Хрупкий мир на Синае сегодня обеспечивают Многонациональные силы и наблюдатели. Фото с сайта www.forces.gc.ca
В феврале 2015 года состоялся визит президента России Владимира Путина в Египет, который назвали историческим и своевременным.
Сейчас наши соотечественники знают Египет в основном с туристической и рекреационной точки зрения. Но в Египте есть еще и миротворческий аспект. Египет активно участвует в миротворческих операциях ООН. С другой стороны, на Синайском полуострове трижды проводились миротворческие операции ООН (1956, 1967 и 1973–1979 годы). Кроме того, и сейчас на Синае проводится альтернативная миротворческая операция – Многонациональные силы и наблюдатели, но без участия ООН.
Автору данных строк пришлось в течение нескольких лет пройти по миротворческим дорогам на легендарном Синае – с 1973 по 1980 год, проходить службу военным наблюдателем ООН как при создании Чрезвычайных вооруженных сил (UNEF-2 – ЧВС-2) в 1973 году, так и при их расформировании в 1979–1980 годах. Мы были миротворцами великой державы. Российские миротворцы в прошлом веке оставили в Египте под голубым флагом ООН глубокий след. Они прошли огонь и воду Суэцкого канала и синайские пески.
МИРОТВОРЧЕСТВО ООН ПО-ЕГИПЕТСКИ
В январе 2014 года Египет направил в миротворческие миссии ООН: полицейских – 424, военных наблюдателей – 74, военнослужащих – 2130, всего 2628 человек в военной униформе. Миротворцы направлены в восемь миссий ООН.
По количеству поставляемых контингентов Египет занимает десятое место (из 121), а по количеству военных наблюдателей – четвертое место. Египетские воинские контингенты направлены в такие страны и районы, как Конго (1004 человека), Дарфур (887), Кот-д’Ивуар (174), Мали (61).
Египетские полицейские подразделения действуют в Конго (140 человек) и Дарфуре (140 человек). Отдельные полицейские направлены в шесть миссий. Наибольшее количество египетских военных наблюдателей находится в Конго – 23 и в Западной Сахаре – 21.
Напомним, что египетский миротворческий контингент 50 лет назад находился в составе миротворческой миссии в Конго. Египетским контингентом командовал Саад аль-Шазли – будущий начальник генштаба и герой Октябрьской войны 1973 года.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР
В 2015 году исполняется 35 лет со дня создания миротворческой миссии на Синайском полуострове под названием Многонациональные силы и наблюдатели. Данную миссию можно считать альтернативным (региональным) миротворчеством. Дело в том, что в 1979 году был подписан египетско-израильский мирный договор. В тот год автор данных строк (майор) сделал в дневнике запись:
26 марта 1979 года. Наблюдательный пост ООН южнее Суэца.
Сегодня день подписания мирного договора между Египтом и Израилем в Вашингтоне.
В 21 час по местному времени включаю радио. Весь эфир забит передачей из Вашингтона. Все средства массовой информации включились в работу. Вначале играли гимны двух стран, затем состоялось подписание договора.
Первым договор подписал президент Египта Садат, затем – премьер Израиля Бегин.
Началось произнесение речей: Картер, Садат и Бегин.
Сразу же после речей все западные радиостанции начали комментировать это событие.
К этому времени Чрезвычайные силы ООН на Синае существовали уже седьмой год.
Военные наблюдатели ООН (в том числе и 18 советских офицеров) выполняли миротворческие задачи на Синае в интересах сил ООН. За нами была великая держава. После подписания мирного договора Совет Безопасности ООН не продлил мандат миротворческих сил. Началась их постепенная ликвидация.
У меня сохранилась дневниковая запись за период с 19 по 27 июля 1979 года:
Нахожусь на дежурстве на оперативном пункте управления в Исмаилии. Первые четыре дня были спокойные. Но вот 24 июля 1979 года истек мандат сил ООН на Синае. Совет Безопасности ООН не продлил мандат, и ЧВС-2 будут расформированы. Я служил при создании ЧВС шесть лет тому назад, а теперь являюсь свидетелем их ликвидации – вот альфа и омега.
В 2 часа ночи 25 июля начался новый этап. Функции ЧВС передаются миротворцам из ОНВУП. Получили из Иерусалима телеграмму и оперативный приказ, который сразу же передали по радио всем наблюдателям, находящимся в буферной зоне.
Наблюдатели к 5 часам утра 25 июля заняли все перекрестки, КПП и основные позиции.
Это был самый напряженный день, без сна. Связь работала непрерывно с Иерусалимом, Каиром и буферной зоной.
Допустил ошибку при замене военных наблюдателей на постах – исправил.
Второй день (26 июля) был также напряженный. Последовали визиты начальства из Иерусалима. Сейчас все стабилизируется. Начальник контрольного центра в дневное время постоянно следил за развитием обстановки.
А вот запись, сделанная в апреле 1980 года:
Завершается ликвидация ЧВС-2. Прощальный концерт был дан 17 апреля. На 24 апреля 1980 года назначен спуск флага ООН в Исмаилии.
Много грузовиков с имуществом направляют в Ливан (силы ООН в Ливане). Оказываем помощь, организуем переправу через канал. Можно увидеть военных водителей из Франции, Норвегии, Сенегала и Фиджи. Гражданский персонал направляется в другие миссии ООН.
После подписания мирного договора израильтяне постепенно ушли из Синая. Последний этап отвода израильских сил («исход из Египта») – дорога, по которой Святое семейство направлялось в Египет. По этому пути наступал в Палестину и отступал в 1799 году Наполеон Бонапарт. А еще давным-давно здесь проходил Александр Македонский.
МИРОТВОРЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Вместо миротворцев ООН на Синае в соответствии с договором и протоколом появились Многонациональные силы и наблюдатели – МСН (Multinational force and observers – MFO), но, как уже отмечалось в самом начале, без мандата ООН. Созданы они были в 1981 году, после того как ООН решила не продлевать свой миротворческий мандат в связи с подписанием мирного договора между Египтом и Израилем в 1979 году. Силы наблюдают за ходом выполнения договора. Первая группа военнослужащих многонациональных сил прибыла на Синайский полуостров в начале 1982 года. Контингент не пользуется поддержкой ООН и финансируется преимущественно Египтом, Израилем и США. В состав данных сил входят военнослужащие и гражданские лица из 13 стран.
В феврале 2015 года силы насчитывали 1669 военнослужащих. МСН имеют эмблему и флаг. Учреждена ведомственная медаль, а также издается ежемесячный журнал «Sandpaper» («Песчаная газета»).
Организационная структура и выполнение миротворческой задачи МСН представляют собой значительный интерес. Район действия Многонациональных сил и наблюдателей с трех сторон омывается водой: Суэцкий канал, Средиземное море и Красное море.
Сам Синай разделен на четыре зоны: A, B, C и D.
В зоне А, восточнее Суэцкого канала, египтянам разрешено иметь одну механизированную пехотную дивизию – 22 тыс. человек. В зоне В располагаются четыре батальона, в зоне С, у израильской границы, располагаются только военные полицейские и многонациональные силы. И, наконец, в зоне D, на территории Израиля, разрешается иметь 4 пехотных батальона.
Возглавляет МСН гражданское лицо – генеральный директор, штаб которого находится в Риме, а его представители находятся в Каире и Израиле. С 1 июля 2009 года гендиректором назначен американский посол Дэвид М. Саттерфилд, который имеет большой опыт дипломатической работы. Знает французский и арабский языки.
Обязанности командующего силами с 3 марта 2014 года исполняет представитель Канады – генерал-майор Денис Томпсон. В 1984 году он закончил военный колледж, служил на Кипре и в Германии. В 1995 году командовал ротой – миссия НАТО в Боснии, а в 2000 году там же командовал батальоном. В 2006 году был назначен командиром механизированной бригады, после 2009 года занимал ряд постов в национальном штабе обороны, а в 2011 году назначен командиром специального оперативного командования.
Всего в миссии на Синае проходят службу 30 канадских военнослужащих в звании от капрала до полковника. Канадские военнослужащие располагаются в северном лагере. Еще один канадский генерал возглавлял эту миссию с 2001 по 2004 год.
Силы имеют два лагеря. Северный лагерь расположен возле населенного пункта Эль-Гохар (37 км от Эль-Ариша). Южный лагерь – возле знаменитого Шарм-эль-Шейха.
Самый большой контингент в составе сил числится за Соединенными Штатами. В него входят:
– штабная группа (40 человек – занимают в основном штабные должности), начальник штаба сил – американец;
– батальон поддержки – 222 человека, имеет самолет С-12 Huron и 8 вертолетов UN-60А, которые обеспечивают авиационную поддержку от моря и до моря;
– пехотный батальон численностью 425 человек занимает южный сектор зоны С, ведет наблюдение и контроль, обслуживает 11 удаленных позиций, проводит патрулирование, а также обслуживает временные наблюдательные посты. Батальон располагается в Южном лагере.
Республика Фиджи выделяет пехотный батальон с 1982 года, его численность – 338 человек. Батальон действует в северном секторе зоны С. Славится своим оркестром.
Колумбия выделяет пехотный батальон в составе более 300 человек.
Италия выделяет отряд морского патрулирования в составе 10 судов. Контролируют также судоходство по Тиранскому проливу.
Норвежцы присылают всего пять штабных офицеров, а Франция выделяет двух офицеров связи взаимодействия.
Канада направляет 28 человек, в основном для штабной службы, а Австралия – 25 человек.
В составе сил имеется группа гражданских наблюдателей в составе 15 человек. Все они – американцы. Половина сотрудников – представители Государственного департамента, а вторая половина – отставные военные. Это называют военно-дипломатической комбинацией. Гражданские наблюдатели проводят регулярные инспекции на машинах и вертолетах во всех четырех зонах.
Интересно появление и образование этой группы. История восходит к американской полевой миссии на Синае, которая завершила свою работу 25 апреля 1982 года. Нашим ветеранам-миротворцам хорошо знакома американская Полевая миссия на Синае. В свое время автор данных строк также посетил эту миссию.
РУССКИЙ МАЙОР В ГОСТЯХ У АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛЕВОЙ МИССИИ НА СИНАЕ
11 декабря 1978 года. Перевал Митла, штаб ганского батальона.
Готовим джип. Едем с перевала Митла на перевал Гидди, чтобы посетить американскую Полевую миссию на Синае. Avanti!
Сначала проехали на восток по перевалу Митла. Подъезжаем к КПП Браво. Встречаем еще несколько наблюдателей: финн, канадец и норвежец. Едем на четырех джипах, до объекта осталось два километра. Встречают хорошо, нас всего шесть военных наблюдателей.
Встречает оперативный офицер (но гражданское лицо). Заходим в комнату инструктажа. Большой круглый стол, справа карта района миссии. Слева карта Синайского полуострова, масштаб 1:500 000. Напротив киноэкран. На противоположной стороне стол, на котором расположены приборы: сенсоры и сейсмические устройства, акустическое устройство с индикатором, монограмма для определения величины и характера наземной цели, на треноге стоит сенсорное устройство. В углу схема организации миссии, возглавляемой директором.
Служащие разделяются на персонал Государственного департамента (работают один год) и персонал, набираемый по контракту (полтора года), многие получают продление.
Основанием существования миссии является соглашение от 1975 года, заключенное между Египтом и Израилем, и правительством США.
Инструктаж проводит оперативный офицер. Излагает в общих чертах задачу миссии с показом на карте. Подчеркивает, что в миссии нет военного персонала (хотя сам носит перстень выпускника военного училища Уэст-Пойнт). Состав миссии – 200 человек, из них 15 женщин.
Инструктаж по техническим вопросам проводил специалист. Показал четыре звукоакустических, сенсорных и сейсмических устройства. Рассказал коротко принцип их работы. Инструктаж продолжился в оперативной комнате. На табло – подробная карта района миссии, масштаб 1:25 000, со светящимися лампочками, отображающими сенсорные точки на путях передвижения. Рядом небольшой телеэкран, на котором показывается дорога с движущимися машинами. На другой стороне схема связи миссии: с Каиром, силами ООН, Израилем, наблюдателями ООН, некоторыми постами. Стол для дежурного с подробными маршрутами дорог. На столах и этажерках толстые справочники, среди них два-три по самолетам. Рядом схемы оборудования, монтажные схемы.
Миссия имеет три наблюдательных пункта и четыре сенсорных поля.
Работники миссии носят светло-коричневую форму одежды. Комната связи: телетайп по направлениям – Каир, Израиль, силы ООН и т.д., телефон и радиосвязь.
Инструктаж проходил с 10.15 до 12 часов. Затем нас пригласили на ланч. Питание очень хорошее. Народ в основном зрелого возраста, молодежи мало. На стене список с днями рождения в декабре. Рядом рождественская елка и украшения. Собирались посмотреть фильм, но что-то не вышло. Зал отдыха: пинг-понг, бильярд. Уезжаем, провожает тот же оперативный офицер. Мой напарник, французский капитан Винсент Патрик, 33 года, холостяк, закончил военное училище в Сент-Сир, по-английски говорит слабо.
Необходимо сказать, что и гражданских журналистов из Каира приглашали на американскую полевую миссию. Был среди них и советский журналист, который сделал вывод, что это – военная база.
ФИНАНСЫ ВСЕГДА ПОД КОНТРОЛЕМ
На сайте МСН я нашел финансовый отчет за прошлый год на 18 страницах – цифры, названия, статьи расходов, аудит… дальше – темный лес.
Расходы оплачиваются Египтом, Израилем и США, еще 6% добавили государства-доноры: Австралия, Великобритания, Южная Корея, Германия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Нидерланды и Япония.
Генеральный директор Международных сил на Синае представляет ежегодный отчет о ходе миротворческой деятельности и соблюдении мирного договора. «Перекуем мечи на орала» – сказано в древности.
Необходимо сказать, что сил и средств в данной организации достаточно для выполнения миротворческой миссии, но и задачи масштабные – весь легендарный Синай.
Наши миротворцы шесть лет находились на вахте мира на Синае в прошлом веке, где им была известна каждая пальма и каждая дюна. Сейчас компьютер позволяет взглянуть на то, что в данный момент происходит на Синае.
Необходимо сказать, что по оснащенности, организованности и оперативности МСН превосходят даже некоторые миротворческие миссии ООН. Многие командующие миссий ООН жалуются на недостаток вертолетов, а в МСН насчитывается аж 8 вертолетов.
Четыре года назад руководитель Синайской миссии Дэвид Саттерфилд посетил Москву, где состоялась его встреча с заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым. Дипломаты назвали это консультацией. По сообщениям СМИ, центральной темой в рамках обстоятельного обмена мнениями стала «ситуация в ближневосточном регионе, в том числе в свете недавнего витка насилия на юге Израиля, вокруг сектора Газа, а также возрастание напряженности на Синайском полуострове». Генеральный директор МСН проинформировал российскую сторону о положении дел в сфере безопасности на Синае. В свою очередь, Михаил Богданов приветствовал предпринимаемые египетскими властями меры по стабилизации обстановки в этом районе, в чем Россия особенно заинтересована с учетом большого числа российских туристов, отдыхающих на курортах Красного моря.
«При обсуждении перспектив арабо-израильского урегулирования стороны отметили необходимость активизации усилий международного сообщества в лице «квартета» ближневосточных посредников по разблокированию палестино-израильских переговоров, которые должны завершиться созданием независимого жизнеспособного палестинского государства, сосуществующего с Израилем в мире и безопасности», – указывалось в сообщении по итогам визита.
«Время войне, и время миру» – сказано в древности на Святой земле.