0
2095
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

29.12.2010 00:00:00

Борьба резолюций

Тэги: договор, снв, госдума


договор, снв, госдума Ратификацию CНВ-3 продвигали в Думе министры Лавров и Сердюков.
Фото РИА Новости

В последний день работы в уходящем году Государственной Думы на Охотном Ряду прошло первое чтение закона о ратификации Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Второе и третье чтения, а также сама ратификация состоятся уже после январских каникул. До конца января 2011 года, как ожидается, документ будет подписан президентом. Дмитрий Медведев и Барак Обама обменяются ратификационными грамотами, соглашение опубликуют в печати, и оно вступит в силу.

Правда, предполагалось, что Дума одобрит Пражский договор сразу в трех чтениях еще до Нового года, тем более что все его положения уже не раз прошли обсуждение в профильных комитетах, но не случилось. Причиной отсрочки стала резолюция Сената США, где вступление его в силу оговорено рядом настораживающих Россию оговорок. В том числе о том, что зафиксированное в преамбуле СНВ-3 положение о безусловной связи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений не имеет для американской стороны юридической силы.

Для наших парламентариев и, естественно, для самой России такой подход неприемлем. И потому глава МИДа Сергей Лавров, выступая в парламенте, вынужден был убеждать депутатов в необходимости договора для России. Министр доказывал народным избранникам то, что новый договор «в полной мере отвечает российским интересам». По словам Лаврова, СНВ и его исполнение «укрепит безопасность нашей страны, международную стабильность, будет способствовать упрочению режима нераспространения ядерного оружия». А также «станет дополнительным фактором, способствующим закреплению позитивных тенденций и в наших отношениях с США, и на международной арене в целом», говорил министр. В Пражском соглашении, утверждал он, «закреплены принципы равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности». Лавров даже назвал новый договор «золотым стандартом» для подобных соглашений.

Высоко оценил подписанный в столице Чехии документ и министр обороны России Анатолий Сердюков. Он заявил, что положения СНВ-3 «обеспечивают гарантированный уровень стратегического сдерживания, позволяют нанести неприемлемый ущерб государству-агрессору в любых условиях обстановки». По его словам, госпрограмма вооружений предусматривает обновление стратегических ядерных сил. Причем если всего запланировано около 70% обновления носителей и зарядов, то на Ракетные войска стратегического назначения их приходится порядка 90%. Он пообещал, что российские инспекторы будут иметь возможность проверить все ядерные силы США за год. И так же, как и Лавров, послал заокеанским партнерам сигнал о том, что если Россия сочтет, что США «наращивают системы ПРО», то «предпримет меры, которые сочтет адекватным ответом».

Какую резолюцию примет Государственная Дума ко второму чтению СНВ, чтобы свести на нет американские оговорки, и каким будет «российский асимметричный ответ», остается только догадываться, но надо понимать, что ни резолюция Сената, ни резолюция Думы не могут и не внесут категорических изменений в сам текст Пражского договора. Он останется юридически неизменным. А следовательно, обязательным для обеих участвующих в нем сторон.

Почему он важен в первую очередь для нашей страны, «НГ» уже писала не раз (см., в частности, «Сенат США жмет на START» № 279 от 23.12.10). Но нельзя не отметить главного – своей ратификацией Пражского соглашения США и его Сенат вольно или невольно, но признали Россию равной себе в области ракетно-ядерного вооружения. Жаль, что только в этой области, но тем не менее. СНВ-3, и тут надо согласиться с Сергеем Лавровым, закрепил принципы равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности для двух сторон. И это его значение не может оспорить никто, как бы ни старался. Согласимся и с Анатолием Сердюковым – новый договор не требует от нашей страны решительно сокращать свой стратегический потенциал. Наоборот, на сегодняшний день Россия имеет в своем арсенале 611 носителей ядерного оружия и 2769 боевых блоков на них. Через семь лет после вступления в силу СНВ-3 мы, как и американцы, должны будем иметь 700 развернутых носителей и еще 100 на складах и 1550 боеголовок для них. Если учесть, что почти половина нашего стратегического ракетного вооружения в ближайшие годы отправится в отставку по старости, то нам предстоит только наращивать свой потенциал, чтобы достичь тех показателей, которые закреплены в договоре. И – что еще очень важно – договор дает нам возможность отслеживать развитие стратегических ядерных сил США, как, впрочем, им – развитие наших. То есть создает обстановку предсказуемости в поведении той и другой стороны. А значит, возможность заблаговременно и результативно реагировать на него. В том числе и на упорство американских сенаторов, с которым они настаивают на создании своей системы стратегической ПРО.

Депутат Государственной Думы, экс-секретарь Совета безопасности России, академик РАН Андрей Кокошин заявил автору этих строк: «По целому ряду технологий для систем ПРО каждое десятилетие появлялись определенные достижения». «Но, – говорит он, – не стояло на месте и развитие стратегических наступательных вооружений, как в плане повышения их боевой устойчивости, неуязвимости в отношении упреждающего удара противника, так и их способности к прорыву ПРО другой стороны для обеспечения гарантированного ответного удара. Мы над этим работали интенсивно даже в тяжелейшие 1990-е годы, в результате чего в нашей стране были созданы, в частности, такие системы стратегических ядерных вооружений, как «Тополь-М» и «Ярс».

До окончания действия СНВ-3, то есть в ближайшие семь лет, как утверждают самые авторитетные российские эксперты, США не смогут создать такую систему ПРО, которая смогла бы нивелировать эффективность отечественных стратегических сил сдерживания. Даже при размещении в Европе своих систем для создания ПРО ТВД НАТО, которые предназначены для перехвата ракет средней и меньшей дальности, а отнюдь не стратегических ракет. А в это время наш ракетно-ядерный потенциал тоже будет развиваться, и не факт, что кто-то сможет сделать что-либо, чтобы как-то его ограничить техническими или военными средствами. Как говорят специалисты, сделать это в принципе невозможно. Любую систему ПРО можно преодолеть небольшими, но достаточными средствами, чтобы ни у кого не появилось убежденности в своей абсолютной неуязвимости от ответно-встречного удара.

И новый СНВ это России гарантирует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
657
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
838
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
708
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
568

Другие новости