0
9521
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

05.07.2013 00:01:00

Борьба нанайских мальчиков

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: КНДР, Южная Корея, конфликты, Китай, США


КНДР, Южная Корея, конфликты, Китай, США Высший руководитель, лидер партии, армии и народа КНДР, Верховный главнокомандующий КНА, первый секретарь ЦК ТПК, Маршал КНДР, Новая звезда, Блистательный товарищ и Гений среди гениев в военной стратегии Ким Чен Ын и его супруга Ли Соль Чжу с оптимизмом смотрят в будущее. Фото Reuters

Очередное серьезное обострение ситуации на Корейском полуострове, по-видимому, завершено. Оно имело целый ряд причин.
Внутренняя социально-экономическая ситуация в КНДР становится все более сложной, причем население начинает проявлять открытое недовольство своим положением, чего никогда раньше не наблюдалось. При этом Ким Чен Ын слишком молод и неопытен, ему весьма непросто руководить партийной и, главное, армейской верхушкой. Отчасти предельная жесткость по отношению к Республике Корея была необходима ему для укрепления своих позиций во власти, а также для отвлечения населения от внутренних проблем.
Кроме того, дело еще и в том, что в обоих корейских государствах пришли к власти новые лидеры, причем оба являются детьми бывших руководителей их стран. И «северянин» Ким Чен Ын устроил «проверку на прочность» «южанке» Пак Кын Хе.
Пак Кын Хе, дочь бывшего президента Пак Чон Хи, на выборах в декабре прошлого года получила поддержку лишь половины южнокорейского электората, что заметно ослабляет ее внутриполитические позиции. К тому же у нее почти нет собственной команды. Поэтому ее правительство состоит в основном из людей предыдущего президента Ли Мен Бака, которые настроены абсолютно непримиримо по отношению к КНДР. Соответственно она вынуждена выбирать жесткую линию, хотя это еще более отталкивает от нее левую половину южнокорейского общества, ориентирующуюся на примирение с КНДР.
При этом, несмотря на крайне агрессивную по отношению к Вашингтону и Сеулу риторику, никаких реальных военных приготовлений в КНДР не проводилось. Не было произведено ни одного ракетного пуска. Более того, беспрецедентным явлением можно считать отмену военного парада в честь Дня Солнца (101-я годовщина со дня рождения Ким Ир Сена 15 апреля). Видимо, до определенной степени это стало реакцией Пхеньяна на отмену в США испытательного пуска МБР «Минитмен-3».
Кроме того, нельзя не видеть очень сильной взаимной паранойи Пхеньяна и Сеула (а также Токио и Вашингтона). Обе стороны всерьез боятся агрессии с другой стороны и любые действия другой стороны толкуют как подготовку к этой агрессии. Это само по себе ведет к эскалации взаимных словесных угроз и военных приготовлений. Однако принятие каждой из сторон дополнительных оборонительных мер неизменно трактуется другой стороной как подготовка к агрессии.
ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ
Ким Чен Ын в недавнем выступлении на пленуме ЦК ТПК практически открыто признал, что экономическая ситуация в стране исключительно сложная, поэтому необходимо добиться немедленного улучшения жизненного уровня населения. Это предполагается сделать за счет сокращения военных расходов и размеров КНА. По-видимому, ее огромные обычные силы будут заметно уменьшены за счет списания устаревшей техники, которой в КНА очень много, и демобилизации соответствующей части личного состава. Взамен будут укрепляться ракетно-ядерные силы, что должно гарантировать КНДР от внешней агрессии. Такой вариант действительно будет дешевле нынешнего, если северокорейским инженерам удастся создать ядерную БЧ для баллистических ракет различной дальности, уже имеющихся в большом количестве на вооружении КНА. Тем более что в декабре прошлого года КНДР впервые успешно вывела на орбиту ИСЗ. Этого удалось добиться с помощью изменения конструкции ракеты-носителя, которая является «мирной» модификацией БРСД «Тэпходон-2». Первая ступень этой ракеты является «связкой» из четырех ракет «Нодон», вторая ступень представляет собой ракету Р-17, более известную как «Скад». В качестве третьей ступени ранее использовалась ракета «Точка» (KN-02), однако теперь ее заменили на ракету «Сапфир» иранского производства. Именно после этого запуск оказался успешным. Этот факт говорит о тесном иранско-северокорейском сотрудничестве в военной области. Компактную БЧ для БР КНДР может создать с помощью Пакистана. Установка ядерных БЧ на 50–100 имеющихся ракет различной дальности сделает совершенно невозможным нападение на КНДР с чьей-либо стороны и резко повысит убедительность северокорейского военного шантажа в адрес Сеула. От ядерного оружия КНДР не откажется ни при каких обстоятельствах, сегодня это поистине «ее все».
Еще в середине апреля в заявлении политического департамента Госкомитета обороны КНДР сказано буквально следующее: «Хозяйке Голубого дома следовало бы не забывать о том, что перспектива Южной Кореи может быть радужной, когда ядерное оружие КНДР будет воспринято как общенациональное достояние, и она обречена на гибель, пока остается под ядерным зонтиком США».
Таким образом, Пак Кын Хе не только объявляется желательным партнером по диалогу (она уважительно названа «хозяйкой Голубого дома», при том что в других заявлениях официального Пхеньяна другие руководители Республики Корея, особенно высшие военачальники, подвергались многочисленным оскорблениям), но ей прямо предложено объединение по принципу «одна страна – две системы» с передачей общему руководству Кореи ядерного оружия КНДР. Это означает, что стратегическая цель Пхеньяна остается неизменной. Скорее всего желание объединиться стало даже сильнее из-за ухудшающейся социально-экономической обстановки в КНДР. Вполне логично, что в начале июня из Пхеньяна последовал призыв к Сеулу начать переговоры о заключении полноценного мирного договора вместо прерванного КНДР перемирия, затянувшегося на 60 лет.
КТО ГОТОВ РАЗЫГРАТЬ
СЕВЕРОКОРЕЙСКУЮ КАРТУ
Впрочем, развитие ситуации в Корее очень сильно зависит от внешних игроков, в первую очередь – от США и Китая.
Президент США Обама является очевидным пацифистом и всячески стремится избегать любых силовых решений где бы то ни было. При этом, однако, он является президентом США, а не Австрии или Коста-Рики, что резко ограничивает для него свободу действий. В частности, это относится и к ситуации в Корее. Поскольку американские военные усилия переориентируются на АТР, здесь Обама считает нужным демонстрировать жесткость и «принципиальность», иногда сильно напоминающую глупость. В частности, это касается союзнических обязательств по отношению к Сеулу. Переброска в зону конфликта стратегических бомбардировщиков В-52 и В-2 и новейших истребителей 5-го поколения F-22, а также нескольких эсминцев типа «Орли Берк» с системой «Иджис» и с КРМБ «Томагавк» стала беспрецедентной мерой, которая вызвала очень серьезное напряжение в Пхеньяне. Предпринимать какие-то мирные инициативы Вашингтон явно не готов, хотя и войны, разумеется, не хочет. По-видимому, спад напряженности позволит американцам снова устраниться от происходящего. В ответ на призыв из Пхеньяна к мирным переговорам Вашингтон продемонстрировал ту самую «принципиальность», вновь потребовав от КНДР отказаться от ядерного оружия, что, как было сказано выше, невозможно в принципе. Последствия этой «принципиальности» будут гораздо хуже, чем кажется американцам.
Отношения между КНР и КНДР в последнее время заметно ухудшились. СМИ этих двух стран все чаще обмениваются обвинениями, иногда переходящими в оскорбления. Китайские СМИ намекают, что содержание КНДР обходится Китаю слишком дорого, при этом нет никакой отдачи, поскольку Пхеньян ведет себя совершенно самостоятельно, не спрашивая мнения Пекина. Более того, говорится о том, что китайскому руководству прекрасно известно о северокорейских счетах в китайских банках. Еще более того, части Шэньянского ВО НОАК начали выдвигаться к границам КНДР, причем это абсолютно не означает, что Пекин намеревается спасать Пхеньян от агрессии (которой не будет). Совершенно не исключено, что он сам готовится к агрессии, вновь развивая исторические теории о том, что Северная Корея должна быть частью Китая.
Имеются даже сведения о том, что Китай поощряет дезертирство военнослужащих КНА, причем не только солдат, но и офицеров, очевидно, предполагая сформировать из них марионеточную корейскую армию. С другой стороны, Китай установил проволочные заграждения на границе с КНДР, чтобы остановить или, точнее, регулировать поток беженцев из этой страны.
При этом сейчас ситуация складывается достаточно своеобразная. США, Япония и Южная Корея требуют от Китая воздействовать на КНДР с целью ее отказа от ядерного оружия, поскольку уверены, что влияние Пекина на Пхеньян является решающим. Китай и сам хотел бы, чтобы КНДР отказалась от ядерного оружия, но реальных рычагов влияния на ситуацию не имеет. Признаваться в этом он совершенно не хочет, поэтому в Пекине, по-видимому, выбран вариант «перевода стрелок» на Россию. Россия должна быть выставлена ответственной за нарушение договора о нераспространении ядерного оружия и за его создание в КНДР, а в будущем – и в Иране (Иран будет рассматриваться в этом контексте «заодно», чтобы «усугубить вину» России). Напрямую официальные лица в Пекине говорить этого не хотят (тем более, не имея никаких доказательств), поэтому данная мысль будет проводиться через экспертов из разных стран и их выступления в СМИ. Это полностью вписывается в линию поведения Китая в отношении России – всегда пользоваться ею как «щитом» в противостоянии с США, заставляя именно Москву портить отношения с Вашингтоном. Сам Китай при этом традиционно «ни при чем».
ПЕКИНСКИЙ СЦЕНАРИЙ
Совершенно очевидно, что дальнейшая судьба КНДР будет определяться в борьбе между Сеулом и Пекином, причем последний скорее всего будет владеть инициативой в этой борьбе. Его цель – установить в Пхеньяне полностью марионеточное правительство, которое проведет ограниченные рыночные реформы с целью некоторого улучшения жизни населения и полностью откажется от ракетно-ядерной программы, передав соответствующие вооружения под контроль НОАК.
Также под контроль НОАК перейдет КНА, которая перед этим будет радикально сокращена. При этом крайне слабая северокорейская экономика будет полностью поглощена китайской. По-видимому, КНДР сохранит формальную независимость, но именно формальную.
Добиваться этой цели Пекин будет с помощью экономической блокады (которая открыто провозглашена не будет), включая, возможно, арест северокорейских счетов в банках КНР (также негласный). Не исключено и формирование в Китае полностью марионеточных правительства и армии для КНДР. Если произойдет быстрый крах режима в Пхеньяне, НОАК сразу оккупирует страну и установит в ней заранее подготовленный режим. Причем ни Вашингтон, ни Москва скорее всего не будут возражать против такого сценария, поскольку он обеспечит формальную стабилизацию ситуации на Корейском полуострове. Да и сделать ничего они не смогут.
У Сеула нет готовности к таким действиям. Значительная часть южнокорейского общества выступает сегодня против объединения, поскольку не готово жертвовать уровнем жизни ради восстановления КНДР даже в том случае, если объединение произойдет мирным путем по взаимному согласию. Жесткая позиция, занятая Пак Кын Хе, резко ограничивает возможности для диалога и соответственно лишает Сеул реальных рычагов влияния на Пхеньян. Развитие событий в КНДР будет идти по собственному сценарию либо по сценарию Пекина, но не по сценарию Сеула. В случае же внезапного краха режима в Пхеньяне Сеул скорее всего просто не успеет вовремя среагировать, дав возможность Китаю захватить КНДР, превратив ее в полную марионетку. Надо также учитывать тот факт, что внешняя политика Сеула не является полностью самостоятельной, там слишком сильно оглядываются на мнение великих держав (в первую очередь, естественно, на США). Что касается самих США, то они сегодня заведомо не обладают необходимым потенциалом, чтобы оккупировать КНДР раньше, чем это сделает НОАК, в случае внезапного краха режима. Для этого нет достаточного количества войск, нет и политической воли.
Пока нет особых оснований ожидать со стороны Сеула шагов навстречу Пхеньяну. Внутри страны Пак Кын Хе слишком сильно зависит от команды предыдущего президента, непримиримо настроенной к КНДР, вне страны – от мнения Вашингтона. Хотя Обама проявил естественную для него сдержанность и осторожность в военной области при нынешнем обострении обстановки, общий политический курс США измениться не может. Вашингтон категорически против мирного объединения Кореи по принципу «одна страна – две системы» и, тем более, против наличия у объединенной Кореи ядерного оружия. Не может быть и речи об отмене санкций, чего требует руководство КНДР.
Когда в Пхеньяне это поймут, произойдет следующее обострение обстановки, причем оно может привести к гораздо более серьезным последствиям. Как говорилось в предыдущей статье, агрессия против Республики Корея может оказаться для северокорейского руководства более приемлемым вариантом, чем гражданская война и коллапс государства и режима. Вполне вероятно, что это новое обострение случится уже в нынешнем году.
К сожалению, Россия явно упускает шансы. Как уже говорилось в статье «Бомба для чучхе» («НВО» №7, 01.03.13), она послушно следует за «мировым сообществом», то есть за Пекином и Вашингтоном, штампуя совершенно бессмысленные и крайне вредные санкции против КНДР. Между тем в последние два-три года Пхеньян явно ищет сближения с Москвой. В первую очередь, чтобы сбалансировать давление из Пекина. Россия – единственная из крупных держав, объективно заинтересованная в мирном паритетном объединении Кореи. И ничего страшного не будет в том, если эта страна будет иметь ядерное оружие. Она могла бы стать нашим ценнейшим стратегическим союзником в АТР. Но, увы, наличием какой-либо стратегии в какой-либо области Кремль не страдал никогда.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
523
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
617
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
535
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
597

Другие новости