0
970
Газета В мире Интернет-версия

23.01.2001 00:00:00

Буш готовит глобализацию по-республикански

Наталья Травкина

Об авторе: Наталья Михайловна Травкина - кандидат исторических наук, сотрудник Института США и Канады РАН.

Тэги: Буш, США, президент


Буш, США, президент

ПРИХОД в администрацию Буша людей из "проверенной" команды Джорджа Буша-старшего невольно заставляет вспомнить о том, что в 1989-1992 гг. администрация 41-го президента США целиком и полностью отдавалась решению внешнеполитических задач, занимаясь исключительно проблемой кардинального слома геополитического соотношения сил, сложившегося в мире после окончания Второй мировой войны. В области внутренней политики царил полный "застой" (правда, не без активного участия демократов, сумевших искусно "выдавить" республиканцев из сферы социальной и экономической политики). Пренебрежение внутриполитическими проблемами дорого обошлось отцу Буша-мл. на президентских выборах 1992 г. В этом плане анализ послужного списка и высказываний уже объявленных назначенцев новой администрации на экономический и социальный "блоки" представляет немалый интерес с точки зрения ответа на вопрос: что это будет за команда - изоляционистская или наоборот.

По прибытии в Вашингтон для приема дел от уходящей администрации Буш прежде всего встретился с председателем Центрального банка США (ФРС) Аланом Гринспеном для обсуждения текущего состояния американской экономики и назначил на ключевую должность министра финансов 65-летнего президента транснациональной корпорации "Алкоа алюминиум" Пола О'Нила. Должность председателя Совета экономических консультантов (главного экономического "кукловода" новой администрации и автора книги на соответствующую тему) была предложена главному экономическому советнику Буша во время предвыборной кампании Лоуренсу Линдси, который при Буше-старшем являлся одним из директоров ФРС.

О'Нил уже дал понять, что его роль в Министерстве финансов будет, возможно, заключаться в том, чтобы быть связующим звеном между Гринспеном и Линдси, который будет отвечать в администрации за формулирование ее фискальной политики. Назначение О"Нила удивило финансовые круги на Уолл-стрит, поскольку он не имеет соответствующих связей и опыта работы на финансовых рынках США. Однако О'Нил поддерживает тесные дружеские связи с Гринспеном, с которым они знакомы более 30 лет, начиная с 1969 г. Более того, до своего назначения на пост председателя ФРС Гринспен был президентом "Алкоа", и именно он, уходя в ФРС, пригласил О'Нила на свое место в корпорации. В 1998 г. О'Нил отошел от активного участия в повседневном управлении алюминиевым гигантом, однако он является основным архитектором стратегии этой корпорации по расширению ее доли на мировом рынке алюминия, в частности, путем приобретения венгерских, итальянских и испанских фирм. Основная головная боль корпорации "Алкоа" в последнее время - усиление конкуренции со стороны российских производителей алюминия, что, в частности, вынудило корпорацию в последнее время сократить выпуск своей продукции на 10%.

Не исключено, однако, что администрация Буша стала готовить замену стареющему председателю ФРС, тем более что со времен администрации Буша-старшего за ним числится "должок" республиканцам - экономисты отца 43-го президента США считают именно Гринспена ответственным за экономический спад 1990-1991 гг., стоивший в конечном итоге Бушу-старшему президентства. В тот период Гринспен "проспал" начало рецессии - еще в начале октября 1990 г. он утверждал, что экономика США находится на подъеме, в то время как спад фактически начался, как показали последующие эконометрические расчеты, в июле. Эта история оживленно обсуждается сейчас на страницах деловой печати США, по всей видимости, как напоминание Бушу-младшему, что Гринспен и ему может подложить аналогичную "подлянку", да еще в самом начале его президентства.

Но как бы там ни было, в настоящее время Гринспена и Линдси объединяет одно - приверженность политике сильного доллара, даже несмотря на сигналы о приближении экономического спада. Линдси хорошо известен в финансовых кругах США своим скептицизмом в отношении государственных интервенций на валютных и финансовых рынках. Непосредственно в самой администрации, по всей видимости, большую роль будет играть именно Линдси, который был основным разработчиком плана налоговых сокращений на сумму 1,3 трлн. долл. Линдси принадлежит к консервативным экономистам "рейгановского призыва", до самого недавнего времени работавшим в консервативном "мозговом" центре - находящемся в Вашингтоне Американском институте предпринимательства.

Современная монетарная политика США, естественно, отличается от хрестоматийных установок по Милтону Фридману, который видел ее основное назначение в подавлении инфляции. В настоящее время в ее фокусе лежит забота о сохранении незыблемости позиций доллара в мировой экономике в условиях, когда сообщения о замедлении темпов экономического роста приходят практически из всех промышленно развитых стран мира. Весьма показательно, что, представляя О"Нила - "главного финансового чиновника американских граждан", Буш сделал по существу заявление фундаментальной важности, подчеркнув, что его работа будет чрезвычайно важна на пороге ХХI в. "Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена, - сказал он. - Наша экономика и жизненный уровень всех американцев зависят прежде всего от наших позиций в мире".

Выбор Анны Венеман в качестве министра сельского хозяйства США на первый взгляд был продиктован необходимостью продемонстрировать, что количество женщин-министров в администрации Буша будет сопоставимо с аналогичным показателем в администрации его предшественника. Однако, как быстро выяснилось, главным критерием при ее назначении явилось то обстоятельство, что Венеман, юрист по образованию, в период с 1989 по 1991 г. уже работала в этом министерстве в должности замминистра, отвечая за его международные программы. Объявляя о ее назначении, Буш сформулировал основную задачу, стоящую перед новым министром США, следующим образом: "Сельское хозяйство является не только составной частью нашей экономики, но и важной частью нашей внешней политики". Поблагодарив президента за "оказанное доверие", Венеман тут же в ответном слове заявила о том, что американские фермеры "кормят и одевают не только людей нашей страны, но и народы всего мира. Поэтому крайне важно настойчиво работать в направлении расширения мировых рынков продовольствия и других видов сельскохозяйственной продукции".

Назначение Дона Эванса на пост министра торговли было расценено в США как "плата за верность". Семья Эвансов, возможно, наиболее близка к семье Буша - мужья дружат еще со школьной скамьи, и в свое время Сюзан Эванс познакомила Буша с его будущей женой Лаурой. Эванс и Буш - полные ровесники, оба родились в июле 1946 г. Эванс, большую часть своей деловой карьеры проведший в нефтяном бизнесе США, неизменно выступал финансовым спонсором избирательных кампаний Буша, начиная с неудачной попытки 1978 г. стать конгрессменом от штата Техас. В кампании 2000 г. Эванс был ее главным казначеем - именно он собрал Бушу около 100 млн. долл., благодаря чему тот, собственно, и стал 43-м президентом США.

При Клинтоне Министерство торговли превратилось в главный проводник интересов американского бизнеса за рубежом - в 90-е годы его деятельность даже стала именоваться "коммерческой дипломатией", в рамках которой федеральное правительство стремилось главным образом стимулировать рост американского экспорта. Главная особенность деятельности этого достаточно децентрализованного министерства заключается в том, что оно зависит от личности министра. В отсутствие сильного руководителя это ведомство имеет тенденцию к превращению в простой технико-административный "приводной ремень" экономической политики администрации. В последние годы министерство несколько "захирело", но с приходом Эванса перед ним, как считается, открываются новые горизонты. И дело не только в том, что республиканцы теснее связаны с миром бизнеса, но и в том, что это министерство в прошлом нередко использовалось как орган лоббирования на мировых рынках интересов "особо приближенных" к Белому дому американских корпораций и фирм, а также крупных финансовых спонсоров Республиканской партии.

Для единственной в мире сверхдержавы основным вызовом 90-х годов стал процесс глобализации. Судя по первым назначениям в новой американской администрации, на пороге нового тысячелетия она готовит не просто американский ответ на вызов главного императива нашей эпохи, но республиканское издание этого феномена. В свою очередь, "евангелический миропорядок от Буша" может сравнительно быстро привести к началу нового "передела" геополитического расклада сил, который отнюдь не закончился, как иногда хотят думать некоторые политики в Москве, 10 лет назад с распадом СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3197
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1806
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2141

Другие новости