0
614
Газета В мире Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Нужен ли Загребу Коштуница в Белграде

Тэги: Сербия, Хорватия, Югославия


БОЛЬШИНСТВО специалистов считают, что главный двигатель конфликтов на Балканах - это сербо-хорватский антагонизм. Сегодня отношения между Сербией и Хорватией, некогда входившими в состав бывшей Югославии, в достаточной степени нормализованы (хотя остается ряд нерешенных вопросов при сохраняющемся взаимном недоверии), чтобы опасаться новой конфронтации, как это было в первой половине 1990 годов. Приход к власти в Белграде Воислава Коштуницы, как считают в Загребе, может повлиять на дальнейшие отношения двух соседних стран.

Президент Республики Хорватия (РХ) Стипе Месич поздравил Воислава Коштуницу с победой на президентских выборах. Официальный Загреб накануне выборов неоднократно выражал надежду, что граждане СРЮ проголосуют против "недемократического и авторитарного режима Милошевича, с тем чтобы начатый таким образом процесс демократических перемен завершился в конце концов возвратом Югославии в сообщество демократических государств". В целом же хорватские власти руководствовались перед выборами в СРЮ рекомендациями ведущих западных государств, добивавшихся ухода Милошевича любой ценой, которые в явочном порядке инструктировали соседей Югославии о том, какую линию следует проводить в период проведения избирательной кампании. Но после выборов, которые, казалось, завершились выгодно для Загреба, власти РХ "вдруг" более сдержанно стали оценивать приход к власти Коштуницы, теперь уже в меньшей степени обращая внимание на позитивные приветствия его победы из США и Западной Европы, а руководствуясь собственными прагматическими интересами.

Хорватские лидеры, например, не столь горячо, как западные государства, высказываются в пользу отмены санкций против Югославии, считая, что надо бы подождать окончательного исхода политического противоборства в Сербии и СРЮ в целом. По словам Стипе Месича, Белград, мол, прежде должен выполнить ряд условий, как в свое время это сделал Загреб (очевидно, имеется в виду конструктивное сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии, прежде всего выдача ему Слободана Милошевича). Премьер-министр Ивица Рачан высказался в том смысле, что нет гарантий успешного завершения демократизации Сербии, начатой выборами. Оба хорватских руководителя хорошо знают Слободана Милошевича, так как в свое время занимали до распада СФРЮ высокие посты в ее партгосаппарате, и вправе позволить себе утверждать, что он кончился как политик.

Официальный Загреб (а это прежде всего политики либерально-демократического толка) критически оценивает возможность перемен в Сербии. Хорваты уверены в том, что пока Милошевич остается в политической жизни Югославии даже в роли оппозиционного лидера, в регионе не будет ни мира, ни стабильности, в том числе и в Хорватии.

В ее политических кругах уверены и в том, что демократической оппозиции в Сербии и Югославии не существует, что Коштуница существенно не отличается по своим взглядам от Милошевича, что оба они представляют разные течения "великосербства". Сторонники Коштуницы критикуются за то, что не имеют "настоящей демократической программы действий", а их концепция, что касается национализма, может успешно конкурировать с планами Милошевича. Поэтому многие хорватские политики считают, что в Сербии должна поменяться вся государственная политика, а не только пройти кадровые перестановки.

Тем не менее в Хорватии все чаще задаются вопросом: что несут ей перемены у соседей с точки зрения интересов международного сообщества в регионе. Высказывается предположение, что уход Милошевича из власти автоматически оборачивается для РХ потерей значимости своего нынешнего положения любимчика Запада в регионе. Утверждается, что сербам Запад все быстро простит, затем в нее лавиной хлынет международная экономическая помощь, в то время как в "демократическую" РХ обещанная помощь практически и не поступала. Именно Сербия, с учетом ее размеров, более выгодного геополитического положения, хозяйственного и людского потенциала, может стать стратегическим партнером Запада на Балканах, а Хорватии, которая могла рассчитывать на такой статус лишь в условиях конфронтации сербов с Западом, теперь придется удовлетвориться ролью падчерицы. Поэтому некоторые хорватские политики в разговорах между собой высказывают мысли, мол, "Милошевич лучше, чем Коштуница, ведь чем хуже Сербии, тем лучше Хорватии". Хотя звучат и мнения, что внешнюю политику вообще нельзя строить исключительно ориентируясь на Сербию.

Загреб-Белград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1701
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4208
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2618

Другие новости