать развитию мелкого предпринимательства в стране и обеспечит ее дальнейшее развитие. Однако на самом деле свой бизнес в данной области весьма успешно организовали талибы, местные власти, полевые командиры и полиция. Все они оказались при деле и извлекают из федерального бюджета очень приличные доходы.

Тирни в течение полугода изучал контрактные документы МО по организации непрерывной цепи поставок предметов снабжения для американских войск в Афганистане, называемой Host Nation Trucking. Общая стоимость услуг входящих в нее в основном афганских и незначительного количества американских фирм ежегодно обходится Пентагону в 2,1 млрд. долл. Они перевозят более 70% процентов грузов, прибывающих из Америки.

Военное ведомство США по запросу парламентария предоставило ему около 25 тыс. документов. Из них стало ясно, что для обеспечения безопасности транспортировки грузов афганские компании вынуждены пользоваться услугами местных охранных структур. Однако последние в значительной части контролируются боевиками, местными полевыми командирами и чиновниками, а большая часть маршрутов движения грузовых автомобильных караванов проходят через территории, находящимися под влиянием талибов. Поэтому транспортные и охранные предприятия вынуждены платить им определенные суммы из своей прибыли за беспрепятственный проход грузовых караванов.

В докладе Тирни также отмечается, что очень часто охранные фирмы просто вынуждают перевозчиков прибегать к своим услугам, что является не чем иным, как обыкновенным вымогательством. Транспортные компании вынуждены платить полиции и местным чиновникам, чтобы те обеспечивали беспрепятственный проезд по их территориям.

Один из транспортников поведал журналистам, что он не только платил охранным фирмам, но и был вынужден давать взятки в объемах до 10 тыс. долл. почти каждому чиновнику и начальнику полиции, по территории которых его компания перевозила грузы для американских военных.

Тирни проанализировал работу одной из самых крупных охранных компаний Афганистана – Watan Risk Management. Было установлено, что расценки за свои услуги в зависимости от регионов, по которым проходят маршруты движения транспортных средств, ее руководители назначают сами. Компаниям, которые не заплатили этой фирме либо задержали платежи, выставляются финансовые претензии. Каким способом затем с них взыскиваются долги, в докладе не говорится. Но вполне можно предположить, что и в этом случае используются угрозы или даже силовые методы.

По данным составителей доклада, в зависимости от района передвижения и уровня опасности подвергнуться нападению талибов с каждой фуры взимается мзда от 1,5 до 15 тыс. долл. В итоге боевики еженедельно пополняют свои кошельки суммами до 2 млн. долл. Не так давно госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в Конгрессе, констатировала тот факт, что главным источником доходов для «Талибана» является «плата за защиту».

В докладе подкомитета также отмечается, что, «хотя полевые командиры предоставляют проводников и дают указания охранникам, подрядчики не имеют возможности не воспользоваться этой услугой» и что, по сути, это является масштабным рэкетом. В нем также говорится, что вследствие сложившейся практики транспортным компаниям, которые платят охранным структурам за обеспечение безопасности передвижений их грузов, предоставляется необходимая защита. Руководство фирм, которые не хотели бы делиться своей прибылью, в конечном итоге тоже вынуждено делать это, поскольку вероятность нападения на их грузовики без охраны, договаривающейся с талибами, многократно возрастает. «В результате платят все», – заключают составители доклада.

«ЛОРДЫ» АФГАНСКИХ ТРАСС

«Афганский подход» Пентагона к снабжению своих войск привел к тому, что наиболее влиятельные полевые командиры нашли себе новую нишу для заработков: дорожно-охранный бизнес. Таким образом, в Афганистане появился новый тип боевиков, зарабатывающих себе на жизнь не только торговлей наркотиками.

В настоящее время таких «бизнесменов» насчитывается чуть более десятка. Часть из них является предводителями племен, бывшими моджахедами и просто влиятельными людьми в различных провинциях страны. Другие появились не очень давно и мало известны. По словам одного из американских экспертов по Афганистану, «частичное превращение полевых командиров в бизнесменов в значительной мере свидетельствует о том, что в стране формируются мафиозные сети, которые легально и нелегально действуют в ее экономике, способны использовать силу для защиты своих интересов и увеличивать численность своих группировок. Он также отметил, что, «как бы они ни назывались: бизнесменами, командирами, влиятельными людьми, руководителями полиции или полевыми командирами, можно сказать только одно: любой такой человек, в подчинении которого сотни и тысячи вооруженных бойцов, способен действовать безо всякого контроля со стороны правительства, что существенно подрывает юридические основы афганской государственности».

Сегодня одним из самых влиятельных «дорожных королей» стал некто «командир Рухулла», командующий отрядом из 600 боевиков. Под его контролем находится основная трасса Афганистана, соединяющая Кабул и Кандагар. Рухулла работает на уже упоминавшуюся компанию Watan Risk Management. Ее владельцами являются двоюродные братья президента Афганистана Хамида Карзая, а всеми сделками по предоставлению охранных услуг ведает родной брат президента Ахмед Вали.

В докладе отмечается, что отряды «Талибана» и полевых командиров, действуя на одной территории, не плохо уживаются друг с другом, а талибы еще и получают неплохие деньги за беспрепятственный пропуск транспортных колонн с американскими грузами. Между ними правда иногда и возникают конфликты, но в основном из-за размеров платы за передвижение грузовиков.

По словам Рухуллы, каждый месяц его люди обеспечивают проход 3,5 тыс. грузовиков. За каждый грузовик при проводе транспортных колонн на участке шоссе от южной части Кабула до Кандагара он берет по 1,5 тыс. долл. За один раз в сопровождении людей Рухуллы проводится колонна из 200–400 грузовиков. На ее формирование уходит несколько дней.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

Авторы доклада подвергли резкой критике снабженцев американских войск в Афганистане. Они возмутились тем, что офицеры, которые несут ответственность МТО, практически не выходят за расположение пунктов своей дислокации и не осуществляют никакого контроля за процессами доставки грузов. Они также не следят за тем, чтобы подрядчики соблюдали все нормы и правила, действующие в армии США.

В качестве одной из мер по борьбе с кражей боевиками, полевыми командирами, воюющими на стороне ISAF, коррумпированными афганскими чиновниками и полицией Тирни предложил Пентагону своими силами организовать охрану транспортных артерий, по которым осуществляется снабжение американской армии. Он также настаивает на немедленном создании Пентагоном системы контроля за деятельностью частных охранных компаний.

В докладе предлагается провести оценку реальных действий афганской армии по обеспечению защиты транспортных путей. Если же окажется, что на настоящем этапе силы безопасности национальной армии и полиции не в состоянии обеспечить эффективную защиту транспортных перевозок военных грузов, то необходимо составить соответствующие планы их обучения и провести все необходимые мероприятия по повышению профессионального уровня афганских военнослужащих для решения этой задачи.

По мнению составителей документа, проекты контрактов афганских фирм с Пентагоном должны быть полностью прозрачны и обеспечивать возможность контроля соответствующими службами МО деятельности субподрядчиков и их полную отчетность за взятые на себя обязательства и проведенные работы. При этом соответствующие специалисты МО должны постоянно проводить необходимые аудиторские проверки.

В докладе также указывается, что все ведомства США, ответственные за национальную безопасность, начиная с МО и кончая спецслужбами, должны систематически контролировать дотации, поступающие в Афганистан из Америки и других стран НАТО, чтобы всеми возможными мерами воспрепятствовать незаконному использованию выделяемых финансовых средств и росту коррупции в стране, которая достигла беспредельных масштабов. Его авторы предлагают также провести анализ контрактов других стран ISAF, заключенных с афганскими фирмами на транспортировку и охрану военного имущества, поставляемого на их базы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1094
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1734
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1586
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2974

Другие новости