Боевики сирийской оппозиции не расстаются с противогазами.
Фото Pierre Torres/AFP
По данным кувейтской газеты «Ар-Ран», Дамаск угрожает Иерусалиму применением оружия массового поражения в случае вмешательства ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) в гражданскую войну в Сирии на стороне оппозиции. Одновременно нынешнее сирийское руководство утверждает, что ни при каких обстоятельствах не использует имеющееся в ее распоряжении химическое или биологическое оружие против своих граждан. Однако доверия к подобным заверениям нет ни у лидеров сирийской оппозиции, ни у израильтян.
Достаточно вспомнить, что казненный президент Республики Ирак Саддам Хусейн, многократно выступая для отвода внимания международной общественности с миролюбивыми заявлениями, отдал в конце марта 1987 года приказ своему двоюродному брату, генеральному секретарю Северного бюро партии БААС Аль Хасану аль Маджиду приказ использовать химическое оружие против восставших курдов.
Аль Маджид разработал операцию «Аль-Анфаль» (в переводе с арабского «Трофеи»), реализация которой привела к гибели не менее пяти тысяч жизней мирных граждан своей же страны. Аль Маджид после разгрома саддамовского Ирака армией Соединенных Штатов пытался скрыться, но был арестован новыми властями, предан суду и вслед за двоюродным братом приговорен к смертной казни через повешение.
НЕКОНВЕНЦИОННОЕ ОРУЖИЕ – РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Иерусалим опасается, что падение режима Башара Асада приведет к тому, что оружие массового поражения (ОМП), которым переполнены сирийские арсеналы, попадет в руки ливанской шиитской организации «Хезболлах» («Партии Аллаха»), которую Израиль, США и многие другие страны считают террористической.
Арсеналы сирийского химического оружия считаются крупнейшими на Ближнем Востоке и одними из крупнейших в мире. Важно заметить, что Сирия обладает производственными линиями и центрами по разработке ОМП. Причем разработку неконвенционального оружия Дамаск ведет совместно с Тегераном и Пхеньяном. Для доставки химических боеголовок на значительные расстояния у сирийцев имеются ракеты «земля-земля» «Скад-D» с дальностью до 700 км и точностью до 1 км.
О готовности сирийских правителей применить ОМП против своих внутренних или внешних врагов одним из первых заявил перешедший на сторону повстанцев бывший посол Сирии в Ираке Наваф Фарис. Он сказал, что делает такое предположение исходя из понимания «менталитета сирийского режима».
Выступая в конце мая нынешнего года на церемонии выпуска Национального колледжа безопасности, министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил, что неспособность международного сообщества предпринять в отношении Сирии действенные меры заставляет еврейское государство рассчитывать только на собственные силы. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман также высказался по поводу ОПМ, находящегося на вооружении Сирии. По его словам, передача сирийского химического оружия «Хезболлах» будет расценена в Иерусалиме как casus belli, то есть как повод к войне.
В январе нынешнего года начальник Управления планирования Генштаба ЦАХАЛа Амир Эшель откровенно высказался о возможности утраты Дамаском контроля над арсеналами химического и биологического оружия. Эти сирийские арсеналы – одни из самых значительных в мире. Отсюда и опасения Иерусалима. Ведь часть этого неконвенционального вооружения вполне может оказаться в руках боевиков «Хезболлах».
Эли Авидар пишет в популярной израильской газете «Маарив»: «Израиль справедливо опасается по поводу судьбы значительных запасов ОМП. Однако для «Хезболлах» станет смертельной ошибкой попытка присвоить эти запасы. Подобный шаг позволит миру с полнейшим одобрением отнестись к расформированию этого военизированного образования. Химическое оружие – последний козырь Асада и высокопоставленных алавитов, давно готовых к переговорам об их безопасном исходе за пределы Сирии». И действительно, на сегодняшний день Евросоюз отказывается внести «Хезболлах» в список террористических организаций.
Эрато Козаку-Маркуллис, министр иностранных дел Кипра, государства, в настоящее время выполняющего обязанности дежурного председателя Евросоюза, отклонил просьбу министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана о включении «Хезболлах» в список террористических организаций. Причем формулировка отказа прозвучала так: «Действующая в Ливане «Хезболлах» – активная и влиятельная политическая партия. Нахождение в ее составе военного крыла не является достаточным основанием для включения в список террористических организаций».
Амир Эшель сомневается, что нынешний сирийский режим решится на передачу ОМП боевикам «Хезболлах», потому что, повторюсь, военного ответа со стороны Иерусалима в этом случае трудно было бы избежать. Даже воинственно настроенные по отношению к еврейскому государству арабские аналитики тоже не склонны переоценивать мощь сирийской армии. Так, египетская газета «Аль-Джумхурия», весьма дружественно настроенная к Башару Асаду, предупреждает сирийских военных: «Внутри страны нет стабильности, так что не стоит к этому добавлять еще и внешнюю нестабильность». И в самом деле, последнее, что в нынешней ситуации разгорающейся гражданской войны нужно Дамаску, так это еще и военное противостояние с Иерусалимом.
Хотя, с другой стороны, нельзя исключить, что нынешний сирийский режим, оказавшись на грани неминуемого падения, начнет передавать химическое и биологическое оружие своему союзнику «Хезболлах», намеренно обостряя ситуацию. Ведь если израильтяне пойдут на конфликт с асадовскими войсками, то арабский мир, который сегодня полностью солидаризуется с сирийской оппозицией, окажется вроде как «союзником сионистов».
Полковник в отставке Янив Рохов, долгое время проработавший в аналитическом отделе Министерства обороны Израиля, в беседе с корреспондентом «НВО» выразил сомнение, что события могут пойти именно по такому сценарию. «И тем не менее если ЦАХАЛу придется вмешаться, – продолжил свою мысль Янив, – и не допустить «Хезболлах» до кнопок, посылающих на головы евреев ракеты, начиненные химическими ядами и смертельными бактериями, то антиасадовская оппозиция все равно продолжит свои акции против нынешнего режима, не координируя свои действия с израильтянами». Нельзя исключить и вариант, когда нынешняя сирийская оппозиция будет воевать и против войск Асада, и против ЦАХАЛа.
В этой связи весьма показательно, что в мае нынешнего года о возможной превентивной израильской операции с целью блокирования вероятной передачи сирийцами неконвенционального оружия «Хезболлах» говорил командующий Северным военным округом генерал-майор Яир Голан. Израильские военные эксперты считают нынешний хаос в соседней Сирии крайне опасным. Но если к власти в Дамаске придут откровенно исламистские силы любой окраски и особенно «Аль-Каида», то с учетом нестабильности в Египте и Ливане над еврейским государством нависнет смертельная опасность.
В случае падения под ударами оппозиции правительства Асада повстанческие сирийские группировки немедленно накинутся на склады с неконвенциональным оружием. И где оно, это оружие, в итоге фактического грабежа окажется предугадать, совсем нетрудно. Этим оружием попытаются воспользоваться разномастные террористические группировки, а не только «Хезболлах». Нечто похожее произошло в Ливии после падения режима Муаммара Каддафи. Тамошнее оружие, в большинстве своем советского и российского производства, которое было поставлено Триполи, очень быстро прибрали к рукам ливийские повстанцы и передали (а скорее всего недешево продали) хамасовским боевикам в сектор Газа и той же «Хезболлах» в Ливане. Тем не менее весьма осведомленный израильский военный аналитик Давид Шарп считает тревогу, связанную с вероятной передачей сирийского ОМП террористам, преждевременной. Он пишет в русскоязычной газете «Новости недели»: «Сирийские власти, наоборот, предпринимают меры по перевозке компонентов химического оружия в более безопасные районы из тех мест, где идут бои с повстанцами. Согласно этим сведениям, грузы доставлялись на усиленно охраняемые базы в пустынной центральной части страны, причем их хранение осуществляется раздельно, так, чтобы даже те, кто умеет применять химическое оружие, не имели под рукой всех необходимых для его использования компонентов». Однако у гражданской войны свои законы. Линия фронта может возникнуть в любом месте и весьма неожиданно.
Об опасности для еврейского государства гражданской войны в Сирии говорил и заместитель начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал Яир Наве. Он выступил в одной из иерусалимских синагог по случаю 30-й годовщины сражения у Султан-Якуб, местности в Южном Ливане, где в ночь с 10 на 11 июня 1982 года израильские войска в ходе первой ливанской войны были неожиданно атакованы сирийцами. В том тяжелейшем для израильтян бою они потеряли 20 солдат и офицеров убитыми, двух попавшими в плен и четырех пропавшими без вести. Позже пленные и тело одного из пропавших без вести были возвращены Израилю. Но до сих пор остается неизвестна судьба трех танкистов: Зехарьи Баумеля, Йегуды Каца и Цви Фельдмана. За достоверную информацию об этих пропавших военнослужащих Иерусалим готов выплатить 1 млн. долл.
Отдав дань памяти боя у Султан-Якуба, генерал Наве остановился на другой теме. Он напомнил израильтянам, что сирийское химическое и биологическое оружие интегрировано в арсенал обычных воинских соединений, а не выделено в особый стратегический комплекс. Поэтому инициативу для «расползания» этого оружия может взять на себя даже не главнокомандующий президент Башар Асад, а всего лишь командиры более или менее крупных войсковых соединений.
ИЗРАИЛЬ ОПРЕДЕЛИЛСЯ С ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
Израильское руководство долгое время воздерживалось от комментирования событий в Сирии. Только недавно премьер-министр Биньямин Нетаньяху выступил с осуждением кровавой вакханалии в соседней стране. Он назвал действия армии и служб безопасности Башара Асада «геноцидом против собственного народа». По всей видимости, в Иерусалиме решили, что смена власти в Дамаске пойдет на пользу Израилю независимо от того, кто станет во главе новой власти. Итамар Рабинович, в прошлом глава делегации Израиля на переговорах с Сирией, в одном из своих выступлений сказал: «Все равно утрата власти Асадом предпочтительнее других альтернативных сценариев». По мнению Рабиновича, «еще сравнительно недавно израильтяне полагали: лучше уж Асад, чем какие-то новые лидеры с неведомыми планами. Но позже пришло осознание того, что нынешний режим в Дамаске укрепляет «Хезболлах» и не лишен претензий на обладание ядерным оружием. В этой связи Итамар Рабинович напомнил, что в 2007 году ВВС ЦАХАЛа разбомбили сирийский ядерный объект.
Заместитель министра регионального развития Израиля Аюб Кара, выступая в эфире государственной радиостанции «Решет-Бет», сообщил, что видел фотографии, доказывающие использование режимом Асада химического оружия против мирного населения своей страны. Кара, друз по национальности, свободно владеющий арабским языком, поддерживает связь со своими соплеменниками в Сирии. Причем как со сторонниками Асада, так и с его противниками.
Видный израильский политолог Дов Конторер пишет в статье «Сирийский парадокс», опубликованной в еженедельной русскоязычной газете «Вести-2»: «Деспотический режим Асада внушает израильтянам понятное отвращение, но противники этого режима выглядят в большинстве случаев ничуть не лучше». Конторер обращает внимание на тот факт, что «жестокие акции устрашения, производимые сторонниками сирийского режима, соседствуют в новостях с сообщениями о подрыве начиненных взрывчаткой автомашин в Дамаске и других городах, не охваченных массовым протестом». «Трудно усомниться в том, – пишет этот израильский политолог, – что за многими из подобных акций стоят оппозиционные Асаду группы исламистской ориентации».
Мало кто сомневается, что боевикам оппозиции, объединенной в Свободную сирийскую армию (ССА), оказывают помощь спецслужбы Франции и Катара. Значительные партии оружия поставляет Саудовская Аравия и, вероятно, некоторые другие арабские страны. Вечером 21 июня Десятый канал израильского телевидения приоткрыл завесу еще над одной тайной. Согласно разрешенной к публикации информации, с израильскими спецслужбами вступили в контакт несколько высокопоставленных офицеров ССА. Несомненно, эти военные не принадлежат к крылу откровенных исламистов, ибо сообщили израильтянам о поставках иранского оружия в Ливан для «Хезболлах» через территорию Сирии.
И тем не менее сирийская оппозиция неоднородна. Несомненно, тон в ней задают исламисты, некоторые из которых, придя к власти, готовы немедленно развязать войну с евреями. Причем они вполне могут использовать и ОМП. Видный сирийско-французский социолог, выпускник Сорбонны 67-летний Бурхан Гальон, уроженец города Хомса, одного из центров антиасадовского сопротивления, с августа 2011 по май 2012 года возглавлял Сирийский национальный совет (СНС). Еще в декабре прошлого года он утверждал, что в случае его прихода к власти в Дамаске будет свернуто сотрудничество с Ираном и прекращены поставки оружия «Хезболлах». Однако «миролюбие» Гальона многим его соратникам не понравилось. В итоге он лишился руководящего поста.
Бывший вице-президент Сирии 80-летний Абдель Халил Хаддам, который после смерти Хафеза Асада в период с 10 июня по 17 июля 2000 года исполнял даже обязанности президента, обеспечивая переход власти к Башару Асаду, сегодня ярый враг режима в Дамаске. Хаддам, нашедший убежище в Париже, спонсирует Национальный совет в поддержку сирийской революции (НСПСР). Если верить бывшему сирийскому вице-президенту, возглавляемый им НСПСР «объединяет различные оппозиционные силы, в то время как СНС – только исламистов». Нынешний Хаддам, подобно Гальону, тоже не жалует Тегеран и выступает за иностранное вмешательство в сирийские дела с целью смещения Башара Асада. Но об отношениях с Израилем он в своих интервью не проронил ни слова. Примерно также по отношению к еврейскому государству себя ведет и Национальный координационный комитет за демократические перемены, поставивший перед собой задачу наладить диалог с властью.
СИРИЙСКИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛИ ИЗРАИЛЯ
Пожалуй, только Светско-демократический союз сирийского народа (СДССН) открыто выступает за налаживание отношений с израильтянами. Лидер СДССН Ранда Кассис, палеонтолог и журналист по профессии, как и Хаддам, обосновалась в Париже. Выступая из студии в Париже в эфире Девятого русскоязычного израильского телеканала, она сказала, что «только диалог и обоюдная готовность к уступкам сделают сирийско-израильские отношения примером добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества». О дружбе с Израилем глава СДССН даже не заикалась. Все-таки сегодня такое заявление из уст лидера оппозиционной партии страны, у которой не подписан мирный договор с Израилем, прозвучало бы слишком смело. Ее просто не поняли бы сирийцы. И тем не менее она заявила, что если представители СДССН войдут в состав правительства, сформированного после отставки или свержения Асада, то будет поставлен вопрос о свертывании производства в стране всех видов ОМП, а имеющиеся арсеналы этого оружия будут в обязательном порядке ликвидированы. Однако сегодня вероятность формирования демократического правительства Сирии и тем более попадания туда представителей СДССН не просматривается.