0
2427
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

21.09.2014 18:01:00

Культура. Юрий Кара – против Голливуда

Мария Токмашова

Об авторе: Мария Токмашова – обозреватель отдела культуры «НГ»


Фото сайта https://ru.wikipedia.org/

На прошедшей неделе громко прозвучала идея о запрете американского кино в российских кинотеатрах. Озвучил ее родившийся в Донецке российский режиссер, автор фильмов «Завтра была война», «Воры в законе», «Мастер и Маргарита», доверенное лицо президента РФ Владимира Путина Юрий Кара. Фраза «Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США. – «НГ»), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении» была произнесена на экспертном совещании Общероссийского народного фронта, где ее поддержал и глава думского комитета по культуре, режиссер Станислав Говорухин. Он, правда, высказался более мягко и предложил заменить голливудские блокбастеры на фильмы из Европы, Японии, Турции и Ирана. Как позже пояснил Говорухин, у него также нет претензий к независимому американскому кино, волнует депутата только «излишек голливудской продукции».

Идея так или иначе ограничить прокат зарубежных фильмов в последнее время возникает все чаще, и в свете политических и экономических санкций кажется, что полный запрет именно на американскую кинопродукцию лежал на поверхности. Странно, что до Юрия Кары ее никто не высказывал. По мнению некоторых отечественных режиссеров и депутатов, именно ограничение на прокат зарубежных фильмов позволит повысить популярность российского кинематографа и добиться роста кассовых сборов наших картин.

Разговоры о прокатных ограничениях начались пару лет назад, когда фонду кино была поставлена задача финансировать потенциально успешные в прокате картины и следить за долей «кассы». В прошлом году за счет успеха «Сталинграда» и хороших результатов «Легенды 

№ 17» и «Горько!» доля российского кино достигла отметки в 18%, чем крайне порадовала чиновников. Но останавливаться на достигнутом они не собираются. И в мечтах, например, министра культуры РФ Владимира Мединского добиться доли российских фильмов в 30% к 2018 году. Хотя пока эта перспектива выглядит крайне туманной. 

Проходившие все лето в Минкультуры и Фонде кино питчинги не удивляли интересными идеями потенциально кассовых российских картин. Наоборот, кажется, продюсеры и режиссеры решили сосредоточиться на создании военно-исторических проектов разного уровня сложности и соответственно – кассового потенциала, или на скромных комедиях, созданных под копирку с голливудского кино. Но даже если все планы наших кинематографистов удастся воплотить в жизнь, полностью заполнить репертуар кинотеатров отечественной продукцией – задача трудновыполнимая. Наш зритель российское кино – за редким исключением – вниманием не балует. Наконец, начали проваливаться в прокате низкопробные комедии: ремейк «Кавказской пленницы» явный тому пример. Из релизов этого года успехом пользовался только «Вий» Олега Степченко, на фоне сложных российско-украинских отношений относительно неплохо прошел и «Поддубный», на подходе – сиквел «Горько!» и новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Но всем этим картинам далеко до «Стражей галактики» и «Трансформеров», которые стабильно получают в российском прокате 1 млрд руб. И если эти релизы исчезнут из кинотеатров, вряд ли их зрители предпочтут купить билет на очередную комедию со «звездами» Comedy Club. Следовательно, кинотеатры начнут закрываться, и уже вообще ничего увидеть на большом экране будет невозможно.

Для того чтобы принять предложение Говорухина и заполнить отечественный прокат независимым американским кино или европейскими фильмами, нужно для начала сформировать вкус широкого зрителя. Делается это в том числе за счет разнообразных кинофестивалей. Но в этом году госфинансирования не получил один из лучших московских фестивалей независимого кино «Morrow/Завтра», отказали в финансировании и главной столичной площадке мирового документального кино фестивалю «Артдокфест». Не проясняется ситуация и с Музеем кино, который получил летом нового директора, но так и не получил собственного здания. Под угрозой закрытия Научно-исследовательский институт киноискусства. В конце этой недели открытое письмо о ситуации с НИИ киноискусства и Музеем кино написали члены Гильдии киноведов и кинокритиков. В письме они выразили «решительное недоверие» министру культуры Мединскому и потребовали присвоить НИИ киноискусства автономный академический статус, а также провести открытый конкурс на должность директора Музея кино. 

В том, что этот глас кинокритиков будет услышан чиновниками, есть большие сомнения. А вот безответственные и громогласные речи с трибун Общероссийского народного фронта вполне могут обрести реальное воплощение. Пусть не в ближайшей перспективе, это лишь дело времени.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1343
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1994
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2282

Другие новости