0
3147
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.08.2010 00:00:00

Черно-белая жизнь

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман - профессор.

Тэги: израиль, пленные


израиль, пленные Гилад Шалит вскоре после пленения.
Фото Reuters

«Надежды сменяются отчаянием. Ночь становится пыткой. Днем же, среди людей, душевная боль и страх за жизнь сына уступают место вере в скорое его освобождение», – сказала корреспонденту «НВО» Авива Шалит, мать похищенного хамасовцами израильского капрала Гилада Шалита. «У нас черно-белая жизнь», ≈ добавил Ноам Шалит, отец Гилада.

ВАЖНЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Освобождение попавших в плен или захваченных в заложники израильских граждан всегда оказывается центральной проблемой любого здешнего правительства. И с религиозной точки зрения освобождение еврея из неволи считается важнейшей обязанностью его соплеменников. Важно подчеркнуть, что иудаизм не делает различий между евреем и неевреем, сражающимися на одной стороне.

Гилада Шалита, раненного в плечо и в руку, похитили 25 июня 2006 года. Сначала его родители верили в скорое возвращение сына, ибо израильское правительство обычно выражает немедленную готовность к обмену своих пленных на солдат противника. Причем в прямом смысле израильтяне за ценой не стоят.

Первые сделки по обмену пленными между Израилем и арабскими странами состоялись уже во время войны 1948–1949 годов. Тогда в египетском плену оказались 156 израильтян, в иорданском ≈ 600–673, в сирийском ≈ 48, в ливанском ≈ 8. Израильтяне же взяли в плен 1098 египтян, 28 саудовцев, 25 суданцев, 24 йеменцев, 17 иорданцев, 36 ливанцев, 57 сирийцев и 5021 палестинца. После окончания войны еврейское государство первым выразило готовность обменять всех попавших к нему в плен арабов на своих граждан. К июлю 1949 года обмен состоялся ≈ пленные с обеих сторон вернулись домой.

После той войны противостояние сторон продолжилось. Время от времени в плену оказывались как израильтяне, так и военнослужащие арабских стран. Важно заметить, что если сторона, в руках которой оказывались израильтяне отказывалась их возвращать, то Израиль посылал спецназовцев, которые в ходе рейда захватывали высокопоставленных военных противника, торг возобновлялся и пленных солдат выручали.

В октябре 1956 года в ходе так называемой операции «Кадеш» на Синайском полуострове Израиль захватил 5500 египетских военнослужащих. Уже в феврале следующего года все они были возвращены на родину в обмен на четверых израильских солдат, оказавшихся в руках египтян.

По окончании Шестидневной войны, начавшейся и завершившейся в июне 1967 года, в израильском плену оказались 4338 египетских солдат и офицеров, 533 иорданских военнослужащих и 367 сирийских. В рамках послевоенных договоренностей с Каиром, Амманом и Дамаском Израиль вернул всех арабских военнослужащих в обмен на 11 своих солдат, одного офицера и тела двух погибших военнослужащих.

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ

За последние 10 лет были установлены имена 45 израильских солдат и офицеров, которые считались пропавшими без вести. В ЦАХАЛ поиском таких военнослужащих занимается специальный отдел. За всю современную историю Израиля пропали без вести 224 военнослужащих. Поиск пропавших людей, а военных особенно – проблема многоплановая. Поэтому неудивительно, что в специальном отделе трудятся не только армейские эксперты, но и врачи, химики, физики, геологи и историки.

До настоящего времени нет никаких сведений о судьбах 18 солдат ЦАХАЛ, принимавших участие в боях на египетском участке фронта во время Войны Судного дня 1973 года. Ничего не удалось выяснить и о Захарии Баумеле, Цви Фельдмане и Йегуде Каце, трех израильских военнослужащих, пропавших без вести в бою под Султан-Якубом в ходе первой ливанской войны 1982 года. В начале 2004 года, основываясь на разведывательных данных, армия официально объявила всех троих погибшими. Однако родители Захарии Баумеля не верят в гибель сына. Йона Баумель, отец пропавшего солдата, не раз заявлял, что по разным каналам к нему поступают сведения о том, что Захария жив и находится в сирийском плену.

С назначением на пост главы внешнеполитического ведомства Израиля Авигдора Либермана у семьи Баумель появилась надежда на помощь в поиске их сына со стороны соответствующих российских структур. Родные Захарии Баумель, вероятно, полагают, что Либерман, уроженец Молдавии, как выходец с пространства бывшего СССР обладает в Москве определенными связями.

По данным известного израильского эксперта в области исламистского терроризма Михаила Фалькова, в августе 1996 года Йона Баумель обращался за помощью к тогдашнему послу России в Израиле Александру Евгеньевичу Бовину, который такую помощь оказать пытался. Российский посол, в свою очередь, попросил МИД России задействовать свое влияние в Сирии и попросить Дамаск проверить сведения о захоронениях Баумеля, Фельдмана и Каца на одном из столичных кладбищ. Но сирийцы сделали вид, что просьбу не услышали. В мае нынешнего года Йона Баумель скончался в возрасте 81 года.

Теперь же оставшаяся вдовой Мирьям Баумель, мать пропавшего солдата, считает своим долгом обратиться непосредственно в Москву и попросить помочь вернуть пропавших под Султан-Якубом солдат домой. Живыми или мертвыми.

Летом 1974 года из сирийского плена был освобожден израильский военнослужащий Зеэв Феллер. Он попал в плен на Хермоне (Голанские высоты) в первые часы Войны Судного дня. Согласно его данным, сирийцы «убивали на месте всех раненых и тех, кто от изнеможения не мог встать и идти». Несомненно, большинство израильских военнослужащих, которые считаются пропавшими без вести, на самом деле были убиты в плену.

КОГДА РУШИТСЯ МИР

Для Эстер Эйни мир рухнул 18 июня 1970 года, когда самолет, в котором находился ее муж, старший штурман Менахем Эйни, был сбит египетской ракетой в районе Суэцкого канала. Командир экипажа Шмуэль Хец погиб, а Эйни, несмотря на ранение, катапультировался. Однако в итоге он попал в плен. Менахем Эйни провел в египетском плену три с половиной года и вернулся домой только в ноябре 1973-го, примерно через месяц после завершения Войны Судного дня.

По итогам той войны в египетском плену оказался 241 израильский солдат, а в сирийском и ливанском соответственно 68 и 4. Израиль, в свою очередь, пленил 8372 египтянина, 13 иракцев и 6 марокканцев. Важно заметить, что уже в июне 1974 года Израиль отпустил пленных всех арабских государств в обмен на своих.

В данном случае нельзя обойтись без некоторых обобщений. Окончание войны фактически подразумевает обмен пленными, который обычно и осуществляется в течение нескольких послевоенных месяцев. При захвате же военнослужащих-одиночек или небольших групп процесс обмена затягивается, ибо похитители, редко представляя собой государственную структуру, тем не менее, ставят условия государству и эти условия всегда чрезмерно завышены.

Так случилось с майором израильских ВВС Роном Арадом, самолет которого потерпел катастрофу в небе над Ливаном 16 октября 1986 года. Пилота израильские военные спасли и доставили на базу, а штурман Арад попал в руки ливанской шиитской террористической группировки «Амаль». Для создания лучших предпосылок в переговорах с этой организацией израильский спецназ захватил в Ливане начальника ее службы безопасности шейха Мустафу Дирани. Однако освободить Арада так и не удалось ≈ все переговоры провалились. По данным упоминавшегося нами израильского эксперта Михаила Фалькова, заинтересованность в обнаружении и освобождении Рона Арада в 80-е годы прошлого века проявлял и Советский Союз. Понятно, что Москва готова была оказать помощь далеко не бескорыстно. Взамен СССР хотел вернуть своих шпионов, а именно – Маркуса Клинберга, уроженца Польши, и Шабтая Калмановича, уроженца Литвы. И хотя ни Советский Союз, ни позже Россия никакой действенной помощи Израилю не оказали, вскоре и Калманович, и Маркус оказались на свободе. Сегодня престарелый уроженец Польши живет в Париже, а уроженец Литвы, оказавшись в Москве, сказочно разбогател и недавно был убит. Непонятно, кем и не совсем ясно, за что.

Что же касается Арада, то израильтяне считают, что его переправили в Иран, где он был умерщвлен. Военный раввинат Израиля, который только и обладает правом признать пропавшего без вести военнослужащего погибшим, в отношение Рона Арада от такого признания воздерживается.

«ДА ВОЗВРАТЯТСЯ СЫНЫ...»

Израильтяне, надо полагать, отказались от попыток немедленного освобождения попавших в заложники своих военнослужащих после неудачного штурма спецназовцами дома, в котором террористы держали капрала Нахшона Ваксмана. Это случилось 19 октября 1994 года. Тогда погиб не только Ваксман, но и командир спецназовцев капитан Нир Пораз.

В Израиле действуют две крупные общественные организации, направляющие свои усилия на возвращение домой похищенных израильских граждан, включая военнослужащих. Живых или мертвых. Во многом благодаря активности ассоциации, именуемой в переводе на русский «Да возвратятся сыны в пределы свои», и организации «Рожден для свободы» стал возможен в июле 2008 года обмен тел, захваченных боевиками ливанской шиитской организации «Хезболлах» израильских военнослужащих Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева. За этих мертвых солдат Иерусалим отпустил в Ливан приговоренного к пожизненному заключению Самира Кунтару, убийцу двоих детей и их отца. Вместе с Кунтарой свободу обрели еще пятеро террористов.

Четырьмя годами ранее, в 2004 году, после тяжелейших переговоров, в которых участвовали представители германской разведки, «Хезболлах» вернула Израилю трех погибших солдат и живого полковника запаса (и по совместительству неудачливого наркоторговца) Эльханана Тененбаума. В ответ израильтяне освободили 400 палестинских террористов и 36 ливанских граждан, среди которых был и тот самый шейх Дирани, которого израильтяне предполагали использовать в качестве козырной карты в переговорах по освобождению Рона Арада. Не получилось!

Сегодня организация «Рожден для свободы» продолжает публиковать в СМИ объявления о готовности вручить 10 млн. долл. гражданину любой страны за предоставление достоверной информации о судьбе Рона Арада и еще 10 млн. долл. за сведения об израильском военнослужащем-бедуине Маджди Халаби, по всей видимости, похищенного пять лет назад недалеко от военной базы в районе Хайфы.

БЫВШИЙ ПЛЕННЫЙ СТАЛ ГЕНЕРАЛОМ

┘В беседе с корреспондентом «НВО» Эстер Эйни (к слову говоря, уроженка России, где ее фамилия была Перельмутер) заметила, что не знает, как бы пережила разлуку с оказавшемся в плену мужем, если бы не поддержка друзей, общественных организаций и специального отдела «Пленныe» при Министерстве обороны Израиля. После освобождения из плена Менахем Эйни продолжил службу в армии и дослужился до звания генерал-майора.

Третью дочь супруга Эйни родила спустя два года после возвращения Менахема. Жизнь вошла в привычную колею. Сегодня их дети стали взрослыми, и только внуки изредка спрашивают деда: «Тебя пытали в плену?» Дед всегда уклонялся от ответа, но однажды сказал решительное «Нет». Эстер по сей день не знает, правда ли это, но, глядя на шрамы, оставшиеся у мужа после плена, не верит.

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
437
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
549
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
459
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
380

Другие новости