0
916
Газета В мире Интернет-версия

17.02.2001 00:00:00

Эксперимент со слабым президентством не получился

Тэги: индонезия, вахид, импичмент, президент


индонезия, вахид, импичмент, президент

В процессе по импичменту президента Индонезии Абдурахмана Вахида возникла пауза, заполняемая демонстрациями сторонников и противников индонезийского лидера.Ситуация неопределенная.

Проблема не в смене президентов - подобная, скажем, даже такой драматичной, что только что произошла на Филиппинах. В Индонезии все может оказаться куда более опасным, чем просто новое лицо на высшей должности. Сохранение стабильности и целостности, устойчивое развитие огромной, массивной и сложной Индонезии соответствует высшим интересам международного сообщества. Центробежные процессы здесь, если они зайдут слишком далеко (от чего, как говорится, упаси нас Бог!) и перерастут в нечто вроде балканизации Индонезии, неизбежно затронули бы безопасность, в том числе и демографическую, сопредельных стран, серьезно дестабилизировав ситуацию в Юго-Восточной Азии - стратегически важном районе мира. События, развивающиеся в Индонезии, стране, расположенной на перекрестке мировых путей и обладающей огромными природными ресурсами, прямо или косвенно затрагивают интересы большинства стран.

Суть событий можно свести к следующему. Индонезийское общество идет путем реформирования политической системы после четырех десятилетий авторитаризма: сравнительно "просвещенного" в 1959-1965 гг. и жестоко репрессивного, с опорой на вооруженные силы, в 1966-1998 гг. Режим президента-генерала Сухарто, правившего в течение этих последних 32 лет, имел своим девизом "стабильность во имя развития". Существенно преуспев в том, что касалось экономического роста, этот режим неуклонно ограничивал возможности политического участия граждан, игнорируя социальные и психологические изменения, происходившие в обществе вследствие структурных изменений в экономике. Последствия были двойственными. Усиление хозяйственной самостоятельности большой части населения пробудило в обществе естественную тягу к либерализации политической системы. Но десятилетия подавления деформировали политическую культуру, крайне осложнили формирование новых течений и движений, которые обладали бы достаточным весом и опытом, чтобы самостоятельно или совместно возглавить этот процесс. Что мы сейчас и наблюдаем.

Режим Сухарто пал в мае 1998 г. в результате финансово-экономического кризиса, нанесшего Индонезии значительно больший ущерб, чем другим странам региона, вследствие того, что власть утратила доверие и поддержку общества.

Политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение интересов нации. Отвергнув конституционного преемника Сухарто, незаурядного технократа и способного политика Бурхануддина Юсуфа Хабиби, скомпрометированного близостью к бывшему президенту, лидеры большинства партий сошлись на компромиссной фигуре известного мусульманского деятеля Абдуррахмана Вахида. По всей видимости, предполагалось, что, располагая ограниченной собственной базой в законодательных органах, немолодой, больной и полуслепой президент будет достаточно управляемым - воспоминания об авторитарности Сухарто были еще весьма свежими. Вскоре были законодательно ограничены полномочия президента как главы исполнительной власти.

Таким образом, в качестве альтернативы опиравшемуся на армию репрессивному режиму Сухарто предполагалось создать власть в известной мере аморфную, слабую, выгодную столичной элите и бюрократии на местах, которая отнюдь не заинтересована в силовом центре.

Это происходило и происходит в стране, состоящей из 13 тысяч островов, населенной многочисленными этносами, находящимися на различных уровнях развития, принадлежащих к разным культурам и конфессиям (до 90% - мусульмане, остальные - католики, протестанты, индуисты, буддисты), где постоянно витает призрак межэтнической религиозной розни, которая порой выливается в кровавые столкновения и сепаратизм. В полную меру проявляется неприязнь так называемых внешних островов к центру - Яве, на которую неправомерно возлагается ответственность за произвол, коррупцию и непотизм Сухарто и его окружения.

До предела обострилась в ряде районов враждебность между христианской и мусульманской общинами. Не вдаваясь в подробности, отметим, что, как это часто бывает, религиозная оболочка скрывает такие сугубо мирские явления, как социальная зависть, недовольство экономическим неравенством этнических общин и другие.

Сложность ситуации усугубляется тем, что десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней, к убеждению низов, что насилие есть самый веский аргумент при решении конфликтов, а самосуд - справедливее правосудия.

Изъятие из политической системы армии, составлявшей ее структурообразующий элемент (при всех грехах прежнего режима), без сколько-нибудь адекватной замены в этих условиях привело к резкому и слабо контролируемому выплеску всех противоречий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления.

Президент Вахид, избранный в 1999 г., оказался менее управляемым, чем ожидали его "спонсоры", и их разочарование вылилось в ожесточенную оппозицию, которую возглавил спикер конгресса Амин Раис, обвиняющий главу государства во всех грехах, но главным образом в медлительности в проведении реформ, неумении справиться с ситуацией в стране и недостаточной решительности в расследовании преступлений, инкриминируемых бывшему президенту Сухарто. В последнее время к этому добавились еще и обвинения в коррупции.

Абдуррахман Вахид - личность неординарная и противоречивая. Способность к дальновидным, смелым и честным политическим решениям, приверженность идее реформирования политической системы, а во внешней политике - идее многополярного мира сочетаются в нем порой с неумением просчитывать последствия своих шагов и высказываний, с патриархальностью и склонностью эпатировать публику.

В конфликт, порожденный элитой, начинают втягиваться массы, причем это уже не только студенты, которых в Индонезии привычно используют в качестве детонатора всех политических потрясений. Противоречия Вахид-Раис реально угрожают расколом и конфликтом среди десятков миллионов мусульман Индонезии, что чревато непредсказуемыми последствиями.

Процесс импичмента оппозиция инициировала в начале февраля, отчасти вдохновленная событиями на Филиппинах. Противники Вахида требуют, чтобы он передал свои полномочия вице-президенту Мегавати Сукарнопутри, дочери первого президента страны. Она занимает в конфликте корректную, сдержанную позицию, не давая оснований упрекнуть ее в нелояльности по отношению к главе государства, с которым, впрочем, у нее прохладные отношения. Но дело сейчас не в вероятных "кадровых" перестановках на самом верху индонезийской иерархии. Сейчас правильнее ставить вопрос не "кто следующий?", а "что дальше?". Произойдет ли в политическом поведении элиты перелом в сторону понимания, что бесконечные распри с периодической апелляцией к студентам и городским низам лишь оттягивают на неопределенное время осуществление реальных политических реформ, требующих, между прочим, эффективной власти? Нынешняя дискредитация центра усугубляет и без того опасные центробежные тенденции.

В этих условиях усиливаются позиции тех, кто считает, что нужно вернуть армии роль ведущей политической силы, способной обеспечить стране стабильность и целостность. Такие голоса раздаются и в военной среде. В январе с.г. начальник штаба армии генерал Сутарто многозначительно заявил, что военные должны хранить верность государству, а не лично президенту.

Вероятность возвращения военных к управлению страной в той или иной форме становится сейчас более реальной, чем, скажем, год назад. Вместе с тем надо признать, что 32 года пребывания армии в роли станового хребта военно-бюрократического режима при генерале Сухарто не увенчались созданием эффективной саморегулирующейся системы и закончились разрушительным политическим и экономическим кризисом. Пока нет убедительных свидетельств того, что военная элита (за редким исключением) осознала историческую ограниченность авторитаризма. Его возрождение могло бы означать, что кризис не разрешен, а лишь отложен. Очень важно, чтобы нынешний конфликт не был бы воспринят или злонамеренно истолкован в стране или за рубежом как признак фатальной бесперспективности попыток модернизировать политическую систему и отношения между гражданином и властью в Индонезии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2077
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4771
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2615
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3003

Другие новости