0
1902
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.07.2010 00:00:00

"Небесные ветры" прохлады не несут и пахнут провокацией

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман - профессор, Иерусалим

Тэги: терроризм, газа, палестина, израиль


терроризм, газа, палестина, израиль Видимо, аналогичные картины в ближневостчных водах мы будем наблюдать еще не раз.
Фото Reuters

Когда стало очевидно, что снаряженная турецкой экстремистской организацией флотилия из шести судов намерена прорвать блокаду сектора Газа, израильские военные задействовали план «Небесные ветры» (НВ). В ходе операции по перехвату флагманского судна, оказавшаяся на нем специально подготовленная команда вооруженных пропалестинских боевиков, атаковала израильских военнослужащих. В результате девять террористов погибли, а шесть израильтян получили ранения различной степени тяжести.

НЕ НАДО ИСПЫТЫВАТЬ «ТЕРПЕНИЕ НЕБЕС»

По указанию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху была создана комиссия по проверке действий ЦАХАЛ (Армии огбороны Израиля), осуществившей в конце мая – начале июня нынешнего года операцию НВ. В отношении этих действий израильтян сложилась совершенно необычная ситуация.

Мировое общественное мнение в принципе не сомневается, что флотилия из шести судов, нарочито названная «Свободная Газа» (СГ), была неплохо задуманной провокацией со стороны пропалестинских сил. В Газе нет и не было гуманитарного кризиса.

Туда ежедневно из Израиля переправляются колонны грузовиков с продовольствием и товарами первой необходимости. Кроме того, против террористического образования блокада объявлена не только Израилем, но и Египтом. Однако Совет Безопасности ООН, а также ряд европейских и мусульманских стран сочли действия ЦАХАЛ слишком жесткими. Поэтому перед созданной Иерусалимом комиссией фактически была поставлена задача ответить на вопрос: наилучшим ли образом еврейское государство отреагировало на заведомую провокацию?

Признаюсь, поначалу меня несколько смущало название израильской операции. Поэтому я спросил полковника в отставке Зоара Рохова, долгие годы проработавшего в аналитическом отделе ЦАХАЛ, имеет ли объяснение такое нарочитое наименование, и получил ответ, который, на мой взгляд, все поставил на свои места: «Терпение небес имеет предел. Оттуда и ветры».

ДОВЕРЯЮТ ТОЛЬКО «СТАРОЙ ГВАРДИИ»

Вопрос, поставленный перед комиссией политическим руководством страны, заведомо не мог иметь однозначного ответа. Ввиду того что проведение операции НВ не обошлось без человеческих жертв, наиболее важной составляющей в ней виделась именно военная. Поэтому первым главой комиссии стал Гиора Айленд, генерал-майор запаса, бывший начальник отдела Генштаба ЦАХАЛ по планированию и проведению операций, занимавший также пост руководителя Национального совета безопасности. По представлению Айленда в комиссию были включены бригадный генерал Авив Кохави, бывший глава «Амана» (Израильской военной разведки) генерал Юваль Халамиш, полковник Бен Цион Даабуль, занимавший ответственные посты в ВМФ Израиля.

Однако за океаном решили, что комиссия, представленная исключительно военными, не сможет сделать выводы юридического характера. Посчитал нужным вмешаться и лично президент Соединенных Штатов Барак Обама. Он настоял на изменении состава комиссии. Под давлением американской администрации была создана фактически новая комиссия.

Председателем её стал судья Верховного суда Израиля в отставке 75-летний Яаков Тиркель. Членами комиссии были утверждены два израильтянина и два иностранца. Весьма колоритной фигурой следует признать 93-летнего Шабтая Розена, уроженца Великобритании. Он, бывший летчик британских ВВС, участник Второй мировой войны, в 1967–1971 годах – представитель Израиля в ООН, а позже – профессор международного права университетов Бар-Илан (Тель-Авив), Кембриджского и Амстердамского. Второй израильтянин – 86-летний Амос Хорев, бывший начальник отдела логистики и снабжения Генштаба ЦАХАЛ, занимавший также посты главного ученого специалиста Министерства обороны и канцлера хайфского «Техниона» (Политехнологического университета).

Хорев обладает немалым опытом работы в следственных комиссиях. В частности, именно он расследовал обстоятельства теракта, совершенного палестинскими боевиками в городе Маалот в мае 1974 года. Тогда от рук террористов погибли 21 школьник и трое учителей, прибывших в город на экскурсию. В ходе завязавшегося в тот день боя все террористы и один израильский солдат были убиты.

В качестве иностранных наблюдателей в комиссию Тиркеля (КТ) вошли лауреат Нобелевской премии мира североирландский юрист и политик 66-летний Дэвид Тримбл и канадский эксперт по международному военному праву, бригадный генерал в отставке 56-летний Кен Уоткин.

Израильские обозреватели не могли не обратить внимание на весьма почтенный возраст большинства членов КТ. В этой связи Офер Шелах пишет в газете «Маарив»: «Люди не любят, когда их выставляют на посмешище. А пожилые люди в этом отношении проявляют большую чувствительность. Они никому ничего не должны. Они хотят сохранить свое доброе имя... Нет никаких сомнений, что и Шабтай Розен, юрист, имеющий международную репутацию, и уважаемый Амос Хорев, и, разумеется, судья Яаков Тиркель, не позволят уронить свое имя в глазах тех, чьим мнением они дорожат».

Решением главы израильского правительства КТ получила статус государственной, а так и не ставшая комиссией «команда» Гиоры Айленда была переименована в экспертную группу, которой поручили собирать материалы для КТ.

О СТРАТЕГИИ ПОМНИЛИ, А О ТАКТИКЕ ЗАБЫЛИ

Через несколько дней после начала расследования генерал Гиора Айленд на первой же пресс-конференции заявил, что «представители командования, занимающие относительно высокие посты, допустили при проведении операции НВ ряд ошибок». По мнению Айленда, при планировании перехвата «Голубого мрамора», следовавшего в Газу, израильтяне не приняли во внимание откровенные заявления исламистов. В отчете экспертной группы Гиоры Айленда отмечается, что террористы, пробравшиеся на это судно, откровенно провозглашали себя шахидами. Причем они называли себя «мучениками во славу Аллаха» много раз, еще даже не успев подняться на борт корабля. Эксперты нашли доказательства того, что пассажиры «Голубого мрамора» не только атаковали израильских спецназовцев, спускавшихся на канатах на палубу, топорами, ножами, молотками и ломами, но и первыми открыли огонь из имевшихся у них револьверов.

Генерал Айленд указал, что ВМС Израиля не обладали альтернативными планами остановки продвижения флотилии СГ к берегам сектора и, по сути, действовали «на ходу». И это при том, что готовиться к операции НВ морской спецназ начал еще зимой текущего года. По мнению экспертов группы Айленда, для морского спецназа подобные операции не являются стандартными. Если же все-таки именно на них, а не на полицейские силы командование возложило выполнение этой операции, то неясно, почему соответствующие структуры проигнорировали выработку тактики.

Серьезные обвинения прозвучали в адрес разведки, которая, имея своих людей на борту «Голубого мрамора», тем не менее не задействовала свои методы. Спецслужбы поняли намек и немедленно отреагировали. По словам их представителей, «они никогда не используют диверсионные методы против дружественных государств, к которым всегда относилась Турция». И тем не менее, по мнению экспертной группы, «не все доступные методы сбора разведывательных данных были использованы в полной мере, а действия АМАНа и разведывательного управления ВМФ не были достаточно скоординированы». К самим морским спецназовцам у Гиоры Айленда претензий нет. Поэтому общий вывод его отчета таков: «Израильские моряки в ходе перехвата флотилии СГ действовал правильно, профессионально и находчиво».

У МОРЯ СВОИ ЗАКОНЫ

Инцидент с флагманом флотилии СГ произошел на расстоянии примерно 52 километров от берегов Газы. Важно иметь в виду, что Газа, попавшая под власть ХАМАС, еще не провозглашена не то что независимым государством, но считается сектором, взбунтовавшимся против законной власти Махмуда Аббаса, раиса (по арабски «президента») Палестинской национальной автономии. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, «территориальные воды» или, как именуется в Конвенции, «территориальное море» определяется расстоянием в 12 морских миль (22,2 километра) от береговой линии государства.

Интересно, что внутреннее законодательство таких стран, как Бразилия, Сьере-Леоне, Уругвай, Эквадор и ряда других, расширяет именно их «территориальное море» в два раза. Кроме понятия «территориального море», Конвенция еще 12 морских миль трактует как «прилегающую зону». В этой зоне государство, под полным контролем которого находятся «территориальные воды», может осуществлять «контроль в целях предотвращения нарушений ее таможенных, фискальных, иммиграционных и иных законов». Таким образом, инцидент с «Голубым мрамором» произошел на границе нейтральных и территориальных вод Израиля.

Понятно, что «пограничность» можно толковать по-разному. Однако даже если считать, что захват турецкого судна случился в нейтральных водах, то и в этом случае Израиль не нарушил морское законодательство. Этот факт также отметили эксперты, включая иностранных.

Согласно той же самой Конвенции, любое судно, подходящее к границе блокады и получившее предупреждение кораблей, осуществляющих эту блокаду, обязано остановиться. В случае неподчинения или игнорирования указаний морских пограничников они имеют право открыть по нарушителю огонь. В июле 1985 года французские спецслужбы потопили в порту Окленда (Новая Зеландия) судно Rainbow Warrior («Воин радуги»), принадлежавшее международной экологической организации «Гринпис». Таким образом тогдашние французские власти воспрепятствовали походу этого судна к атоллу Муруроа с целью протеста против проводившихся в те годы Парижем ядерных испытаний.

Израиль подобной кровожадностью никогда не отличался и мирные суда не топил. Даже катера «Санторин» и «Карин Эй», снаряженные хамасовцами и под завязку загруженные оружием, были всего лишь отбуксированы в израильские порты соответственно 6 мая 2001 года и 2 января 2002 года. И ведь оружие на этих судах пряталось под грудами одежды, обуви, одеял, матрацев, продуктов питания и чемоданов.

Адвокаты, специализирующиеся по международному морскому праву, дают следующее разъяснение: «Если страна подозревает, что на ее территорию может доставляться оружие, которое будет использовано против ее интересов, или наркотики, то в этих случаях она имеет право предотвратить контрабанду и произвести досмотр судна».

ВОЕННЫЕ СВОЕ СЛОВО СКАЗАЛИ

После того как отчет за подписью генерала Айленда был представлен министру обороны Эхуду Бараку и начальнику Генштаба Габи Ашкенази, появилась любопытная информация. Оказалось, что за две недели до перехвата флотилии СГ Ашкенази направил письмо премьер-министру и министру обороны, в котором настаивал на активизации дипломатических действий, которые смогли бы заставить флотилию СГ идти не в порт Газа, а в египетский Аль-Ариш. Вариант штурма судов СГ начальник Генштаба предлагал приберечь на крайний случай и считать резервным.

Однако дипломаты ни остановить турецкую флотилию, ни изменить ее курс не смогли. Тогда командующий ВМФ Израиля адмирал Эли Маром задействовал план НВ, который и был резервным. Однако командование израильских ВМФ ничего не знало о намерении террористов, пробравшихся на «Голубой мрамор», оказать вооруженное сопротивление морскому спецназу. В противном случае спецназовцы не спускались бы на палубу по канату с вертолета, подставив себя под удары и огонь террористов.

По мнению экспертной группы Айленда, при более умелой организации операцию НВ можно было провести «меньшей кровью». Гиора Айленд убежден, что вина за имевшую место безалаберность при проведении операции ложится на начальника Генштаба Ашкенази, главнокомандующего ВМФ Марома и нынешнего главу АМАНа Амоса Ядлина. Ашкенази сразу же заявил, что полностью принимает выводы расследования экспертной группы Айленда. По его словам, у ЦАХАЛ достаточно уверенности в собственных силах, чтобы признать ошибки и исправить их.

Экспертная группа свою работу завершила. Теперь по представленным материалам начнет работу КТ. Нетаньяху, Барак и Ашкенази дадут свидетельские показания этой комиссии при открытых дверях. Первым в начале августа будет допрошен глава правительства, на следующий день министр обороны, а затем начальник Генштаба.

ИЗРАИЛЬ СЛОВ НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЕТ

Примечательно, что операция НВ отрезвила головы тех, кто подумывал еще раз испытать евреев на прочность. Опасаясь военной реакции Иерусалима, зафрахтованное ливийским «фондом Каддафи» по благотворительности и развитию судно «Аль-Амаль» (по-арабски «Надежда»), постоянно декларировавшее свое намерение прорваться в Газу, в последний момент изменило курс и пришвартовалось в египетском порту Аль-Ариш. И капитан этого судна, к слову говоря, кубинец по происхождению, правильно сделал. Он наверняка знал поговорку из Библии: «Кто сеет ветер, пожнет бурю». А небесных бурь даже врагу не желают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
853
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1529
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1364
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2561

Другие новости