0
830
Газета В мире Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

Саммит компромиссов, называемых реформой

Тэги: ЕС, Евросоюз, саммит


За всю полувековую историю Европейского союза со времен его эмбриона - Европейского объединения угля и стали, встреча глав государств и правительств в Ницце оказалась самой продолжительной по времени, самой изнурительной и трудной в решении поставленных задач. В приглашении участникам этой встречи был указан срок ее проведения - 7-8 декабря. На самом деле участники совещались без перерыва четыре дня и еще одну ночь...

Примечательно, что непредвиденный марафон с препятствиями произошел не по причине обстоятельного рассмотрения каких-то особо важных судьбоносных для Европы проблем. Отнюдь нет. Образовавшиеся в переговорах заторы и трата времени на выторговывание взаимных уступок были прямым результатом того, что каждая страна-участница в лице ее лидеров преследовала свои собственные сугубо национальные интересы, ставя их выше и главнее общеевропейских. И хотя эти баталии происходили за плотно закрытыми дверями, известно, что более мощные партнеры пытались навязать выгодные для себя реформы, чтобы подчинить тех, кто габаритами поменьше. Естественно, что последние сопротивлялись как могли, на что и ушло столько времени.

Главной проблемой был вопрос о квотах депутатов в Европейском парламенте и голосов каждой страны на форумах высших руководителей и заседаниях Совета министров. Поскольку было решено и утверждено, что реформируется сам механизм голосования - упраздняется консенсус, и вводится принцип принятия решений простым большинством, то такие квоты будут определять роль, место, значение каждого партнера в процессе строительства объединенной Европы. Малым по численности населения странам хотели урезать количество голосов. Понятно, что никто из них не желал быть ущемленным и сопротивлялся как мог. Самый серьезный четырнадцатичасовой бой председательствующему Жаку Шираку дал премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. Трудно сказать, кто из них победил, но 47-летний фламандец все-таки добился того, что три малых участника - Бельгия, Нидерланды и Люксембург, объединенные в Бенилюкс, получили все вместе столько же голосов, как и большие партнеры - Франция, Великобритания, Германия, Италия, каждый из которых имеет по 29 голосов. Бельгийский премьер заявил в этой связи: "Я боролся за Европу в целом, за достоинство наших новых будущих участников, за Бенилюкс, ибо Европейский союз не сможет существовать, если четыре крупные страны будут решать все за всех". В этом, собственно говоря, и заключается проблема: четверка сильных государств стремится стать во главе Евросоюза и диктовать свою волю остальным, что отчетливо проявилось на встрече в Ницце.

В конечном счете распределение голосов в Совете министров и мест в Европарламенте было кое-как утрясено и подписан документ, именуемый отныне Договором, принятым в Ницце. В этой калькуляции учтены и будущие 12 государств, которые выстроились в очередь к вратам Евросоюза и которым выделено соответствующее число депутатских мандатов и голосов. После их принятия в полноправные члены Евросоюза, что должно произойти в период от 2004 до 2010 года, в Европарламенте будут 728 депутатов (сейчас 625), а из них больше всего по-прежнему у Германии - 99 мест. Все участники пошли на то, чтобы пожертвовать частью принадлежащих им сейчас мест в Комиссии ЕС в пользу будущих членов Евросоюза и ради того, чтобы этот орган не был слишком раздут.

Решения, принятые в Ницце, будут пока оставаться на бумаге - предстоит обсуждение, одобрение и ратификация законодательными органами всех стран Евросоюза, а это займет, как здесь считают, не менее трех лет. Например, в Бельгии документ должен пройти через семь инстанций, прежде чем вступит в силу.

По возвращении из Ниццы премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер философски резюмировал это событие в беседе с корреспондентом "НГ" так: "Как и все участники, я вздохнул с облегчением, но не скажу, что удовлетворен... С тех пор как я участвую в подобных встречах, пожалуй, впервые ощутил, насколько создаваемое нами это общеевропейское предприятие еще шаткое и хрупкое - оно содержит в себе такие нерешенные проблемы и трудности, о которых мы и не подозреваем..."

Брюссель-Люксембург

Можно было ожидать, что президент Франции Жак Ширак не преминет назвать саммит Евросоюза в Ницце историческим. Так он и охарактеризовал его результаты, выступая в минувший вторник перед Европейским парламентом в Страсбурге. Отныне, сказал он, открыт наконец путь к реформе, расширению и лучшей управляемости сообщества.

Франция была хозяйкой форума на Лазурном Берегу. Его успех был для нее вопросом престижа, а для президента еще крайне важен в неблагоприятной для него внутриполитической ситуации. Опытная французская дипломатия сумела привести сложное уравнение на Лазурном Берегу к не менее сложному знаменателю. Теперь из него она, естественно, выжимает для себя все возможное. Другие лидеры подчеркнуто немногословны. Глава германского кабинета Герхард Шредер и британский премьер Тони Блэр в унисон заявили, что в целом "результат удовлетворительный", хотя канцлер добавил: "Мы хотели большего". А председатель Комиссии ЕС Романо Проди просто не скрывает разочарования: "Никакого большого прогресса нет".

Главная интрига в Ницце вилась вокруг нового распределения голосов между государствами ЕС. Ситуация осложнялась прямым противоборством по этому вопросу Берлина и Парижа. Немцы требовали предоставить им в Совете министров ЕС голосов больше, чем у кого бы то ни было. Французы, естественно, категорически воспротивились. Итоги Ниццы показывают, что Шираку в этом вопросе удалось выиграть, так сказать, по очкам и сохранить формальное франко-германское равенство.

На первый взгляд похоже, что Шредеру пришлось пойти в Ницце на серьезную уступку. Однако там одновременно были загодя определены квоты голосов и для кандидатов на вступление в ЕС. Их сейчас дюжина, причем едва ли не две трети из них преимущественно ориентируются на ФРГ, что открывает перед Берлином перспективу получения весомого "прогерманского блока" при принятии будущих решений Евросоюза. Возможно, Шредер имел в виду и это, когда заявил после саммита, что "вес Германии возрос", хотя она не собирается это афишировать.

Споры сопровождали и дискуссии о том, какие вопросы могут решаться по принципу большинства. Таких пока 40. Причем наиболее "судьбоносные" исключены из этого перечня. Британский премьер Тони Блэр с удовлетворением оповестил при возвращении в Лондон: "Мы сохраняем наше вето в вопросах о налогах и безопасности". Проблемы иммиграции станут решаться голосованием только после того, как ЕС определит единый подход к ним, а это произойдет еще не скоро. Консенсус до 2007 года будет необходим и в вопросах предоставления финансовых льгот и дотаций из структурного фонда сообщества.

Новые процедуры обставлены так, что оставляют немало вопросов. Во-первых, каждое решение потребует в будущем некоего "квалифицированного большинства", а что это такое, пока неведомо. Во-вторых, поданные за него голоса должны представлять не менее 62% населения сообщества. В-третьих, решение не может приниматься против простого большинства стран союза. Конечно, отныне отдельное государство уже не сможет впредь блокировать неугодный ему вопрос или спекулировать на угрозе своим голосованием "против". Но поскольку в механизмы принятия решений введен и демографический фактор, то меньшинство крупных стран вполне может блокировать решения большинства. В совокупности новые процедуры получаются весьма сложными и противоречивыми, так что они едва ли сделают "делопроизводство" в ЕС намного проще.

В целом дни и ночи Ниццы не слишком прояснили, что будет с Евросоюзом в результате реформы и расширения. Нет уверенности, что он окажется достаточно управляем при разрастании сначала до 27, а затем 30 и, возможно, более членов, коль скоро и при 15 все не так просто. Не исключено, что в нем произойдет размежевание на передовиков, середняков и отсталых, причем подтягивать последних станет куда труднее и дороже, чем до сих пор. Недаром Германия очень добивалась и добилась в Ницце решения о возможности особого сотрудничества внутри союза для наиболее развитых стран. Впрочем, у членов ЕС еще есть время для осмысления грядущих проблем: до приема первых новобранцев пройдет пара лет, а в отношении других - жизнь покажет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
856
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2492
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1458
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1811

Другие новости