0
4957
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

05.07.2013 00:01:00

Вначале было слово

Владимир Газетов

Об авторе: Владимир Иванович Газетов – кандидат исторических наук, профессор Военного университета МО РФ. Максим Николаевич Ветров – кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

Тэги: Израиль, Палестина, конфликты, СМИ, хамас, цахал


Израиль, Палестина, конфликты, СМИ, хамас, цахал Надпись на плакате: «Когда настает время войны между цивилизованными людьми и дикарями, поддерживайте цивилизованных людей. Поддержите Израиль в противостоянии джихаду». Фото Reuters

Неотъемлемой составляющей многолетнего палестино-израильского противостояния являются проводимые обеими сторонами мероприятия информационно-психологического противоборства, регулярно осуществляемые в форме печатной, радио- и телепропаганды, а также при помощи Интернета и мобильной телефонной связи. Одним из наиболее мощных и профессионально подготовленных аппаратов для психологического воздействия на противника в настоящее время располагают вооруженные силы Израиля.
За годы противостояния в Израиле сложились и организационно оформились структуры, в той или иной степени участвующие в проведении информационно-пропагандистских акций. Это отдел пропаганды Министерства иностранных дел Израиля, отдел пропаганды Управления внешних сношений ВС Израиля, информационно-аналитический отдел Генерального штаба ВС Израиля, отдел социально-психологических исследований Генерального штаба ВС Израиля, Корпус учебно-воспитательной работы Управления личного состава Генерального штаба ВС Израиля, в ведении которого находятся радиостанции «Галей ЦАХАЛ» и еженедельник «Ба-Махане», Управление военных раввинов ВС Израиля, а также созданное еще десять лет назад для координации действий с зарубежными еврейскими диаспорами Бюро пропаганды. К участию в информационно-пропагандистских мероприятиях привлекаются национальные и зарубежные СМИ и интернет-ресурсы. Важную роль в системе израильских служб и подразделений, задействованных в проведении информационно-психологических мероприятий, играет 7-е секретное Управление психологической войны и дезинформационных акций (Лохама психологит – LAP), функционирующее в структуре, возглавляемой Тамиром Пардо, израильской разведки «Моссад» и занимающееся ведением психологической войны, пропагандой и разработкой обманных маневров.
ВОЕННОЕ ВЕДОМСТВО ЗАБОТИТСЯ О СВОЕМ ИМИДЖЕ
Военное ведомство Израиля, озабоченное поддержанием репутации Вооруженных сил страны как лучшей армии региона, осуществило ряд мер, способствующих укреплению позиций государства на международной арене, формированию позитивного имиджа национальных вооруженных сил, повышению их социального статуса в жизни общества. Одной из таких новационных мер явилось введение в штат всех боевых частей должности военных фотокорреспондентов, в задачу которых входило не только участие в операциях Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), но и подготовка для передачи в СМИ фотоматериалов об этих операциях. По мысли командования, систематическая публикация подобных материалов была призвана оказывать позитивное воздействие на мировое общественное мнение, а также целенаправленное информационно-психологическое воздействие на войска и население противника.
Палестинская сторона для проведения информационно-пропагандистских операций использует различные властные структуры и организации, в какой-либо степени подходящие для этой цели. Среди них – министерство пропаганды Палестинской национальной администрации (ПНА), службы и подразделения военизированных формирований, финансовые и материальные ресурсы, а также медийные возможности различных арабских организаций, дислоцирующихся в странах Западной Европы, США и Ближнего Востока.
Полномасштабная информационно-психологическая война, ведущаяся противоборствующими сторонами и характеризующаяся возрастанием интенсивности и объема распространения специфической информации не только в границах региона, но и далеко за его пределами, побудила признанного эксперта по информационным войнам, профессора Университета Хайфы Янива Левитана предупредить израильскую прессу в итальянском журнале Limes: Italian Review of Geopolitics о неразумности публикации материалов о росте боевой мощи «Хезболлах» и Ирана из-за возможности распространения панических настроений «среди израильской публики и предотвращения наступательных акций израильского правительства». Левитан обозначил и цели организаций «Хезболлах» и ХАМАС – вызвать своей пропагандистской деятельностью непропорциональную реакцию ЦАХАЛа с тем, чтобы создать «бесчеловечный образ израильской армии в международных СМИ».
Необходимость снижения действенности информационно-психологических мероприятий арабских центров с целью минимизации идеологического ущерба, наносимого ими израильскому обществу, остро ощущало политическое и военное руководство страны. Бывший начальник Генштаба Израиля генерал-лейтенант, а ныне активный член партии «Ликуд» Моше (Буги) Яалон выразил серьезную обеспокоенность результативностью арабской пропаганды. Распространяемая ею идея «незаконности существования еврейского государства, – по его словам, – проникает в израильское общество, находит отклик среди части израильской молодежи, недостаточно хорошо знающей историю своей страны».
В середине ноября 2012 года при проведении очередной операции в секторе Газа, получившей название «Облачный столб», ВВС Израиля разбрасывали листовки на арабском языке над сектором Газа, призывавшие гражданское население, разумеется, не являющееся «целью израильских атак», держаться в стороне от боевиков. Листовки предупреждали о реальной опасности пребывания «рядом с активистами ХАМАС и других террористических организаций».
Пресс-служба Армии обороны Израиля обнародовала видеоролик, зафиксировавший точечную ликвидацию видного палестинского террориста Ахмада Нахла ракетой, выпущенной с корабля израильских ВМС. Также точечным ударом был уничтожен автомобиль с находившимся в нем военным руководителем ХАМАС Ахмедом аль Джабари. 20 ноября 2012 года телеканал Al Jazeera снова сообщал об израильских листовках с призывами к жителям северных районов сектора Газа немедленно покинуть место жительства и двигаться к центру города. На флаерах были даже обозначены пути эвакуации. В ответ руководство ХАМАС призвало палестинцев игнорировать это предупреждение, проявлять твердость духа и оставаться в своих домах, никак не реагируя на любые израильские угрозы. С угрожающими заявлениями в адрес израильтян выступил пресс-секретарь «Бригад имени шахида Изз эд-Дина аль-Кассама» Абу Убейда, предупредивший об очередных «многочисленных неожиданностях, ожидающих израильских солдат в Газе».
БОРЬБА ЗА УМЫ И СЕРДЦА
В рамках информационной войны вокруг конфликта в секторе Газа в ноябре 2012 года израильская пропаганда в борьбе за мировое общественное мнение сосредоточилась вокруг ключевого, а по сути риторического вопроса, какой была бы реакция европейцев на ежедневные ракетные удары по густонаселенным территориям их стран? В свою очередь, палестинские пропагандисты сместили акцент на трансляцию страданий подвергающегося геноциду народа.
В предыдущей операции в Газе, проходившей под кодовым названием «Литой свинец», израильская администрация приняла по меньшей мере спорное решение в отношении широты и качества освещения событий в Газе, не допустив иностранных журналистов в зону боевых действий. Корреспонденты известных в мире печатных органов, теле- и радиоканалов были размещены на невысоком холме, на расстоянии 0,62 мили от границы, откуда хорошо просматривался силуэт города Газы. Журналисты, по замечанию журнала Spiegel, располагались «достаточно близко, чтобы увидеть налеты и бомбовые удары израильской авиации, но слишком далеко, чтобы видеть жертвы и страдания палестинцев». Общение с зарубежными журналистами ограничивалось пресс-релизами и краткими брифингами. Всегда приветливые и телегеничные бригадный генерал Мири Регев и майор Авиталь Лейбович регулярно появлялись в телепередачах Al Jazeera и других телеканалов. «Меньше офицеров, больше женщин и жесткий контроль всех сообщений», – так охарактеризовал медиаплан израильтян Ramzy Baroud, редактор палестинской интернет-газеты Palestine Chronicle в статье «Победит ли Израиль в медиавойне в Газе?».
В Сдероте МИД Израиля открыл медиацентр, где иностранным корреспондентам предлагались торт, кофе, места в бомбоубежище и встречи с жертвами палестинских ракетных обстрелов. Однако многие иностранные корреспонденты выражали недовольство и раздражение ограничением свободы передвижений и нехваткой оперативной информации. Корреспондент немецкой «Южногерманской газеты» Торстен Шмитц назвал такие условия труда «подглядыванием». Представлявший CNN Бен Ведеманн сравнил ситуацию по ограничению передвижения журналистов с Северной Кореей. Корреспондент немецкого телеканала RTL на Ближнем Востоке Кристоф Загурна указал на использование Израилем всех изгибов закона о СМИ, чтобы не допустить иностранных журналистов в Газу.
По иронии судьбы, считает арабский писатель Абир Мишкас, израильтяне своим запретом на посещение Газы представителями зарубежных СМИ добились противоположного эффекта. Используя неформальные связи и современные технологии, иностранные журналисты все же получали необходимую текстовую информацию, а также фото- и видеоматериалы из Газы, где даже в условиях военных действий функционировал офис телеканала Al Jazeera и действовали группы арабских и палестинских тележурналистов. Журналисты были вынуждены полагаться на информацию, полученную от местных помощников, которых здесь называли «стрингерами».
Одним из источников новостей в Газе был палестинский журналист и фотограф информационного агентства Ramattan Самех Акрам Хабиб. Собирая информацию в зоне боев, часто рискуя жизнью, Хабиб направлял свои материалы во многие органы печати, включая Real News и INN World Report. На почасовой основе он сотрудничал с BBC, Sky News, Chanel 4, ABC, СБС, CNN. В качестве полевого репортера он работал для ТВ Голландии. Ежедневные отчеты о войне для всех средств массовой информации Хабиб размещал в своем блоге, затем он основал первую палестинскую ежедневную интернет-газету Palestine Telegraph.
ВИДЕОРЯД КАК НЕСКОНЧАЕМЫЙ СЕРИАЛ УЖАСОВ
На телеэкраны западного обывателя крупным планом прорвались жуткие натуралистические подробности израильского вторжения. Потоки крови, мертвые дети, фрагменты человеческих тел, ампутированные конечности, убитые и изуродованные. Обезумевший отец над мертвым телом юного сына, ревущие машины «скорой помощи», доставляющие окровавленных детей в больницу Шифа в Газе, детская игрушка на дымящихся после израильского авианалета развалинах жилого дома – таким был видеоряд новостных телепрограмм, поступавших из сектора Газы. В Сети без труда можно было обнаружить бесчисленные фото- и видеоматериалы, демонстрирующие кошмары военных будней. «Война, – по замечанию немецкой газеты Zeit, – которую официально назвали конфликтом, является человеческой трагедией для всех, кто оказался в нее втянут».
Ряд редакторов ведущих телекомпаний выступили против трансляции ужасающих подробностей войны. Директор новостного канала Би-би-си ссылался на основополагающие принципы независимого регулирующего органа британской телекоммуникационной индустрии (OFCOM), прямо запрещающие это делать. Редактор Sky TV назвал контпродуктивным систематическое включение в новостные передачи сцен насилия. Аргументы другой стороны привел главный редактор Al Jazeera Ахмад Аль-Шейх, поддержавший использование телеканалами подобных «изображений». «Война некрасива, и репортеры всего лишь отражают реальность происходящего, показывая ее такой, как она есть». Демонстрация в эфире жестокостей войны была направлена на то, чтобы повернуть мировое общественное мнение против Израиля и его агрессивных действий.
Реальность происходящего отражала достаточно неприятное для израильского правительства обстоятельство развития информационно-психологического противостояния.
Но в этот раз израильское руководство сделало очевидные выводы из ошибок прошлого, открыв свободный доступ в Газу более 120 иностранным корреспондентам. «Ворота распахнуты. Красная ковровая дорожка расстелена», – сообщил зарубежным журналистам официальный представитель ЦАХАЛ, по мнению журнала «Шпигель», словно созданный для работы пресс-секретарем израильской армии. Возможность свободного передвижения в зоне конфликта принесла первые плоды. «Монополия арабских спутниковых телеканалов на передачу оперативной информации из зоны военных действий», о которой ранее писал в журнале Time американский репортер Эндрю Ли Баттерс, была ликвидирована. Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала отчет, прямо указывающий на грубые нарушения палестинскими боевиками международных конвенций о ведении военных действий. Нью-йоркская газета New York Times в редакционной статье признала право Израиля защищать себя от ракетных ударов боевиков. О минимальном ущербе имиджу Израиля за границей и поддержке большинством израильтян действий армии в секторе Газа сообщил в лондонской газете Times Майкл Биньон. «Непотребное поведение ХАМАС» – так озаглавил свой резкий комментарий в адрес руководства палестинских боевиков в популярном американском интернет-издании Daily Beast один из элитарных философов Франции, публицист и писатель, автор многих известных бестселлеров Бернар-Анри Леви. Не менее жестко выступила и британская журналистка Сара Нобл: «Военизированные подразделения ХАМАС осуществляют пуски ракет из населенных пунктов и хранят свои арсеналы в школах. Во всем мире СМИ не информируют своих читателей, что это палестинцы несут ответственность за смерть гражданских лиц в Газе».
Несмотря на значительное количество убитых и раненых в Газе, зарубежная пресса относительно спокойно реагировала на страдания местного гражданского населения. И хотя известный эксперт по ближневосточной проблеме Гарриет Шервуд предупреждала в Guardian, что большие потери среди мирных граждан сектора Газа вызовут негодование мирового сообщества, взрыва общественного возмущения не последовало. «На медиафронте у Израиля пока все благополучно», – признал журнал «Шпигель». Поэтому можно говорить об успехе новой PR-стратегии Израиля, учитывающей даже такие нюансы, как перевод на европейские языки кодового названия самой операции в Газе 2012 года.
Формирование мирового общественного мнения, вероятно, в части участия в нем СМИ в большей степени зависит от ярких и зримых образов, а не от повторяющихся как мантра словесных заявлений о борьбе с терроризмом улыбчивых и приветливых правительственных и армейских представителей. Желаемую картину создают новостные сообщения длиной в 140 строк, фотографии и короткие видеосюжеты. Часто случается так, глубокомысленно заметил один из немецких журналистов, что одной-единственной фотографии бывает достаточно, чтобы у людей сложилось окончательное впечатление о войне. Станет ли такой фотография с изображением женщин и детей, пострадавших от израильских бомб? Или это будут фотографии людей, которых члены ХАМАС расстреливали на улицах Газы, заподозрив в предательстве.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
387
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
497
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
408
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
341

Другие новости