0
958
Газета В мире Интернет-версия

03.12.1999 00:00:00

"Пушкин" идет по следу


АРХИВ, попавший в распоряжение "Федерального уполномоченного по документам государственной безопасности бывшей Германской Демократической Республики", бывшего пастора из Ростока Йоахима Гаука, взрывоопасен. Он хранит много тайн. О диссидентах - жертвах доносов и преследований "штази", как сокращенно называют министерство госбезопасности, которое пронизывало едва ли не все поры жизни ГДР. О его штатных и внештатных агентах. Но случаются и совсем неожиданные находки. Как сейчас, когда всплыло целых 30 томов документов, проливающих свет на "слежку" иного рода. А именно детективную историю поисков "Янтарной комнаты", похищенной в 1941 году гитлеровскими оккупантами из Екатерининского дворца в некогда Царском Селе, ныне городе Пушкин.

Поначалу считалось, что это "восьмое чудо света" было подарено прусским королем императрице Анне Иоанновне, которая отблагодарила Фридриха Вильгельма I, послав в Берлин 80 "больших рекрутов". И лишь много позже выяснилось, что это неверно. В своей книге "Забытое прошлое окрестностей Петербурга", изданной в 1889 году, писатель Михаил Пыляев повествует: "Янтарная камора прислана января 13-го 1717 года в дар государю Петру I прусским королем. Французский мастер, делавший ее, жил в Данциге, фамилия его Гофрин Тусо. Янтарная комната первоначально была в Малом Зимнем дворце, где жил и скончался Петр Великий. Перенесена в Царское Село архитектором графом Растрелли".

Но былые исторические заблуждения ничто по сравнению с трагической и до сих пор не выясненной послевоенной судьбой "Янтарной комнаты". Хотя при содействии "Рургаза" ее постепенно восстанавливают на прежнем месте, никому не дано смириться с мыслью, что оригинал уникального произведения искусства утрачен навсегда. Кроме бесчисленных газетно-журнальных публикаций, только в Германии поиску "Янтарной комнаты" было посвящено около десятка книг. Более полувека им занимались прокуроры, полиция, искусствоведы, журналисты, спецслужбы, авантюристы, коллекционеры. Огромные усилия в своей тайной охоте предприняла, как теперь выяснилось, и "штази".

Может показаться странным, что ведомство господина Гаука приподняло занавес над этой историей только в недавние ноябрьские дни, хотя владеет архивами госбезопасности ГДР по меньшей мере восемь лет. Дело тут в том, как объяснила мне архивариус, обнаружившая эти 30 папок о "Янтарной комнате", что значительная часть документов "штази", в том числе и эти, поначалу была переправлена в Федеральный архив в Кобленце. Там они пылились, пока неспешные чиновники не пришли к выводу, что "Янтарная комната" не по их профилю. Среди прочих "ненужных" материалов заветные папки вернули в конце прошлого года в Берлин, где на них наконец обратили внимание. Но общественность оповестили тоже не сразу. Вероятно, находку сначала изучали следственные органы.

В читальном зале на шестом этаже учреждения, отдельный стол и увесистые папки с аккуратно подшитыми рукописными и печатными материалами. Всего 11 тысяч страниц! Первый документ коллекции датирован 30 мая 1980 года. Он озаглавлен "Совещание у руководителя главного управления VII товарища генерал-майора Бюхнера по вопросу о "Янтарной комнате". Кто-то аккуратно вел протокол: "Товарищ Бюхнер открыл обсуждение указанием на то, что работа по расследованию грабежа предметов искусства в Советском Союзе должна быть поднята на государственный уровень".

Собственно говоря, в недрах "штази" этим уже без малого четверть века занимался некто подполковник Пауль Энке. Из его служебных записок, вновь подвергнутых анализу, следовало, что в предыдущие годы было проведено множество мероприятий по проверке слухов и сведений относительно "разыскиваемого объекта". Были составлены списки на 5000 лиц, которые предположительно могли иметь к нему хотя бы малейшее отношение. Найти удалось далеко не всех. Под разными предлогами опрашивались и допрашивались граждане ГДР. Но не только: "подполковник Энке работал как историк под именем д-р Колер и под этим псевдонимом устанавливал контакты с западногерманскими гражданами, в том числе журналистами".

Были у него контакты и в другом направлении. В частности, как зафиксировано в одном из документов, Энке был знаком "с советским писателем Семеновым (очевидно, имеется в виду Юлиан Семенов. - Е.Г.), который намеревался по поручению одной рабочей группы в Советском Союзе написать книгу о краже "Янтарной комнаты".

Думается, что подразделения "штази" были мобилизованы на ее "штурмовой поиск" в мае 1980 года неспроста. Не исключено, что за содействием обратились соответствующие советские инстанции, например КГБ, который в документах именуется "братским органом". А может быть, тема обсуждалась по линии Москва-Берлин и на более высоком уровне. Так или иначе, в первом же документе подчеркнуто: "От товарища министра (т.е. Эриха Мильке. - Е.Г.) получено указание считать дело о "Янтарной комнате" официальной задачей министерства безопасности".

Основная ответственность за ее выполнение была возложена на главное управление IX/II. Ему в помощь были приданы еще четыре отдела. Теперь уже "Янтарной комнатой" занимался не один подполковник Энке, а большая группа из 50 сотрудников министерства. Были составлены развернутые планы работы, распределены обязанности.

2 июня 1980 года министерство Мильке присвоило операции "Янтарная комната" высшую степень секретности и кодовое название "Пушкин". Для любых публикаций о ней отныне требовалось разрешение МГБ ГДР.

Известно, что "Янтарная комната" была вывезена гитлеровцами первоначально в Кенигсберг. Поэтому прежде всего перепроверялись версии ее дальнейшей судьбы. "Установлено, - говорится в отчете о ходе операции "Пушкин", составленном в ноябре 1980 года, - что "Янтарная комната" в сентябре 1944 года еще находилась в Кенигсбергском замке". По некоторым свидетельствам, ее видели там даже 15 января 1945 года. Тем не менее время исчезновения этого сокровища из Кенигсберга спецгруппа "штази" определила довольно растяжимо - с октября 1944 по апрель 1945 года. Как отмечается в документах, известно, что отвечавшие за ее сохранность в Кенигсберге служащий провинциального управления охраны памятников Фрисен и руководитель кенигсбергского собрания произведений искусства и янтаря д-р Роде "предприняли серьезные усилия, чтобы оградить кенигсбергские сокровища от попадания в руки Красной Армии, и вывезли их в Саксонию". Но возможно, что часть была спрятана в Тюрингии. В то время награбленное в СССР входило в состав т.н. "собрания Коха", гаулейтера Восточной Пруссии. А это "собрание", как установлено, было в два приема - 9 февраля и 9 апреля 1945 года - вывезено из музея Веймара на грузовиках Красного Креста в неизвестном направлении. С тех пор след "Янтарной комнаты" окончательно теряется.

В ходе операции были тщательнейше исследованы все нацистские архивы, имевшиеся в распоряжении ГДР. Особый интерес был при этом проявлен к приказам и распоряжениям инстанций рейха в Кенигсберге и Восточной Пруссии. Был найден и подробнейше допрошен искусствовед Готтфрид Раймер, служивший с 1943 года "референтом по особым поручениям музея в Линце". Известно, что музей на австрийской родине Гитлера был одним из его любимых проектов, и нельзя было исключать, что он мог быть конечным адресом для "Янтарной комнаты". Допрашивался по этому делу и бывший адъютант заместителя фюрера по партии Мартина Бормана. Всего в архивных томах "штази" зафиксированы показания и свидетельства 200 самых разных лиц. Кроме того, содержание папок показывает, что разведке ГДР удалось раздобыть обширные донесения американского "Департамента стратегических исследований" - секретной службы, занимавшейся после войны анализом нацистской документации.

На основе всей этой работы были определены примерно 130 мест возможного местонахождения янтарного сокровища, 25 из которых считались наиболее перспективными. В ГДР поиски концентрировались в Тюрингии, особенно в заброшенных штольнях Рудных гор. Искали также в подвалах старинных пивоварен. За пределами республики в район поиска входили Бавария и Австрия. Аквалангисты "штази" специально обследовали с этой целью австрийское озеро Топлиц.

Последний след был получен и зафиксирован в документах 1 июня 1989 года. Тогда некий западный немец обратился к властям ГДР через польского посредника с предложением показать, где спрятана "Янтарная комната". Это место, по его утверждениям, - один из полигонов советских войск в ГДР. Немец якобы был в 1945 году свидетелем, как ящики с облицовкой "Янтарной комнаты" были закопаны там узниками концлагеря, которые затем были расстреляны эсэсовцами. Человек, передавший эти сведения, требовал гарантий, что после обнаружения сокровища ему разрешат беспрепятственно вернуться на Запад. Но к лету 1989 года руководство "штази" поостыло к этой "официальной задаче", голова сильно болела из-за массового бегства из республики и поднимавшегося движения гражданского протеста. Поэтому генерал Рольф Фистер распорядился не проводить более широких операций поиска "Янтарной комнаты". Версия, по-видимому, осталась непроверенной.

Архив "штази", касающийся "Янтарной комнаты", едва не был уничтожен. Последняя запись в нем датирована 12 декабря 1989 года. В то время уже рухнула Берлинская стена, развитие стремительно пошло к германскому воссоединению и самоликвидации ГДР. Так что резолюция гласила: "Дело "Пушкин" может быть аннулировано". Но каким-то чудом оно сохранилось для истории, а быть может, и для дела.

Несмотря на концентрированные усилия, "штази", как, впрочем, и всем другим охотникам, не удалось обнаружить искомое. Однако, по мнению специалистов, собранные контрразведчиками ГДР сведения могут еще пригодиться. В частности, в папках, касающихся краденых предметов искусства т.н. коллекций Геринга, Розенберга и "поручений фюрера в отношении музея Линца", могут содержаться важные импульсы к дальнейшим поискам "Янтарной комнаты". Впрочем, они, сообщала на днях берлинская газета "Тагесшпигель", и не прекращаются как в той же Тюрингии, так и в гористой местности в районе баварского Кобурга.

По-видимому, деятельность "штази" на этом поприще проходила в контакте с КГБ СССР. Например, в одном из документов 1983 года говорится, что "братский орган СССР по указанию заместителя министра генерал-лейтенанта Найбера был информирован через Х отдел министерства госбезопасности". Кроме того, генерал подчеркнул, что "примат политико-оперативной обработки всего комплекса находится в руках братского органа". Отсюда нетрудно предположить, что и в недрах российского ФСБ хранится немало любопытного о судьбе и поиске "Янтарной комнаты". Но это пока под замком.

Берлин-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
309
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1329
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1961
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1364

Другие новости