0
1654
Газета В мире Интернет-версия

07.09.2000 00:00:00

Новая книга о "хитром Дике"

Тэги: Уотергейт, Никсон, Шлессинджер


Издательство "Викинг" подготовило к выпуску книгу ирландского журналиста Энтони Саммерса "Высокомерие власти: тайный мир Ричарда Никсона". Содержание книги, вернее, ее наиболее сенсационные откровения, уже проникли в печать и стали, как говорится, наводить шорох. Они касаются как политической, так и личной жизни Никсона, получившего прозвище хитрого Дика.

Начнем с политических откровений. В книге рассказывается о том, как в 1974 году, когда над Никсоном навис дамоклов меч импичмента, его министр обороны Джеймс Шлесинджер дал команду всем военным соединениям страны "не реагировать на приказы, исходящие из Белого дома", если они не подтверждены им или государственным секретарем Киссинджером. Джеймс Шлесинджер подтвердил в интервью "Нью-Йорк таймс", опубликованном 27 августа, подлинность утверждений автора книги. Он сказал, что описание событий на страницах "Высокомерия власти" представляет "наиболее полное и наиболее точное изложение предпринятых им шагов". В книге подчеркиваются следующие слова Шлесинджера: "Я горжусь своей ролью в защите цепи команд. Можно сказать, что это было равнозначно защите Конституции".

Проблема сия не так проста, как может показаться на первый взгляд. Грань между защитой Конституции и ее нарушением весьма тонка в этой области. С одной стороны, только президент - обладатель "чемоданчика", - имеет право дать приказ о начале ракетно-ядерной войны. Но, с другой, как быть, если президент "неадекватен". Однако тут же немедленно возникает новая проблема: каковы параметры этого "не" и кто их определяет - врачи, семья, советники президента или кто-либо еще?

Разумеется, в канун своей отставки и в разгар "Уотергейта" Никсон был "не в форме". По словам генерала Хэйга, бывшего в те дни начальником штата Белого дома, Никсон однажды, находясь под винными парами, вслух рассуждал о том, не приказать ли 18-й элитарной парашютной дивизии силой разогнать конгресс, грозивший ему импичментом? (Ельцин, как мы все это хорошо знаем, не ограничился только мечтами, но и дал соответствующий приказ "Паше-мерседесу".) Но вот когда генерал Хейг исходя из "неадекватности" своего шефа произнес знаменитую фразу "В Белом доме командую я", вся страна заклеймила его как узурпатора. Хейг вынужден был немедленно дать задний ход.

Итак, до какой степени президент Никсон был "не в форме"? Оправдывало ли это решение его подчиненных не повиноваться приказам президента? Автор книги пишет, что еще в 1970 году Никсон, потрясенный резкой критикой общественностью его приказа бомбить Камбоджу, впал в депрессию и решил проконсультироваться с известным нью-йоркским психотерапевтом. Диагноз последнего гласил, что президент Соединенных Штатов - "невротик". Тогда-то Никсон и стал принимать препарат дилантин. Причем это лекарство не было прописано ему врачами. Его дал президенту Джек Дрейфус, основатель знаменитого "фонда Дрейфуса". Это происходило во время ужина во Флориде, где Никсон находился на отдыхе. Дрейфус снабдил президента пузырьком, содержавшим одну тысячу таблеток дилантина. Через некоторое время он дал ему второй пузырек с очередными тысячью таблетками. Когда Дрейфус заикнулся о том, что это лекарство должны прописывать ему врачи, Никсон ответил: "К черту врачей!" В интервью "Нью-Йорк таймс" Дрейфус подтвердил подлинность этой истории.

По словам Дрейфуса, большого поклонника и пропагандиста дилантина, это лекарство "помогает справляться со страхом, беспокойством, паникой, гневом, чувством вины и связанными с ними эмоциями, как-то: раздражительностью, беспокойством, депрессией, насилием, алкоголизмом" и так далее. Как видим, тот еще букет. И всем этим в той или иной степени страдал президент Никсон. Но вот беда, оказывается, дилантин не помогает против этих напастей, скорее наоборот! Как свидетельствует доктор Ричард Фридмэн, директор психофармакологической клиники Корнелльского медицинского института, "у дилантина имеются очень опасные побочные эффекты. Он может изменять душевный статус человека, вызвать его дезориентацию, потерю памяти, раздражительность, утрату познавательных функций". Букет тоже не менее впечатляющий! (Уж не дилантином ли лечили Бориса Николаевича?)

До того как Никсон стал президентом, его лечащим врачом был доктор Арнольд Хатчнеккер. (Сейчас Хатчнеккеру 102 года.) После вселения в Белый дом Никсон, по его словам и по словам его близких, больше никакой врачебной помощью не пользовался. (Здесь он уже скорее походил на Сталина, чем на Ельцина. Сталин боялся врачей, не доверял им. Пользовал вождя его ближайший помощник Поскребышев, который был по образованию... ветеринаром!) Однако Хатчнеккер утверждает, что Никсон часто консультировался с ним по телефону. По мнению врача, у Никсона не было "серьезных психиатрических проблем. Он не был психопатом. У него не было никаких патологий. Он страдал лишь некоторыми невротическими симптомами вроде тревоги и бессонницы". Если доктор Хатчнеккер прав, то тогда министр обороны Шлессинджер и генерал Хейг не защищали Конституцию, а грубо нарушали ее.

Ну а теперь о рукоприкладстве. Автор "Высокомерия власти" утверждает, что "власть" в лице Никсона была не только высокомерной, но и давала волю рукам, и что в числе пострадавших значится супруга президента Патриция (Пэт) Никсон. Источником этих сведений является Джон Сирс, ближайший помощник Никсона и руководитель его избирательной кампании 1968 года. Правда, "битье Пэт" произошло не в 1968 году, когда Никсон победил на президентских выборах, а в 1962 году, когда он проиграл губернаторские выборы в Калифорнии.

После поражения 1962 года Никсон решил завязать с политикой и произнес знаменитую фразу, обращенную к недолюбливавшим его масс-медиа: "У вас больше не будет Никсона, чтобы волтузить его". Волтузить стал он сам, но не репортеров, а благоверную. Вот что рассказал Сирс автору книги со слов семейного юриста Никсонов Уэллера Тэйлора: "Тэйлор сказал мне, что Никсон побил ее (жену. - М.С.) в 1962 году, и она в связи с этим угрожала ему разводом... Речь идет не просто о пощечине. Он наставил ей синяки под глазами... я слышал об этом не только от их семейного юриста, но и от Пэт Хиллингс". (Хиллингс долгое время была помощницей Никсона. - М.С.) Сирс, как и все остальные, подтвердил свои слова в интервью "Нью-Йорк таймс".

Семейство Никсонов немедленно выступило с опровержением. По поручению дочери президентской четы Джули Никсон Эйзенхауэр (она замужем за внуком президента Эйзенхауэра), опровержение сделал директор библиотеки Никсона на его родине в Йорба-Линда, штат Калифорния, Джон Тэйлор. Он сказал: "Это не может быть правдой. Этого просто нельзя себе представить. Все, кто знал его и кто работал с президентом Никсоном, знают, что он не мог этого сделать, что он не сделал бы это и что он не сделал это". Затем Тэйлор сослался на свидетельство Джули: "Госпожа Эйзенхауер подтвердила, что в тот день (когда якобы произошло рукоприкладство. - М.С.) она, Триция (вторая дочь Никсонов) и мать сидели дома и смотрели телевизор. Несколько позже пришел мистер Никсон, и весь остаток вечера они провели вместе". Как видим, опровержение столь же решительное, сколь и малоубедительное.

Впрочем, не столь уж и важно - поколачивал ли хитрый Дик бедняжку Пэт. Фингал под ее глазом не идет ни в какое сравнение с политикой "выжженной земли", которую Никсон проводил в Юго-Восточной Азии и которая унесла не один миллион жизней. Кстати, в книге "Высокомерие власти" содержится сенсационный рассказ о том, как во время президентской кампании 1968 года Никсон пытался саботировать мирные переговоры по Вьетнаму, которые должны были начаться в Париже. Он хотел отговорить южновьетнамского президента Нгуена Ван Тхиеу принять в них участие, как того советовал ему президент Джонсон. Победа на выборах была важнее для Никсона, чем мир во Вьетнаме. Эти закулисные маневры подтверждаются записью разговоров между южновьетнамским послом в Вашингтоне Буи Дьемом и эмиссаром Никсона и Агню, госпожой Энн Ченнолт, вдовой командира "Летающих тигров", сражавшихся в Китае, и державшей политический салон в столице США. Запись разговора была сделана ФБР и предоставлена автору книги на основе "Закона о свободе информации".

...Однажды доктор Хатчнеккер сказал Никсону, что хочет написать о нем. На это Никсон ответил: "Только тогда, когда я буду в шести футах под землей". Никсон умер в 1994 году, а жена соавтора Саммерса - Роббин Свон интервьюировала его доктора в 1995 и 1997 годах. Так что престарелый эскулап не нарушил волю своего высокопоставленного клиента. Оказывается, в день своей отставки Никсон получил письмо от Хатчнеккера, которое было затем обнаружено в письменном столе президента в его Овальном кабинете в Белом доме. В письме говорилось: "Как только сомнения посеяны в умах людей, никакие юридические, политические и PR-опровержения, независимо от того, насколько хорошо они подаются, не могут полностью искоренить эти сомнения".

Но вот что написал в том же 1974 году на следующий день после отставки Никсона тот же Хатчнеккер в "Нью-Йорк таймс": "Врачи, как клиницисты, так и психоаналитики, должны принимать участие в политических решениях как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Тогда они смогут поднять свой голос, в случае если человеческие амбиции, жадность или неограниченное использование власти выйдут из-под контроля".

Доктор Хатчнеккер, видимо, хорошо знал своего пациента...

Миннеаполис


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
833
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1115
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
878
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
719

Другие новости