0
1125
Газета В мире Интернет-версия

15.03.2001 00:00:00

Внешняя политика России: испытание Ираном

Андраник Мигранян

Об авторе: Андраник Мовсесович Мигранян - политолог, вице-президент фонда "Реформа".

Тэги: россия, иран, сша, визит


россия, иран, сша, визит

ВИЗИТ президента Ирана Хатами может стать поворотным не только в российско-иранских отношениях, но он может оказать серьезное влияние на отношения между Россией и США, так как за последние годы фактически прямые российско-иранские отношения являлись производной от российско-американских отношений. Практически на всех встречах комиссии Гор-Черномырдин и других российских премьеров с американским вице-президентом ставились вопросы о российско-иранских отношениях, особенно российско-иранском сотрудничестве в области ядерной энергетики и военно-технического сотрудничества. Во время встреч на высшем уровне между президентами России и США также всегда обсуждались вопросы российско-иранских отношений. Таким образом, российская политика по отношению к Ирану в значительной степени велась с оглядкой на США.

За последний год президент Путин пытается восстановить субъективность России в международных отношениях, вернуть нашему государству достойное место в мировом сообществе, приобрести большую уверенность и свободу маневра во внешней политике. Однако надо смотреть правде в глаза и признаться в том, что фактически за последнее десятилетие в отношениях Россия-США мы оказались в ситуации не столько даже Финляндии по отношению к Советскому Союзу, сколько, скорее, Польши, Болгарии или Чехословакии, отношения которых с СССР определялись "доктриной Брежнева". Я имею в виду то обстоятельство, что в соответствии с концепцией "финляндизации" финское руководство имело ограниченный суверенитет, но этот суверенитет имел ограничение только во внешней политике, и финны действительно проводили свою внешнюю политику с оглядкой на Москву. В то время как "доктрина Брежнева" предполагала вмешательство Советского Союза не только во внешнеполитические дела, но и во внутриполитические процессы бывших социалистических стран. Она задавала очень жесткие параметры, в рамках которых действовали власти бывших социалистических стран. В последние годы мы являемся свидетелями довольно жесткого контроля со стороны США над российской внутренней политикой, когда администрация США прямо и через международные финансовые институты выражает свои пожелания как по основным проблемам экономического развития, так и развития российского внутриполитического процесса. Еще более жесткие ограничения американская администрация старалась наложить на российскую внешнеполитическую деятельность. Вашингтон довольно жестко определял для Москвы список стран, с которыми можно иметь дело, и других, с которыми России настоятельно не рекомендовалось иметь дела, так как они занесены в черные списки и являются странами-изгоями, по представлениям американского государственного департамента.

Таким образом, России указывается, с кем, где, когда можно дружить и в каких сферах, а с какими странами вообще не должны устанавливаться отношения, особенно в военно-технической сфере. И если до недавних пор в Вашингтоне вызывали изжогу попытки Москвы устанавливать нормальные отношения с Ираком, Кубой, Ираном, Северной Кореей, то в последнее время там вызывает негативную реакцию развитие военно-технического сотрудничества уже с Индией и Китаем. Глобализация международных отношений понимается в Вашингтоне как усиление роли США в международных отношениях, когда Соединенные Штаты берут ответственность в единственном числе за судьбы мира, сами определяют политику, которую надо проводить по отношению к тем или иным странам, кого наградить, а кого наказать. Эта линия поведения становится все более очевидной, особенно после прихода к власти республиканской администрации, где политические стратеги придерживаются еще более явственной линии односторонних действий в международных отношениях. По всей видимости, для стратегов в администрации Буша игнорирование Совета Безопасности ООН и международного сообщества при принятии решений будет не единичным актом, как было при одностороннем принятии решения о бомбардировке администрацией Клинтона Югославии, а скорее станет нормой в международных отношениях, так как Соединенные Штаты считают, что они слишком сильны для того, чтобы с кем либо обсуждать те или иные решения, если они затрагивают, как они думают, их жизненные интересы.

Вот почему мне представляется, что визит иранского президента и попытка освобождения российско-иранских отношений от американской опеки являются очень серьезным испытанием для российской внешней политики. Вся проблема заключается в том, удастся ли поставить на самостоятельные рельсы российско-иранские отношения, на которых до сих пор все еще хотя и с оговорками, но удерживаются российско-китайские и российско-индийские отношения. Удастся ли, денонсируя меморандум Гора-Черномырдина 1995 года, добиться понимания Вашингтоном права и возможностей России и Ирана иметь полномасштабные торгово-экономические и научно-технические отношения без оглядки на США, или все-таки проведение этой линии наткнется на жесткое противодействие Вашингтона и обернется множеством проблем для России на других направлениях. Речь идет о форсированном выходе США из договора ПРО 1972 года, стимулировании дальнейшего расширения НАТО на восток, создании серьезных проблем для России по выплате внешних долгов, по урегулированию отношений с Международным валютным фондом, Парижским клубом кредиторов, создании множества проблем на постсоветском пространстве, более активном вмешательстве во внутренние дела России. В качестве повода может быть использована как Чечня, так и попытки Путина консолидировать власть и восстановить контроль над государственными, информационными, финансовыми и материальными ресурсами. Усилия Путина в этом направлении могут быть интерпретированы Вашингтоном как стремление российских властей установить авторитарный режим, о чем и так кричат многие наши радикал-либералы и что с удовольствием повторяется западными аналитиками и рядом высокопоставленных государственных чиновников.

Естественно, что в сложившейся ситуации Россия не заинтересована в создании новых разделительных линий в мире, усилении напряжения между Москвой и Вашингтоном. Одновременно Россия не может мириться с тем, что ограничения "доктрины Брежнева", наложенные Вашингтоном на Москву, не позволяют России восстановить свою субъективность в международных отношениях, усилить свою роль и значение в мире. Однако Россия вынуждена идти на максимально активное взаимодействие с Ираном. Тем более если учесть, что Иран для России является стратегическим союзником в двух взрывоопасных и наиболее уязвимых для России зонах, в которых и так уже имеется множество межэтнических и межгосударственных конфликтов и где может быть радикально перестроена вся геополитика и по-новому организованы как транспортные коридоры, так и товаропотоки. Речь идет о Средней Азии, где Россия успешно сотрудничает с Ираном по предотвращению расширения конфликтов в Афганистане и Таджикистане, переноса этих конфликтов на территорию Узбекистана, Киргизии, и о Кавказе, где иранский фактор является очень важным для достижения стабильности в регионе.

Попытки Вашингтона исключить Иран из международного сообщества не дали ощутимых результатов. Да и опыт всего XX века показывает, что попытки изоляции Советского Союза, затем многих стран-изгоев, включая даже Кубу, страну без ресурсов и под боком США, - бесперспективное занятие. Я думаю, что на данном этапе не в интересах Вашингтона увеличение числа стран-изгоев и также не в интересах США попытки загнать эти страны в угол, требуя от них полного повиновения как от стран, потерпевших сокрушительное поражение и капитулировавших перед США, вместо того, чтобы попытаться их интегрировать в новые международные отношения с учетом их интересов и на основе определенных компромиссов.

Сегодня складывается впечатление, что американская администрация в выборе между интеграцией и адаптацией отдает предпочтение концепции адаптации для таких стран, как Россия, Иран, Ирак, возможно, Китай, Индия и ряд других. Это означает, что отношения с этими странами, их национальные интересы, их озабоченности и проблемы не будут серьезно приниматься во внимание при принятии Вашингтоном решений, серьезно затрагивающих интересы этих стран. Они должны адаптироваться к новому миру на жестких условиях США как побежденные страны, с интересами которых никто не собирается считаться, и на тех условиях, на которые им укажут. Это очень опасная политика, которая загоняет в угол множество стран мира, и она, конечно, будет способствовать росту недовольства у этих изгоев подобным бесцеремонным доминированием Вашингтона в международных отношениях. Если Россия не сможет самостоятельно, без оглядки на Вашингтон, проводить политику с Ираном, то Москва вызовет, естественно, недоверие со стороны Тегерана по поводу надежности, перспективности и предсказуемости в отношениях между Россией и Ираном и вынудит последний найти себе иных партнеров в мире, которые в меньшей степени будут оглядываться на Вашингтон в осуществлении торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Уверен, что как общественность Ирана, так и политический класс с большим интересом будут наблюдать, каким образом будут реализовываться договоренности, достигнутые в Москве на встрече на высшем уровне между двумя президентами Путиным и Хатами, и какая будет реакция Вашингтона на эти договоренности, удастся ли России, не испортив отношений с Соединенными Штатами, все-таки вывести российско-иранские отношения на самостоятельную колею и добиться принятия Вашингтоном самостоятельного измерения российско-иранских отношений. Это будет серьезным испытанием как для Вашингтона, так и для Москвы. Мне представляется, что если России не удастся добиться этого и она снова поддастся нажиму США, то это неминуемо приведет к дальнейшему уменьшению роли и значения России как фактора в международных отношениях и нанесет сильнейший удар перспективам российско-иранских отношений, одновременно Россия перестанет быть привлекательной и для других стран, которые сегодня не в состоянии самостоятельно или же во взаимодействии с другими противостоять грубому нажиму Вашингтона. Если России все же удастся выпутаться из оков "доктрины Брежнева" по-вашингтонски, то тогда она увеличит собственную капитализацию в международных отношениях, попытается стать фактором, с которым Вашингтон в большей степени будет готов считаться и конструктивно взаимодействовать.

Несколько лет назад на одной из конференций в Вашингтоне американские политические стратеги говорили, что они всерьез воспринимают ту или иную страну и стараются учесть ее интересы тогда, когда они видят определенную угрозу для своих интересов и для своей страны, как это имело место с Советским Союзом в течение длительного периода времени и как сегодня имеет место в случае с Китаем, который уже назначили в качестве главного вызова в ХХI веке могуществу и влиянию Соединенных Штатов. Это говорит о том, что у нас не должно быть никаких иллюзий нормального спокойного интегрирования России в новые международные отношения. Если не будет достаточной силы и достаточного влияния, то Вашингтон будет заставлять как Россию, так и другие страны незападного мира не интегрироваться, а адаптироваться к новому глобальному мировому порядку, где безраздельно пока что доминируют Соединенные Штаты.

Как говорил лорд Эктон в ХIХ веке: "Любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Это утверждение справедливо применительно к власти внутри отдельных государств и тем более справедливо в международных отношениях. Если сегодняшняя глобализация приведет к тотальному доминированию США в мире, это будет означать множество действий наподобие бомбардировок Югославии и Ирака. На этом, видимо, новая американская администрация в обозримом будущем не остановится. Чувствуя собственное превосходство и будучи опьяненной своей силой, военными и политическими возможностями, она всегда будет подвержена искушению в отношениях с неинтегрированными в западное сообщество странами выступить в роли прокурора, судьи и одновременно палача. Вот почему даже в интересах самих Соединенных Штатов необходимо, чтобы в мире были достаточные силы вне жесткого контроля Вашингтона не для того, чтобы выступить против США или нанести им ущерб, а для того, чтобы не допустить произвола со стороны оставшейся единственной сверхдержавы, которая, не чувствуя никаких препятствий и преград на своем пути, может творить беспредел в международных отношениях.

Именно исходя из этих прагматических целей России следовало бы быть последовательной в попытках установления самостоятельных российско-иранских отношений, сохранении и укреплении своих отношений с Индией, с Китаем. Только на этом пути Россия усилит собственную капитализацию и станет фактором, с которым будут считаться в мире. В ХХI веке, как и в ХХ, скорее всего не будет места альтруизму, что бы ни говорили демагоги и лицемеры о примате морального измерения над материальным. Иначе Россия навсегда потеряет шансы и возможности быть реально интегрированной в новые международные отношения, так как после распада Советского Союза эти последние десять лет "демократических преобразований" она оказалась еще меньше интегрированной в новый мировой порядок, чем это имело место при наличии Советского Союза в период холодной войны. Вот почему визит Хатами и российско-иранские отношения выходят далеко за рамки отношений между двумя странами и являются фактором установления контуров новой внешней политики. И в зависимости от того, как эти отношения будут для нас развиваться, станет очевидным, какие тенденции в международных отношениях станут доминирующими. То ли постепенное формирование нового баланса сил, установление реальной многополярности, то ли безраздельное доминирование США и распространение "доктрины Брежнева" по-вашингтонски на весь мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1253
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3319
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1883
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2191

Другие новости