0
1140
Газета В мире Интернет-версия

24.03.2000 00:00:00

"Будут ли нас снова бомбить?"

Тамара Замятина

Об авторе: Тамара Замятина - собкор ИТАР-ТАСС в Югославии.

Тэги: Югославия, НАТО


Российские десантники в Косово. Сербы встречали их как освободителей.
Фото АП

ЧТО ТАМ журналисты, если накануне прошлогодних бомбардировок, которые начались 24 марта, российское посольство в Югославии, а может, и МИД РФ знали о предстоящей агрессии не больше, чем мы. Во всяком случае, семьи россиян в Белграде еще 23 марта решено было в Москву не эвакуировать. Женщины с детьми выехали в Будапешт только 24 марта в 15.00, за 5 часов до начала бомбардировок. Когда они пересекали границу с Венгрией, натовские бомбардировщики уже разогревали моторы на итальянской базе Авиано. Видимо, столь сильной была вера Кремля в то, что НАТО не осмелится не внять предостережениям Бориса Ельцина против начала агрессии.

Российская политика того периода хранит много тайн, некоторые из которых сейчас, год спустя, начинают приоткрываться. Всем памятно, скажем, как в ночь на 11 июня передовой отряд наших миротворцев вошел в административный центр Косово - Приштину еще до того, как на территорию края ступила нога военнослужащих стран НАТО. Недавно мы разговаривали о той памятной ночи с военным атташе в Белграде генерал-лейтенантом Евгением Бармянцевым. Днем 11 июня 1999 года, когда в посольстве отмечался День независимости России, я не увидела генерала на торжественном приеме. Наши и югославские военные были заметно возбуждены. Они толпились небольшими компаниями и поднимали бокалы явно не за этот непонятный праздник, с которым россияне друг друга как-то не научились поздравлять. Как раз в эти часы через Белград прошла в сторону юга Сербии колонна бронетранспортеров и автомашин российских десантников из Боснии. Сербы кричали нашим: "Поддайте газу!" - и бросали на капоты цветы, как освободителям. Колонну вели представитель РФ в НАТО генерал Заварзин и военный атташе в Белграде Бармянцев. Официально говорилось, что передовой отряд остановится на границе с Косово до получения приказа из Москвы.

Но офицер Генштаба югославской армии сказал мне на том приеме загадочную фразу: "Мы заинтересованы в том, чтобы первым в Приштину вошел русский солдат". "И войдем", - подтвердили мне еще днем, предвкушая успех, наши военные. Для меня это было настоящее профессиональное испытание: знать секретнейший военный план и не передать о нем сообщение для ИТАР-ТАСС.

К вечеру ситуация достигла драматического напряжения. Приятель-офицер в моем присутствии вызывал по телефону посольства России сербские контрольно-пропускные посты по дороге в Косово и кричал в трубку: "Остановить колонну!" Но с колонной мобильной связи не было. Потом он округлил глаза: "Как - уже вошли?" - и рванул в свой кабинет. Это говорит о том, что в план вхождения в Приштину была посвящена всего горстка людей.

На следующее утро министр иностранных дел РФ Игорь Иванов пережил, наверное, самый тяжелый момент в своей карьере. Он заявил на весь мир по телевидению, что произошла непредвиденная ошибка и российские десантники будут выведены за пределы Косово. Как делалась в то время политика Кремля - остается гадать. Без воли Верховного главнокомандующего Бориса Ельцина вряд ли даже храбрые генералы могли отважиться на такую головокружительную авантюру, которая пахла если не трибуналом, то уж отставкой - точно. Но почему президент России не посвятил в детали этого плана, вызвавшего международный скандал, главу внешнеполитического ведомства - загадка.

У меня лично есть на этот счет субъективное объяснение. Когда мы послали "молнию" в ТАСС, а местное телевидение передало прямой репортаж из Приштины о том, как далеко за полночь сербы песнями и плясками встречали российские бэтээры, сердце подпрыгнуло куда-то к потолку, горло стали душить спазмы, а душа запросила рюмку ракии. Позднее бывший спичрайтер президента РФ Константин Никифоров написал мне в своей книге дарственную надпись "Тамаре с благодарностью за ввод наших десантников в Приштину", как будто я их туда вводила. Такие вещи иногда происходят от избытка чувств. Может, схожие ощущения переживали и политики в Кремле, позабывшие в эйфории информировать МИД об этом событии?

Я спросила Евгения Бармянцева, как такое могло произойти. Он, хитро щурясь, сказал, что действовал в соответствии с указаниями Генштаба, а о других конфиденциальных сведениях еще не время говорить.

Конечно, это была страшно рискованная операция. По имеющимся сведениям, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк, который руководил воздушно-наступательной операцией альянса против Югославии, был вне себя от гнева. Он отдал приказ командующему КФОР английскому генералу Майклу Джексону высадить на занятый российскими миротворцами аэродром Слатина близ Приштины десант коммандос. Евгений Бармянцев косвенно подтвердил эту информацию.

В этот критический момент в России были готовы подняться в воздух и взять курс на Косово несколько военных самолетов с тысячей десантников на борту. План был такой: не только "застолбить" наш контроль над аэропортом Слатина, но и занять еще несколько стратегических объектов в крае. Он не удался, потому что бывшие союзники по Варшавскому договору "взяли под козырек" и выполнили указание Уэсли Кларка не давать русским воздушный коридор.

Генерал Джексон, по словам российских миротворцев, "нормальный" человек. Он сказал Кларку, что мандат КФОР не предусматривает войну с русскими. Поэтому удалось избежать, мягко говоря, неприятных осложнений. Но в итоге кроме аэропорта Слатина российский военный контингент (РВК) в составе КФОР так и не добился размещения в районах Косово с компактно проживающим сербским населением и вообще не получил собственного сектора ответственности. А город Ораховац, куда албанцы с августа не пускают русских, стал, говорят, местью генерала Кларка за марш-бросок российских десантников из Боснии в Косово.

Ныне генсек НАТО Джордж Робертсон предостерегает Слободана Милошевича о том, что НАТО внимательно следит за попытками официального Белграда спровоцировать конфликт с Черногорией. Уэсли Кларк выражает опасения за судьбу 100 тысяч албанцев на юге Сербии. Президент СР выступает между тем с воинственными заявлениями о том, что мандат КФОР в Косово должен быть завершен как можно быстрее и что права граждан в крае будут гарантировать югославская армия и югославская полиция. Не иначе как игрой мускулов в этих обстоятельствах можно назвать начавшиеся в Косово военные учения НАТО под названием "Динамичный ответ-2000". Понимать это название надо так, что силы альянса готовы динамично ответить на любой региональный вызов.

Белградские газеты вслед за обывателями задаются в эти дни вопросом: возможны ли новые бомбардировки? И что будет тогда? Новые демарши Кремля и очередной марш-бросок российских десантников?

Мы в белградском корпункте ИТАР-ТАСС чуть не каждый день освещаем визиты на Балканы Мадлен Олбрайт, Джорджа Робертсона, Хавьера Соланы, других лидеров Запада, что само по себе свидетельствует о неспокойной обстановке в регионе. Российских же политиков, за редкими исключениями, не встречаем в Югославии давно. У нас все выборы да выборы. А спохватимся - как бы поздно не было.

Белград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1252
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости