0
21905
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

14.12.2012 00:00:00

Арабские солдаты на страже Израиля

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман - профессор.

Тэги: израиль, армия, цахал


израиль, армия, цахал Евреи и проживающие в Израиле арабы – граждане одного государства.
Фото Reuters

В израильской армии, а также в разведке и контрразведке, наряду с евреями всегда служили представители других национальностей. В последние годы в ЦАХАЛ (аббревиатура от ивритского «Цва хагана ле-Исраэль» – «Армия обороны Израиля») на добровольных началах призывается немалое количество арабов. Причем не только христиан, но и мусульман.

ВЫБОР САИДА ХАЗЕКА

В ответ на нескончаемые ракетные и минометные обстрелы из сектора Газа Израиль начал военную операцию «Облачный столп», несколько тысяч израильских резервистов получили повестки о срочном призыве. Среди тех, кто немедленно прибыл в распоряжение своей части, был и Саид Хазек, израильский араб-мусульманин, офицер ЦАХАЛ.

Его судьба не совсем обычна. Он родился на юге Ливана в мусульманской суннитской семье. После разгрома королевской армией Иордании палестинских боевиков, руководимых Ясером Арафатом, немало недобитых вояк нашли себе приют в Ливане. Там, на юге, многие палестинцы стали заниматься рэкетом и похищениями людей. Понятно, что такое поведение не могло понравиться местным жителям. В Бейруте, раздираемом конфессиональными и политическими противоречиями, откровенно разводили руками и никаких мер против зарвавшихся гостей не предпринимали. Христианская милиция, руководимая Пьером Жмайелем, оказалась бессильной против объединенных сил палестинских боевиков и местных мусульманских и левацких экстремистов. Пьер Жмайель, избранный в августе 1982 года президентом Ливана, так и не смог занять свой пост – он был убит, когда боевики взорвали его штаб-квартиру. Вместе с ним погибли 26 человек. Майя, дочь Пьера Жмайеля, погибла при теракте, направленном против ее отца в 1980 году.

Ливанцы, проживавшие на юге, понимая, что они могут рассчитывать только на себя, создали собственную вооруженную милицию. До 1980 года она именовалась «Силами свободного Ливана», а с 1980 года сменила название на ЦАДАЛ (аббревиатура от ивритского «Цва дром Леванон» – Армия Южного Ливана; арабское название «Джайш Лубнам аль Джануби»). Первым главнокомандующим ЦАДАЛ стал майор ливанской регулярной армии Саад Хаддад, принадлежавший к греко-католической конфессии. После его смерти от лейкемии 14 января 1984 года ЦАДАЛ возглавил генерал-майор Антуан Лахад. Следует признать, что большинство цадальников составляли ливанские арабы-христиане. Но к Армии Южного Ливана, откровенного союзника Израиля, присоединилось и немало мусульман. Причем как суннитов, так и шиитов.

В ЦАДАЛ, контролировавшем 10% ливанской территории с населением 110 тыс. человек, насчитывалось около 3 тыс. военнослужащих-цадальников. В составе ЦАДАЛ было пять пехотных батальонов, четыре танковых роты, четыре артиллерийских бригады, а также служба безопасности и полиция. В 2000 году Израиль, выполняя решение Совета безопасности ООН № 42, вывел свои части из Южного Ливана. Вслед за израильтянами Ливан оставили большинство военнослужащих ЦАДАЛ и членов их семейств. Солдаты и офицеры Армии Южного Ливана, по тем или иным причинам оставшиеся на родине, были убиты боевиками «Хезболлах», ливанской шиитской террористической организации.

Саид Хазек, вместе с семьей перебравшись в еврейское государство, так объяснил свое желание служить в ЦАХАЛ: «Для меня исламисты всех мастей враги, потому что они – убийцы, предавшие ислам. Израиль давно не оккупирует Газу, но хамасовские и другие боевики обстреливают жилые кварталы еврейского государства, потому что жаждут пролития крови».

Сафа, жена Саида, работала в Южном Ливане на местной радиостанции «Саут аль-Амаль» («Голос надежды»). Она полностью солидаризуется со своим мужем. Сафа убеждена, что, сражаясь за Израиль, арабы приближают освобождение своей родины от экстремистских узурпаторов власти. Еще до воссоздания Израиля в 1948 году в «Хагане» (в переводе с иврита «Обороне»), подпольной еврейской боевой организации, противостоявшей британским колонизаторам и арабским погромщикам, на добровольных началах служили тысячи представителей друзской общины. Друзы – арабоязычный народ, религиозные верования которых близки шиитской ветви ислама. После завоевания евреями независимости военнослужащие-друзы стали неотъемлемой составляющей ЦАХАЛ. Немало друзов дослужились до офицерских и генеральских званий.

Нельзя не обратить внимания, что 95% местных черкесов служат в ЦАХАЛ, особенно в разведывательных и контрразведывательных структурах. Друзские и черкесские юноши с середины 50-х годов призываются в армию наравне с евреями. На добровольной основе на службу в израильскую армию приходят также местные бедуины. В этническом смысле бедуины – это те же арабы-мусульмане, но до сих пор ведущие, по сути, кочевой образ жизни. Однако они не идентифицируют себя с арабами и в своем большинстве вполне лояльно относятся к сионистскому государству. Небезынтересно заметить, что более 60% всех неевреев в ЦАХАЛ составляют именно бедуины. Они представляют большинство в таких элитных подразделениях, как Шакед (в переводе с иврита «миндаль»; ивритская аббревиатура от «Шомрей кав а-даром» – «Стражи южных рубежей») и Гадсар («Гдуд сиюр мидбари» – «Батальон пустынного патрулирования»). Из национальных меньшинств ЦАХАЛ почти 20% – арабы-христиане. Арабов-мусульман на сегодняшний день менее 15%. Но в последние годы именно среди арабских юношей проявляется неуклонное желание вступить в ряды защитников Израиля.

Далеко не все арабы, надевшие форму израильских военнослужащих, обладают сионистской мотивацией. Дело в том, что здесь без прохождения воинской службы невозможна полноценная общественная и профессиональная карьера. Конечно, молодые люди, выходцы из богатых семей, могут манкировать денежными средствами, по закону выделяемыми демобилизованным военнослужащим обоего пола на учебу, квартиры, открытие собственного дела. Можно даже пренебречь тем, что израильтянин, не отслуживший в армии, никогда не сможет оказаться на государственной службе. В конце концов, можно найти работу и на частных предприятиях.

Но как быть с общественным мнением? Ведь его не купишь! А на откосивших от армии на Земле обетованной смотрят весьма косо. Майор ЦАХАЛ Юсуф Ахмеди, друз по происхождению и психолог по специальности, в беседе с корреспондентом «НВО» объясняет статистический скачок в желании определенной части арабской молодежи пройти воинскую или альтернативную службу «прежде всего стремлением молодых арабов стать полноправной частью общества и пользоваться всеми привилегиями демобилизованных израильских воинов». Продолжая свою мысль, майор Ахмеди утверждает следующее: «Несомненно, определенной части местной арабской молодежи надоела нескончаемая антиизраильская возня их старших соплеменников, которые тем не менее пользуются всеми благами еврейского государства.

В АРМИИ ПРЕДРАССУДКИ ОТМЕНЯЮТСЯ

Однако неверно полагать, что среди арабских военнослужащих ЦАХАЛ нет откровенных сионистов. Например, к таковым относит себя лейтенант Ясер Абу-Салах из Назарета. В беседе с корреспондентом «НВО» этот офицер следующим образом разъяснил свою позицию: «В мире существует 22 арабских государства. Палестинские арабы желают создать 23-е. И мир к подобному раскладу относится вполне благосклонно. Однако евреям арабский мир в целом отказывает в праве иметь свой национальный очаг. Ни один палестинский лидер не желает признать Израиль еврейским государством. Ни в одном арабском государстве нет парламентариев еврейского происхождения, а в Израиле десятки арабов – члены Кнессета. Есть и арабы-министры». Беседу со мной лейтенант Абу-Салах резюмирует так: «Сионистом я стал потому, что выступаю за справедливость».

Больше всего израильских военнослужащих арабов мусульманского вероисповедания проживает в городах Беэр-Шева, Назарет и в деревнях Дир эль-Асад, Биина и Райне. Об одном из них, майоре Хишаме Абу-Вари, мне уже доводилось писать в одной из своих статей. Ему 30 лет. Он житель Биина. Его отец Халед – строительный подрядчик по профессии, а мать Хания – домохозяйка. У них 14 детей. Хишам никогда не забывает, что именно благодаря помощи государства он, все его братья и сестры получили высшее образование в университетах или колледжах. Один из братьев Хишама недавно вернулся из России после завершения учебы в медицинском вузе. Хишам убежден, что без помощи государства о высшем образовании его братья и сестры могли только мечтать.

Первым в семье Абу-Вари военнослужащим ЦАХАЛ стал Дорид, старший брат Хишама. «Дорид был образцом для меня, – рассказывает Хишам, – на него не действовали предрассудки, он искренне любил Израиль и ненавидел террористов, прикрывающихся знаменем ислама». Солдат ЦАХАЛ Дорид Абу-Вари получил смертельное ранение в голову в ходе проведения одной из операций против палестинских террористов. После гибели Дорида Хишам посчитал своим моральным долгом встать в ряды израильской армии и таким образом заменить брата. Члены семьи его решение поддержали. Когда Хишама провожали в армию, особенно теплые слова напутствия высказал его родной дядя, офицер израильской полиции.

Разумеется, далеко не все израильские арабы испытали восторг от поступков братьев Абу-Вари, ставших солдатами ЦАХАЛ. И тем не менее год от года увеличивается количество арабских граждан Израиля, желающих влиться в ряды израильской армии. Об этом свидетельствует и постоянный рост арабских юношей и девушек на офицерских курсах ЦАХАЛ. Более того, желание служить в ЦАХАЛ выражают и израильские девушки арабского происхождения. Элинор Жозеф стала первой израильской арабкой, отслужившей в боевом батальоне «Каракаль». «Когда мне говорят, – разъясняет свою позицию Элинор, – что служить в израильской армии – это значит помогать евреям убивать арабов, я отвечаю: арабы убивают также арабов, когда обстреливают Израиль ракетами и минами. И в конце концов, я защищаю свою родину».

Жительница одной из арабских деревень на севере Израиля Ширин Шлиаль, завершив срочную службу в ЦАХАЛ, подписала контракт на ее продление. В израильской армии также служат два ее брата. Ширин признает, что большинство ее соплеменников к службе арабов в ЦАХАЛ относятся негативно. Однако она считает, что такое положение происходит из-за непонимания ситуации ни в мире вообще, ни на Ближнем Востоке в частности. «Безудержная антиизраильская пропаганда, нередко переходящая в антихристианскую истерию, делает свое черное дело», – сказала Ширин корреспонденту одного из израильских телеканалов.

Анет Хаския, жительница арабского городка на севере Израиля, пишет в статье «Арабская община: готова к труду и обороне», опубликованной в израильской англоязычной газете Jerusalem Post: «Я родилась в мусульманской семье, проживающей в Акко. И еще недавно я была единственной представительницей нашей общины, выступившей с призывом к арабским юношам и девушкам пойти служить в ЦАХАЛ. Так вот, у меня трое детей, и все они служили в израильской армии, чем я очень горжусь». Старший сын Анет служил в одном из элитных подразделений. Младший учится на офицерских курсах. Ее дочь руководит военно-образовательным подразделением и собирается посвятить свою жизнь армии.

«Настало время, – пишет Анет Хаския, – разделить ответственность за происходящее со всеми гражданами. Ведь равенство в правах означает и равенство в обязанностях». Призыв Хаскии не остался гласом вопиющего в пустыне. В июле нынешнего года на призывной пункт в Беэр-Шеве, столице израильского юга, пришло на 20% больше, а в октябре – на 25% больше арабских юношей как мусульманского, так и христианского происхождения, чем в те же месяцы в прошлом году.

ПО ПРИМЕРУ АМОСА ЯРКОНИ

Несомненным сионистом был и самый знаменитый израильский военный арабского происхождения Амос Яркони (настоящее имя Абд аль-Маджид Хадер, 1925–1991), дослужившийся до звания полковника. Он возглавлял одну из самых секретных бригад спецназа, трижды удостаивался высших военных наград страны. Знаменитый генерал Моше Даян (урожденный Китайгородский; родился в семье выходцев из России, министр обороны Израиля во время Шестидневной войны), называл Амоса Яркони гордостью ЦАХАЛ. Так что арабским солдатам и офицерам израильской армии есть на кого равняться.

Подполковник Ала Вахиб – один из тех, кто равняется на полковника Яркони. Он занимает одну из высших должностей в оперативном подразделении тренировочной базы ЦАХАЛ. Вахиб – самый высокопоставленный араб-мусульманин в израильской армии. Разъясняя свою позицию корреспонденту популярной газеты «Маарив», он сказал: «С малых лет мне твердили, что Израиль похитил у нас Палестину, но, когда мне было уже 14 лет, я вдруг понял, что евреи совсем не такие плохие». По мнению подполковника Вахиба, именно исламистских и светских террористов, возглавивших большинство палестинских организаций, следует считать врагами не только арабов и евреев, но и всего человечества. Але Вахибу 32 года. Он уроженец деревни Райне, большинство жителей которой не признают право еврейского государства на существование. Але Вахибу было доверено зажигать один из факелов в День независимости Израиля.

Ала Вахиб открыто именует себя сионистом. Несколько лет назад в рамках постоянной воспитательной программы ЦАХАЛ он вместе с группой израильских военных совершил поездку по нацистским лагерям смерти в Польше. «В детстве меня окружали люди, отрицавшие Холокост, – делился после поездки впечатлениями Вахиб, – увиденное же в Освенциме меня потрясло, я даже плакал.

Я – верующий мусульманин и никогда не откажусь от своей веры. Но я считаю, что сионизм – это больше чем религия. Это нечто такое, что полностью отражает мое чувство принадлежности к государству Израиль, и то огромное обязательство, которое я взял на себя в деле защиты и охраны страны, гражданином которой я являюсь».

В октябре нынешнего года арабы-христиане, участники Форума за призыв христианской молодежи в ЦАХАЛ, подали жалобу в полицию на мэра Нацерета Рамаза Джариса. Этот государственный муж местного значения в оскорбительной форме отозвался об арабских юношах и девушках, пожелавших стать военнослужащими израильской армии. Однако призыв Джариса к своим соплеменникам не призываться в ЦАХАЛ возымел обратное действие. Только в начале ноября нынешнего года встать в ряды израильской армии пожелали в полтора раза больше юношей и девушек арабского происхождения, чем за весь ноябрь прошлого года.

Выдающийся израильский военный и политический деятель генерал Рафаэль Эйтан (1929–2004, известен также как Рафуль, настоящая фамилия Каминский, родился в семье российских граждан, прибывших в Палестину в 1904 году), занимавший одно время пост начальника генштаба ЦАХАЛ, в определенном смысле считался покровителем ЦАДАЛ. Он находился в дружеских отношениях как с Хаддадом, так и с Лахадом. В своей книге «Повесть солдата», вышедшей в переводе Ефрема Бауха с иврита на русский еще в 1991 году, он писал, что считает своими боевыми побратимами всех тех, кто с оружием в руках готов противостоять врагам еврейского государства. Эйтан не сомневался, что недалек тот день, когда значительная часть арабов осознает гибельность пути, на который встали разномастные мусульманские и иные экстремисты. Он верил, что в рядах ЦАХАЛ найдут свое место и арабские юноши и девушки. Похоже, что предвидение генерала Рафаэля Эйтана сбывается.

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
817
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
511
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1003
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
990

Другие новости