0
19786
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.10.2013 00:01:00

Нигерия: гражданская война низкой интенсивности

Тэги: африка, нигерия, конфликты, исламисты, боко харам


африка, нигерия, конфликты, исламисты, боко харам Теракты в Нигерии стали обыденным явлением. Фото Reuters

На наших глазах Африка превращается в континент нестабильности. Десятки больших и малых межгосударственных и внутренних конфликтов буквально рвут ее на части. Начинается перекраивание политической карты Черного континента. На наших глазах произошел распад Судана на два государства – появился Южный Судан. Но вооруженный конфликт в регионе на этом не закончился. Так что вскоре, при содействии Запада, здесь может появиться независимый Дарфур.
Арабская весна оказалась вовсе не взрывом демократических устремлений, а региональным исламистским мятежом под эгидой монархий Персидского залива и США. Сейчас цель стала понятна – создание большого суннитского конгломерата арабских государств под единым управлением. В результате регион оказался зоной военных действий. Большая война в Сирии, межплеменные распри в Ливии, война с «Братьями-мусульманами» в Египте, попытка исламистских группировок создания собственного государства на территории Мали – вот результаты арабской весны.
Ливия повторяет судьбу Сомали. Здесь тоже ряд племен объявил свои территории независимыми государствами. А террористические группировки превратили страну в свою вотчину и главную базу в районе Сахеля. Из местных учебных лагерей и складов по всему Ближнему Востоку распространяются боевики и оружие.
Воинствующий исламизм не признает границ и суверенитетов. Вспышки массовых террористических убийств недавно потрясли Кению и Нигерию. Впрочем, в Нигерии уже давно идет гражданская война низкой интенсивности, а массовые убийства стали обычным делом. И именно Нигерия становится наиболее вероятным кандидатом на распад. Подобно Судану она может разделиться на исламский Север и христианский Юг. Только здесь нефтеносные районы отойдут северянам, а не христианам Юга.
УЧИТЬСЯ – ГРЕХ, УБИВАТЬ – НЕТ
Международный консорциум нефтяных компаний во главе с Royal Dutch Shell, в который также входят французская Total и итальянская Eni, покидает дельту реки Нигер – основной район добычи нефти в стране. А компания Shell продает ключевой нигерийский трубопровод Nembe Creek Trunk Line, прокачка нефти по которому постоянно останавливается из-за подрывов и пробоин с целью хищения нефти. Shell намерена переключиться на глубоководную добычу нефти, чтобы защититься от нападений и хищений.
За счет украденной нефти финансируется деятельность террористической группировки «Боко харам». Ее боевики совершают массовые убийства на северо-востоке Нигерии. С нею правительственные войска ведут настоящую войну.
В 2002 году стало известно о существовании на территории Нигерии радикальной исламской секты, называющейся по-арабски Jama’atu Ahlis Sunna Lidda’awati wal-Jihad, что в переводе означает Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада. Позднее секту стали именовать на языке хауса «Боко харам». Слово «боко» означает «лживый», так назвали современное образование. А «харам» по-арабски значит «запрет, запретное». У нас обычно переводится как «грех». Но это больше, чем грех, потому что грех можно замолить, а «харам» простить гораздо труднее. Сами себя сектанты нередко называют талибами.
Цель «Боко харам» – установление не просто строгого шариатского режима в Нигерии или хотя бы в мусульманских районах страны. Там и сейчас живут по шариату. А полное и безоговорочное уничтожение всего западного, чуждого, вплоть до рубашек и штанов. По сути, речь идет о полном возврате в средневековую Африку. Без промышленности, грамотности, медицины и нефти. Хотя пока нефть нужна для финансирования отрядов боевиков. На луки и стрелы радетели средневековья переходить не торопятся.
Хотя луки, стрелы и мачете были главным оружием мятежа, начатого 26 июля 2009 года лидером-основателем «Боко харам» Мохаммедом Юсуфом с целью создания исламского государства в северной части Нигерии, управляемого на основе законов шариата. В тот день в ряде городов штатов Борно и Кано толпы молодых радикалов громили церкви, полицейские участки, правительственные учреждения. Убивали госслужащих, христианских священнослужителей и просто случайных прохожих.
В городе Баучи на северо-востоке страны талибы атаковали полицейский участок, пытаясь захватить боеприпасы. Нападение было отбито, около 100 человек арестовано. На следующий день толпа экстремистов разгромила полицейский участок в городе Потискум. В Майдугури мятежники сожгли тюрьму, освободив заключенных. В регион были введены дополнительные силы армии и полиции, установлен комендантский час. 29 июля полиция штурмом взяла штаб-квартиры «Боко харам» в Майдугури. Мохаммед Юсуф был арестован и позднее убит. Скончался, как принято говорить, при невыясненных обстоятельствах.
По данным властей, в списках погибших оказалось 65 человек: 5 полицейских и 60 экстремистов. Однако, по сообщениям местных СМИ, только в штатах Борно и Кано было убито более 150 человек. «Боко харам» пленных не берет.
С тех пор идет вялотекущая гражданская война. Периодически случаются обострения, когда армии приходится отбивать захваченные исламистскими радикалами города, применяя авиацию и бронетехнику. Власти при этом стремятся завысить потери противника и занизить свои.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ГЕНОЦИД
«Боко харам» пользуется поддержкой местного населения. Безработная молодежь охотно пополняет ряды боевиков. К 2011 году небольшая секта превратилась в мощное антиправительственное движение. Количество погибших в ходе террористической деятельности «Боко харам» к лету 2013 года превысило 12 тыс. человек.
В 2013 году власти Нигерии в трех северных штатах объявили военное положение, ввели в регион дополнительные армейские подразделения. Однако карательные меры вызвали обратный эффект. Развернулись настоящие бои между исламистами и правительственными войсками. Теракты и боестолкновения происходят почти ежедневно.
29 сентября ночью боевики ворвались в общежитие сельскохозяйственного училища в городе Гуджба и застрелили 50 студентов. Солдаты арестовали 15 человек, подозреваемых в причастности к нападению на колледж, а главные дороги в Борно и Йобе контролируются усиленными патрулями. Власти усилили охрану учебных заведений. 3 октября ВВС Нигерии нанесли бомбовый удар по позициям «Боко харам» возле деревни Маджари на границе штатов Йобе и Борно.
В опубликованном 4 октября докладе правозащитной организации Amnesty International проанализированы нападения на школы на севере Нигерии в период с 2012 по 2013 год. По словам правозащитников, нападения становятся все более жестокими, боевики демонстрируют абсолютное пренебрежение к праву на жизнь и образование. Согласно докладу, лишь в текущем году не менее 70 учителей и множество учащихся были убиты, многие получили ранения. Около 50 школьных зданий были сожжены либо серьезно повреждены, а более чем 60 школам пришлось закрыться.
7 октября террористы напали на мечеть в городе Дамбоа, где, по их мнению, неправильно исповедуют ислам. Были убиты 5 прихожан, подожжено здание администрации и несколько магазинов. Подоспевшие войска вступили в бой, уничтожив 15 боевиков, остальные рассеялись. Это типичный сценарий боестолкновения. Армия и полиция реагируют на нападение, если успевают. В августе нападению исламистов подверглась мечеть в городе Кондуга, в результате чего погибли 44 человека, пришедших на утренний намаз.
Совсем недавно, 9 октября, в деревне Гундуауа близ Кано, из которой военные выбили боевиков «Боко харам», была обнаружена мастерская по производству взрывчатки, а также было оборудование для изготовления поясов смертника. По словам бригадного генерала нигерийской армии Ильясу Аббаха, найдены 24 детонатора, различные взрывчатые вещества, устройства дистанционного управления подрывом, а также автоматическое оружие и боеприпасы. «Были найдены материалы для изготовления самодельных взрывных устройств. Они (боевики) делали тут оружие. Мы также нашли три самодельных взрывных устройства, один заминированный рюкзак смертника и 18 пустых заготовок для взрывных устройств», – сказал Аббах.
Помимо религиозного фактора в Нигерии, как и в Судане, идет настоящая война между племенами за землю, воду и пастбища. И точно так же кочевники-скотоводы нападают на селения оседлых земледельцев, стремясь согнать их с земли. Впрочем, и тут не обойти религиозный вопрос: кочевники – мусульмане, а крестьяне, как правило, христиане.
Так, 28 сентября в штате Кадуна, где число нападений на христиан значительно выросло еще в прошлом году, скотоводы из мусульманского племени фулани вторглись в деревню Занганг (район Каура), большинство населения которой составляют христиане. И зарезали 15 христиан. А также сожгли и разграбили ряд домов. Это было уже третье подобное нападение в нынешнем году. Несколько сотен жителей деревни уже бежали в более спокойные места. В январе 2010 года в штате Плато во время столкновений между скотоводами фулани и оседлыми земледельцами из христианских деревень погибли не менее 460 человек.
Массовые гонения на христиан происходят по всему северу Нигерии. Особенно часты нападения на церкви и соборы, спровоцированные слухами об оскорблении пророка или какими-то пустяковыми причинами. Толпы экстремистски настроенной молодежи тут же берутся за дреколье. В конце сентября в штате Йобе убиты пастор англиканской общины и его сын. Еще раньше были разгромлены англиканский собор в столице Абуджа и церковь в городе Лафия в штате Насарава в Центральной Нигерии. В местечке Бичи, недалеко от Кано, после запущенного слуха о «богохульстве» толпа погромщиков сожгла церковь, разграбила магазины, принадлежащие христианам, и убила четыре человека.
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ И НЕГОДЯИ
Морское пиратство у побережья Нигерии (Центральная Африка) становится большей проблемой, чем пиратство в Сомали, сообщает Би-би-си со ссылкой на Международное морское бюро (IMB).
Нефтеносная дельта реки Нигер превратилась в зону действия бандитских группировок, зачастую объявляющих себя защитниками народа и присваивающих себе громкие названия вроде «Армия освобождения дельты Нигера». Они промышляют кражами нефти и пиратскими нападениями на суда. Между собой группировки тоже воюют, а вот с полицией и кораблями береговой охраны предпочитают не связываться. Сразу стараются затеряться в бесчисленных протоках и отсидеться на болотистых мангровых островах.
Цель пиратов – сотни танкеров, которые курсируют между Гвинейским заливом и дельтой реки Нигер, где расположены относительно небольшие и разрозненные нефтяные месторождения. Эти танкеры либо вывозят сырую нефть, либо завозят нефтепродукты. Большинство судов подвергаются нападению на якорной стоянке, во время дрейфа или перегрузки нефти или нефтепродуктов с танкера на танкер. Около трети из них атакуется при проходе через Гвинейский залив.
За I квартал 2013 года на танкеры совершено 28 нападений, сообщает Международное морское бюро (IMB). Атакованы были 17 танкеров-продуктовозов, восемь нефтяных танкеров и три танкера для перевозки сжиженного нефтяного газа. Из 66 судов, подвергшихся нападениям в I квартале, 4 были похищено, 51 – захвачено, 7 – сожжено. Командам четырех кораблей удалось отбить атаки.
В отличие от сомалийских пиратов, активность которых резко упала под давлением международных военно-морских сил, в Гвинейском заливе пираты активизировались. Нигерийские бандиты более жестоки, легко совершают убийства, но в заложники берут только белых граждан из богатых, по их мнению стран, в том числе россиян и украинцев.
Здесь грабят уже не только нефтеналивные танкеры, но и гражданские пассажирские суда и паромы с сотнями пассажиров. Нередко это сопровождается убийствами. Просто для устрашения пираты начинают нападение с нескольких пулеметных очередей по теплоходу. Пара убитых пассажиров – и капитан останавливает судно, понимая, что дальше может быть только хуже.
На мангровых островах дельты существует широкая инфраструктура по обслуживанию пиратского бизнеса: верфи, где строят баржи для перевозки ворованной нефти, жилые базы, нефтяные терминалы и причалы. Периодически ВМС и полиция совершают рейды, уничтожая несколько пиратских баз и подпольных фабрик по перегонке нефти. Но это капля в море.
Кстати, в море здесь болтаются миллионы баррелей разлитой нефти. Сплошь и рядом это результат пиратских перекачек, врезок и подрывов нефтепроводов. Промысловое рыболовство в дельте Нигера полностью уничтожено. Так что никаких иных заработков, кроме грабежа и кустарного изготовления горючего, у местных жителей не осталось.
Воровство и кустарная переработка нефти превратились в целую параллельную экономику, порождая параллельную власть или, наоборот, безвластие. За счет ворованной нефти не только выживает население, лишенное иных источников дохода, но и финансируются местные политиканы, на эти деньги покупаются голоса избирателей и подкупаются государственные чиновники.
При взгляде с самолета видны черные пятна среди зеленых зарослей – это места расположения примитивных нефтеперегонных «самоваров». Пара водопроводных труб, несколько мешков цемента и листов кровельного железа, и вот уже дымит, отапливаемый этой же нефтью самодельный перегонный котел, льется в канистру теплый и мутный бензин неопределенного качества. А болотистая почва вокруг пропитывается нефтью. Экологическая катастрофа мирового масштаба в дельте Нигера уже произошла. Но местное население живет сегодняшним днем.
Нигерия – чемпион мира по воровству нефти и связанной с ним смертности. Самые страшные катастрофы на нефтепроводах случились именно здесь. И все они стали следствием умышленного повреждения трубы с целью воровства. В рождественскую ночь 2006 года в густонаселенном пригороде столицы страны Лагоса Адуле-Эгба воры повредили местную ветку нефтепровода. К нефтяному фонтану и разливу ринулось местное население с канистрами, тазами и ведрами. Нефть несли к реке, где ее скупают хозяева маленьких барж, затем доставляющих ее в Гвинейский залив для перепродажи. Случайная искра, огромное пламя и более 300 человек, включая женщин и детей, мгновенно обуглились до неузнаваемости. По данным Красного Креста, число погибших могло достигать 500 человек. Вместе с окружающими домами сгорели церковь и мечеть. В мае 2006 года подобный взрыв стал причиной гибели более 150 человек.
Власти пытаются бороться с пиратством и хищениями нефти. Ведут вооруженную борьбу, расстреливают пиратские лодки вместе с экипажами, громят подпольные фабрики, объявляют амнистии. Но все возвращается на круги своя. На производстве нелегальной нефти местный житель может заработать до 50 долл. в день. А правительство альтернативную работу предложить не может. Нелегальной нефтедобычей и переработкой занимается почти 70% населения, живущего за чертой бедности.
Чем богаче становятся нефтяные олигархи Нигерии, тем беднее становится народ. Предполагается, что из суммы поступлений от продажи нефти в стране с момента обретения независимости в 1960 году по 2012 год было украдено или впустую растрачено порядка 400 млрд. долл. Уровень коррупции таков, что даже житель России, знакомый с этим явлением не понаслышке, и тот бы ужаснулся. Вымогательство на таможне достигает таких размеров, что поставки машин и оборудования могут оформляться на таможне год!
В стране дорогое продовольствие. Сельхозреформы с треском провалены. 60% пахотной земли не засевается, потому что у фермеров нет денег на откаты чиновникам, которые ее распределяют. Транспортная инфраструктура разрушена до такой степени, что возить продовольствие в Лондон дешевле и выгоднее, чем на другой конец Нигерии. Местная курятина стоит дороже, чем та, что привезена из Бразилии.
Экономика страны держится на нефти. Нефтяной сектор дает Нигерии до 20% ВВП, до 95% экспортных доходов и обеспечивает до 80% доходов бюджета. Однако результаты государственной нефтедобывающей компании Nigerian National Petroleum Corp (NNPC) за период с января по июль 2013 года показали среднесуточную добычу нефти в объеме 2,19 млн. баррелей вместо плановых 2,45 млн. баррелей. Среднесуточная добыча нефти по всем нефтедобывающим компаниям в Нигерии оказалась ниже планируемой на 11%. Это доля хищений и утечек в результате умышленного разрушения нефтепроводов. В августе–сентябре «Боко харам» организовала ряд терактов на северо-востоке Нигерии, фактически парализовав процесс добычи и транспортировку нефти в дельте реки Нигер. По данным, представленным правительством Нигерии, общие доходы страны из-за перебоев в экспорте и добыче нефти уменьшились в сентябре на 42%.
Государство через NNPC контролирует около 57% в добывающих совместных предприятиях с иностранными компаниями. Это – Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Chevron и Total, на долю которых в совокупности приходится порядка 90% добычи нефти в Нигерии. Еще один участник рынка – компания Shell, являющаяся крупнейшим производителем нефти в Нигерии, – 23 сентября объявила о случившемся форс-мажоре по поставкам нефти сорта Bonny Light, а также природного газа. В конце 2009 года у Shell бесследно пропадало по 10 тыс. баррелей в сутки, к марту 2012 года компания теряла уже по 50 тыс. баррелей. В конце марта 2013 года компания утверждала, что обнаружила 90 врезок в свои нефтепроводы.
Компания Eni заявила, что атаки на ее производственные мощности достигли «неприемлемых масштабов». Нефтяной гигант утверждает, что теряет до 60% добываемого сырья – по 30 тыс. баррелей в сутки.
В Нигерии нет единой нации. Население говорит на 527 языках. Растет перенаселенность. На одну женщину в Нигерии приходится в среднем 7,6 ребенка. Одна из богатейших стран Африки неотвратимо скатывается в голод и нищету. И вялотекущая гражданская война грозит превратиться в геноцидное сражение всех против всех.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
453
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
562
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
476
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
390

Другие новости