0
2626
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.07.2012 00:00:00

Афганцы будут защищаться сами

Тэги: афганистан, нато, сша


афганистан, нато, сша Президент Афганистана Хамид Карзай инспектирует войска во время парада в Кабуле.
Фото Reuters

Начиная с середины будущего года национальную безопасность Исламской Республики Афганистан (ИРА) будут обеспечивать силовые структуры страны. Такое заявление в заключительном документе сделали участники саммита НАТО, проходившего в Чикаго, на котором проблема Афганистана была одним из основных пунктов повестки дня.

ОПТИМИЗМ ЧИКАГСКОГО САММИТА

На форуме НАТО, на котором присутствовали делегации 50 стран, входящих в Многонациональные силы содействия безопасности (МССБ) Афганистана, была принята резолюция, декларирующая, что миссия НАТО в этой стране будет завершена к концу 2014 года. В ней особо подчеркивается, что после вывода воинских контингентов МССБ Кабул «не останется один».

Страны МССБ будут и дальше всячески содействовать правительству ИРА в укреплении силовых структур, которые должны самостоятельно противостоять всем угрозам, исходящим от террористических группировок. Они также намерены оказывать помощь руководству страны в совершенствовании системы государственного управления, в проведении мероприятий по развитию экономики и обеспечению социальных гарантий ее гражданам.

В конце 2010 года в Лиссабоне страны НАТО приняли решение о поэтапной передаче ответственности за обеспечение национальной безопасности от МССБ силовым структурам Афганистана. Этот процесс начался в июле прошлого года.

По заявлению президента Афганистана Хамида Карзая, сделанного им 13 мая 2012 года, в настоящее время в ряде провинций начался третий этап передачи полномочий МССБ по обеспечению безопасности национальным силовым структурам. Это означает, что в ближайшем будущем 75% населения Афганистана будет находиться под защитой собственных подразделений силовых ведомств. К середине 2013 года вся территория страны будет охраняться только афганскими силами обеспечения безопасности, контингенты МССБ выведут из Афганистана, они завершат свою миссию 31 декабря 2014 года.

Профессионализм бойцов афганской армии и сотрудников полиции, утверждается в резюмирующем документе саммита, значительно вырос с момента принятия лиссабонских решений. Сейчас они хорошо вооружены и, как показала практика, способны эффективно решать многие задачи. В тех районах Афганистана, где уже осуществлен переход на самооборону, национальные силовые структуры полностью контролируют ситуацию и обеспечивают защиту населения.

В решении лидеров альянса заявлено, что вывод контингентов МССБ с территории ИРА не будет означать окончание сотрудничества Кабула со странами НАТО и дружественными блоку государствами в области обеспечения стабильности внутренней обстановки в Афганистане и его экономического развития. В ближайшее время представители НАТО и ИРА начнут проводить углубленные консультации с целью формирования механизмов более действенного сотрудничества.

Руководство блока с удовлетворением отметило, что многие государства, входящие в МССБ, уже заключили двусторонние соглашения с ИРА или находятся на завершающей стадии договорного процесса. Члены НАТО и ряд других стран после 2014 года будут оказывать помощь силовым ведомствам Афганистана в подготовке и обучении личного состава, их инструкторы будут консультировать руководителей силовых структур в различных звеньях управления. Брюссель договорился с Кабулом о создании под своим лидерством новой миссии в Афганистане.

В соответствии с решениями, принятыми на Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в декабре прошлого года в Бонне, многие страны, не входящие в НАТО, выразили свое намерение после 2014 года принять активное участие в оснащении, обучении и подготовке сил обеспечения национальной безопасности ИРА и их финансировании. Численность национальных силовых контингентов ИРА должна составлять 228,5 тыс. человек, а их годовой бюджет – 4,1 млрд. долл. Эти расходы будут постоянно контролироваться и корректироваться в соответствии с изменениями во внутренней и внешней обстановке. Все ведомства, обеспечивающие безопасность ИРА, будут финансироваться по отдельным статьям. Доля ежегодных собственных затрат Афганистана на силовые ведомства в 2015 году составит как минимум 500 млн. долл. А не позднее чем в 2024 году силы обеспечения безопасности страны должны полностью финансироваться из национального бюджета.

Новые механизмы финансирования силовых структур Кабула позволят повысить эффективность расходования средств, а также обеспечат прозрачность трат на обеспечение безопасности и действенную систему отчетности. В конечном итоге все это, как полагают лидеры НАТО, должно стать эффективным инструментом борьбы с разъедающей Афганистан коррупцией.

НЕ ВСЕ СОГЛАСНЫ С АМЕРИКАНСКИМ ПЛАНОМ

В США, да и за их пределами, далеко не все политики, военные и независимые эксперты видят в тех же радужных тонах картину будущего Афганистана после того, как войска альянса покинут страну, нарисованную Пентагоном и под его влиянием – лидерами НАТО. Многие из них не разделяют оптимизма Пентагона и военных лидеров стран НАТО и заявляют, что руководство блока просто выдает желаемое за действительное и делает хорошую мину при плохой игре.

За несколько недель до чикагской встречи председатель Постоянного специализированного комитета по разведке Палаты представителей американского Конгресса, республиканец Майк Роджерс вместе со своей коллегой, председателем аналогичного комитета Сената Дианой Файнштейн посетил Афганистан. Они встретились с командованием военного контингента, с представителями спецслужб и с руководством посольства в Кабуле. Сенатор и конгрессмен пообщались с президентом ИРА Хамидом Карзаем. После поездки оба председателя пессимистично оценили намерение США завершить миссию НАТО и вывести войска.

«Президент Карзай полагает, что «Талибан» больше не вернется. Я не столь уверена в этом. Талибы имеют теневую систему губернаторского правления во многих провинциях», – сказала Файнштейн журналистам. На вопрос, стала ли слабее эта группировка после увеличения численности американских войск в Афганистане, глава комитета ответила, что она и ее коллега в ходе своего визита и изучения фактического положения дел в ИРА могут констатировать только то, что талибы «стали еще сильнее».

Республиканская партия критиковала и продолжает довольно резко критиковать план президента США по выводу войск из Афганистана. Роджерс заявил, что, прежде чем принимать окончательное решение по данному вопросу, необходимо тщательно проанализировать, действительно ли талибы потерпели поражение и не могут ли они после ухода союзников опять найти себе совершенно безопасное убежище в Афганистане. Председатель комитета подчеркнул, что разведка и руководство ВС США резко серьезно расходятся в своих оценках ситуации в Афганистане. «Самое значительное, что я извлек из этой поездки, – это то, что существует громадная разница между словами наших военных и нашего разведывательного сообщества насчет того, каково, по их мнению, положение дел», – заявил парламентарий.

По словам Роджерса, Пентагон апеллирует к тому факту, что формирования талибов в прямых столкновениях с восками МССБ не одержали ни одной победы. Поэтому лидеры военного ведомства позволяют себе положительно оценивать вероятность их полного и окончательного разгрома, правда, уже силами самих афганцев. Он также отметил, что, по оценкам спецслужб, «сегодня движение «Талибан» сильнее, чем оно было даже пару лет назад». Его руководство на настоящем этапе не проявляет прежней активности просто потому, что оно решило изменить свои подходы к противостоянию силам международной коалиции. Талибы хотят не только сохранить своих бойцов, но и активно пытаются пополнить ряды новыми сторонниками из гражданского населения Афганистана.

Аналитики разведывательных служб США, как сказал Роджерс, считают, что руководители талибов не отказались от своих политических целей. Они намерены вернуться к власти и снова управлять Афганистаном. Председатель заметил, что ни у Пентагона, ни у спецслужб нет четко определенных взглядов на то, как должна вести себя Америка в отношении ИРА после 2014 года. «Никто не знает, военные не знают, разведка не знает, ни у кого нет ясного понимания того, что произойдет потом», – сказал Роджерс. Он подчеркнул, что и военные и разведчики США единодушны в том, что силовые структуры Афганистана самостоятельно не смогут решить все те задачи, которые встанут перед ними после ухода с территории республики воинских контингентов МССБ. Многие американские и международные эксперты тоже выражают свое глубокое сомнение в том, что афганское правительство уже в середине будущего года будет в состоянии полностью контролировать ситуацию в стране.

На настоящий момент численность сил коалиции 130 тыс. человек. МССБ были созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1386 от 20 декабря 2001 года. С августа 2003 года с санкции СБ командование этими силами было возложено на НАТО. 12 октября 2011 года СБ продлил полномочия МССБ до 13 октября 2012 года. Тогда в единогласно принятой резолюции СБ была выражена «серьезная озабоченность положением в области безопасности в Афганистане, в том числе продолжающимся насилием и террористическими действиями со стороны «Талибана», «Аль-Каиды» и других незаконных вооруженных формирований и преступных элементов».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОЛИТИКОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ АМЕРИКИ

Один из ведущих мозговых трестов заокеанских парламентариев – Научно-исследовательская служба Конгресса (CRS) в середине прошлого месяца рассмотрела грядущие проблемы Вашингтона в Афганистане, которые могут возникнуть у него в связи с реализацией плана прекращения войны и полного вывода международных войск, инициированного президентом Бараком Обамой в прошлом году, достаточно подробно озвученного им 12 мая в речи перед американскими военнослужащими на аэродроме крупнейшей базы ВВС США в афганском городе Баграм во время визита в ИРА и утвержденного лидерами блока НАТО в Чикаго. Специалисты службы не сделали никаких выводов и не дали каких-либо рекомендаций правительству и законодателям. Они только поставили перед ними большое количество вопросов, на которые будет необходимо получить ответы до законодательного оформления действий Пентагона и других ведомств по дальнейшей стабилизации ситуации в ИРА.

Прежде всего, как полагают аналитики CRS, Белый дом должен четко сформулировать свои стратегические интересы в Афганистане и влияние ситуации в этой стране и в прилегающих к ней регионах на национальную безопасность США.

Вашингтону предстоит сформулировать тот минимум политических, экономических и силовых условий, которые должны быть созданы в ИРА, чтобы обеспечить защиту интересов безопасности Америки.

Эксперты CRS также считают, что федеральному правительству необходимо составить ясное и обоснованное представление о том, в какой мере и в течение каких сроков Кабул будет в состоянии гарантировать самостоятельное поддержание всех перечисленных условий и какова вероятность того, что силовики ИРА смогут сделать это при относительно ограниченной поддержке со стороны международного сообщества.

В своей речи в Баграме президент США сказал, что после 2014 года некоторая часть американских военных все-таки останется в ИРА для поддержания афганских сил безопасности в борьбе с терроризмом и их обучения. Однако, как подчеркивают аналитики CRS, еще один важный вопрос – насколько до этого времени должны быть минимизированы угрозы Кабулу со стороны талибов и других террористических группировок, чтобы афганские силовые структуры смогли самостоятельно поддерживать внутренний порядок. Стоит вопрос и о том, как долго ограниченный контингент войск Пентагона и подразделения других силовых ведомств будут оставаться в Афганистане и какова должна быть их численность и структура.

В последнее время ситуация в ИРА находится под пристальным вниманием политиков, военных и аналитиков многих стран мира. Звучат разные оценки перспектив дальнейшего развития ситуации, часть из них носит довольно мрачный характер. Некоторые эксперты считают, что вывод войск НАТО приведет к дальнейшему обострению противоречий в республике. Они сомневаются в том, что силовые ведомства Кабула смогут обеспечить стабильность в стране, и не исключают возможности повторного захвата власти талибами или другими группировками террористов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1080
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
976
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1846
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
824

Другие новости