Голубые каски по-прежнему несут службу на Голанских высотах. Фото Reuters
В июне 2017 года будет отмечаться 50 лет со дня третьей арабо-израильской войны, известной как Шестидневная война. О ней написаны горы литературы. Самому молодому участнику тех событий около 70 лет. Есть и россияне, исполнявшие тогда служебный долг за пределами Отечества. Однако хотелось бы рассмотреть другую сторону тех событий – миротворческую и дипломатическую, без гнева и пристрастия – sine ira et studio.
МИРОТВОРЦЫ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ МИРА
Взглянув на карту Ближнего Востока, можно заметить, что Израиль в настоящее время находится в кольце четырех миротворческих миссий. Три генерала в голубых беретах ООН и один – в национальном головном уборе находятся на вахте мира вокруг Израиля.
На сирийских Голанских высотах с 1974 года размещены Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), насчитывающие 829 миротворцев из 8 стран и 77 военных наблюдателей. Сменилось 20 командующих силами.
В 1978 году созданы Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ) – 10 541 человек из 40 стран. Cменилось уже 17 командующих.
Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) с 1948 года находится в Иерусалиме и действует в четырех странах. В миссии задействовано 150 военных наблюдателей ООН из 25 стран, в том числе из России – 4 миротворца. Поменялось за время работы миссии 35 ее руководителей.
Есть и другой вид миротворчества. На границе Израиля и Египта с 80-х годов прошлого века развернуты Многонациональные силы и наблюдатели (1365 человек из 12 стран), но без голубых беретов и без участия ООН.
Появились и такие должности, как Специальный координатор ООН по ближневосточному мирному процессу и представители Генерального секретаря ООН в Ливане и Сирии.
Кроме того, между Израилем и Египтом, а также Иорданией в прошлом веке заключены мирные договоры. Государственные границы между этими странами были четко определены. Примечательно, что несмотря на то, что официально две смешанные комиссии по перемирию завершили свою работу, смешанные комиссии в Сирии и Ливане все еще существуют на бумаге.
Ушли в историю Первые (1956–1967) и Вторые (1973–1979) Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Прекратила существование американская полевая миссия на Синайском полуострове. За дипломатические и миротворческие усилия на Ближнем Востоке присуждено несколько Нобелевских премий мира, но там до сих пор нет мира под оливами.
Удивительно, но ни в одной из 16 миротворческих миссий ООН израильских военнослужащих нет.
ВОЙНА НА ТРЕХ ФРОНТАХ
В конце мая 1967 года силы ООН, находившиеся в Египте и Газе десять лет, были отозваны Генеральным секретарем ООН. События развивались стремительно – война.
Наш источник в ООН отправил в Москву секретную телеграмму: «Характерно, добавил У Тан, что Израиль категорически отказался дать согласие на присутствие войск ООН на своей территории, заявив, что он не принимает «подержанный товар» и не является благотворителем в виде «армии спасения».
Шестидневная война была развязана Израилем в июне 1967 года против Египта, Иордании и Сирии с целью захватить часть их территории. По общему соотношению сил арабы превосходили израильтян, однако 5 июня авиация Израиля внезапным ударом по аэродромам арабских стран вывела из строя до 66% их самолетов, а его сухопутные войска нанесли удар на египетском фронте, сломили сопротивление противника и 8 июня вышли к Суэцкому каналу. На иорданском фронте израильтяне перешли в наступление 5 июня и к исходу 7 июня разгромили основные силы иорданской армии, овладев восточным Иерусалимом. 9 июня Израиль нанес удар по Сирии, и на следующий день его войска вклинились на ее территорию до 26 км. За 6 суток израильская армия захватила Синайский полуостров, сектор Газа, западные провинции Иордании и Голанские высоты.
По требованию Совета Безопасности ООН и под дипломатическим давлением СССР и других стран Израиль 10 июня полностью прекратил военные действия, в тот же день СССР заявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем.
ГОЛАНСКИЕ ВЫСОТЫ
8 июня 1967 года боевые действия были прекращены на египетском и иорданском фронтах. На сирийском фронте боевые действия прекратились 10 июня, а утром 11 июня между противоборствующими сторонами были размещены военные наблюдатели ООН.
В последующие дни на Голанских высотах военные наблюдатели демаркировали линии прекращения огня с обеих сторон («пурпурная линия»). К концу 1967 года было развернуто семь наблюдательных постов на израильской стороне и девять – на сирийской стороне. Штабы группы наблюдателей находились в Дамаске и Тивериаде.
Общее руководство осуществлял начальник штаба ОНВУП. Мандат определен в резолюции 236 (1967): «СБ призывает к полному сотрудничеству с Начальником штаба ОНВУП и наблюдателями в деле приведения в жизнь прекращения огня, включая свободу передвижения и достаточные средства связи».
«Совет постановил просить соответствующие стороны проявить все возможное сотрудничество с наблюдателями Организации Объединенных Наций в осуществлении их обязанностей и предложить правительству Израиля восстановить для генерала Одда Булла возможность пользоваться Правительственным домом, а также просить стороны восстановить свободу передвижения наблюдателей Организации Объединенных Наций в этом районе».
Военные наблюдатели представляли в Совет Безопасности ООН доклады.
Так продолжалось до октября 1973 года. За весь период по ОНВУП Совет Безопасности ООН принимал семь резолюций и два консенсуса: Консенсус по зоне Суэцкого канала и Консенсус по Южному Ливану.
СЕКТОР СУЭЦКОГО КАНАЛА
Сложной оставалась ситуация в зоне Суэцкого канала. Здесь израильские войска в ходе наступления к 8 июня 1967 года достигли восточного берега канала, за исключением района восточнее Порт Фуад. До начала июля обстановка в районе канала была относительно спокойной. Суэцкий канал считался «большим противотанковым рвом». Однако 8 июля вдоль канала возобновилась сильная артиллерийская дуэль.
Генеральный секретарь ООН У Тан не смог представить Совету Безопасности информацию, так как в районе канала не было военных наблюдателей ООН. В результате консенсуса (согласия) операция по наблюдению началась 17 июля 1967 года. Особо подчеркнем – официальное оформление было сделано не в виде резолюции Совета Безопасности, а в результате консенсуса.
«ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩЕЕ МНЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ И ОДОБРЕННОЕ СОВЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ НА 1366-м ЗАСЕДАНИИ 9/10 ИЮЛЯ 1967 ГОДА.
Напоминая о резолюциях 833, 234, 83S и ES6 (1967) Совета Безопасности и подчеркивая необходимость для всех сторон тщательно соблюдать положения этих резолюций, заслушав заявления Генерального секретаря и предложения, которые он сделал заинтересованным сторонам, я полагаю, что выражаю мнение Совета, что Генеральный секретарь должен, как он предложил в своих заявлениях в Совете 8 и 9 июля 19б7 г., предложить Начальнику штаба Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине, генералу Одд Буллу, разработать c правительствами Объединенной Арабской Республики и Израиля возможно скорее необходимые мероприятия по размещению военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в секторе Суэцкого канала под руководством Начальника штаба ОНВУП».
Три раза норвежские генералы занимали должность НШ ОНВУП. Первым из них был генерал-лейтенант Одд Булл, который руководил миротворцами дольше всех – семь лет (1963–1970).
Вначале вдоль канала было развернуто пять наблюдательных постов ООН. Затем их количество увеличили до 15: 8 постов на восточной стороне (Контрольный центр Кантара) и 7 – на западной (Контрольный центр в Исмаилии). Посты действовали до октябрьской войны 1973 года.
Количество наблюдателей было доведено до 90 из 6 стран: Австрия, Бирма, Чили, Финляндия, Франция и Швеция.
Основная задача наблюдателей – наблюдение и доклад о нарушениях прекращения огня, включая обстрелы, нарушение воздушного пространства, продвижение вперед и плавание по каналу.
Самые тяжелые артиллерийские обстрелы фиксировались с начала 1969-го по август 1970 года. Этот период назывался «война на истощение». Полностью боевые действия в зоне Суэцкого канала прекратились 7 августа 1970 года. Обстановка оставалась относительно спокойной до 6 октября 1973 года, когда началась новая, четвертая арабо-израильская война.
В моей записной книжке сохранилась запись: «Из 320 офицеров, проходивших службу в Исмаильском контрольном центре с 1967 по март 1974, 11 человек побывали дважды (шведы – 5, французы – 5, финны – 1)».
C июля 1970-го по октябрь 1973 года начальником штаба ОНВУП был финский генерал Энсио Сииласвуо. В течение трех дней были сформированы Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС-2). В состав ЧВС-2 был включен польский контингент, а в ОНВУП – 36 советских офицеров.
ЗАГАДОЧНОЕ ЧИСЛО 101
Нашим миротворцам в прошлом веке пришлось пройти по миротворческим дорогам от Суэцкого канала и синайских дюн до Голанских высот и ливанских кедров. События 50- и 100-летней давности изучались не по учебникам, а глазами памяти.
Один из моих коллег обратил внимание на нумерологию. Его заинтересовало то, что число 101 содержит загадочные последствия для военных, дипломатических и миротворческих дел. Он увидел в этом числе палиндром – одинаково читается в обоих направлениях. Подключил этот палиндром к миротворческой жизни и вот что получилось.
Генерал Ариэль Шарон (1928–2014). В 1953 году Шарон организовал и возглавил 101-е специальное подразделение. Самая громкая операция подразделения – нападение на мирную палестинскую деревню Киббие в 1953 году. Тогда погибли 69 человек, включая женщин и детей. Акцию осудили в ООН. По этим событиям Совет Безопасности ООН принял в 1953 году резолюцию «101». А через 20 лет после этой резолюции израильские войска оказались на 101-м км дороги Каир–Суэц.
«Делами Шарона» в 1953 году занимались миротворцы из Органа ООН по наблюдению за выполнением перемирия в Палестине (ОНВУП). Смешанная израильско-иорданская комиссия по перемирию (действовала с 1949 года) представила в ООН доклад. Начальник штаба ОНВУП был вызван в Нью-Йорк на заседание Совета Безопасности ООН и представил доклад.
Полезно прочитать текст резолюции 101 Совета Безопасности от 24 ноября 1953 года под названием «Соблюдение и обязательное выполнение общих соглашений о перемирии, с особым указанием на имевшие недавно место акты насилия и, в частности, на инцидент, происшедший в Киббии с 14 на 15 октября 1953 г.»:
«Совет Безопасности считает, что репрессалии, проведенные в Киббии вооруженными силами Израиля 14 и 15 октября 1953 г., и все подобные действия являются нарушением постановлений о прекращении огня и несовместимы с обязательствами, принятыми на себя сторонами на основании Общего соглашения о перемирии между Израилем и Иорданией… Выражает самое решительное порицание таких действий и призывает Израиль принять самые эффективные меры к предупреждению всех подобных действий в будущем».
Солдаты 101-го спецотряда ночью 14 октября 1953 года совершили рейд на иорданскую деревню Киббию, взорвали 42 дома, убили 69 человек. Примечательно, что командир подразделения майор Шарон был удивлен количеством разрушений и гибелью людей. Даже американцы настаивали на привлечении к ответственности виновных. Подразделение «реструктурировали» и переименовали. Виновных не оказалось, списали на терроризм.
Автор данных строк, находясь в миротворческой миссии на Синайском полуострове, в полевом дневнике в конце 1973 года записал: «Этот день был символичным и симптоматичным. Командир танковой дивизии генерал Ариэль Шарон покидал Синай, а русский капитан садился на танк, чтобы проложить под флагом ООН через минное поле демаркационную линию».
Сбываются слова, сказанные в древности: «Время войне, и время миру».