0
842
Газета В мире Интернет-версия

21.04.2001 00:00:00

От противоракетной обороны к бюджетной

Наталья Травкина

Об авторе: Наталия Михайловна Травкина - кандидат исторических наук, заведующая сектором Института США и Канады.

Тэги: сша, буш, реформа, про, план


сша, буш, реформа, про, план

9 АПРЕЛЯ президент Джордж Буш представил американским законодателям обещанный еще в самом конце февраля окончательный вариант проекта федерального бюджета США на 2002 финансовый год (о предварительном варианте бюджетного послания новой республиканской администрации конгрессу "Дипкурьер НГ" уже писал 22.03.2001 г.). Дата представления была определена заранее, но тем не менее получилось так, что накануне сенат нанес администрации первый ощутимый и весьма болезненный удар: 65 голосами против 35 верхняя палата американского конгресса одобрила республиканский план сокращения налогов, но уменьшила его с предлагавшихся 1,6 до 1,27 трлн. долл., т.е. сократив его почти на одну пятую. Комментируя итоги голосования, газета "Нью-Йорк таймс" отметила, что "теперь демократы в сенате знают, что они могут вышибить президента из седла и отныне они намерены использовать этот прием регулярно".

ДВУХПАРТИЙНАЯ ПОБЕДА ЦЕНОЙ В 300 МЛРД. ДОЛЛ.

Все свои усилия в области внутренней политики Джордж Буш сосредоточил исключительно на первой за 20 лет налоговой революции. Проведя в ее поддержку двухмесячную агитационную кампанию в 22 штатах, Буш рассматривал ее и как своего рода таран для последующей реализации двух других важнейших приоритетов администрации - создание национальной ПРО и реформы системы социального обеспечения.

8 марта нижняя палата, находящаяся под контролем республиканцев 230 голосами против 198 приняла в основных чертах план сокращения федеральных подоходных налогов на сумму примерно 1 трлн. долл. 3 апреля при "пристрелочном голосовании" в сенате голоса республиканцев и демократов разделились поровну - 50:50. И тут впервые после 20 января свое решающее слово вынужден был сказать вице-президент Ричард Чейни - председатель сената. Администрация была уже, казалось, готова в преддверии своих первых 100 дней отпраздновать победу (разумеется, с балами и фейерверками), но в течение последующих двух дней в стане республиканцев произошел "обвал", в результате которого несколько умеренных республиканцев отказались поддержать план налоговых сокращений в полном объеме.

Пытаясь спасти лицо путем обмена "количества" на "качество" ("дух двухпартийного согласия"), администрация пошла на попятную, отойдя на "заранее подготовленные позиции" в виде сокращений на сумму 1,3 трлн. долл., которые ранее предлагались Бушем в ходе президентской кампании 2000 г. Это позволило Белому дому говорить одновременно и о "подлинной двухпартийной поддержке крупнейшего сокращения налогов после 1981 г.". Примерно в это же время в американской печати появились результаты опросов общественного мнения, в частности опроса агентства Ассошиэйтед Пресс, согласно которым администрации Буша так и не удалось убедить американцев в целесообразности широкомасштабной налоговой реформы, в поддержку которой выступают 48% опрошенных, в то время как 32% - против нее.

У СЕМИ НЯНЕК┘

На фоне "налоговой осечки" в Вашингтоне началось бурное обсуждение приоритетов и положений окончательного варианта республиканского проекта федерального бюджета на 2002 год, который был составлен исходя из той посылки, что план налоговых сокращений будет принят в полном объеме. Многим экспертам сразу бросилось в глаза, что военный бюджет США не претерпел никаких изменений по сравнению с февральскими показателями. В заявке администрации по-прежнему фигурируют 319,2 млрд. долл. оборонных расходов в 2002 году (16,3% расходной части бюджета) и 322,1 млрд. долл. для 2003 фин. г. (16% всех расходов).

Едва придя к власти, Буш поручил министру обороны Дональду Рамсфелду произвести "полную инвентаризацию" военного хозяйства США и подготовить план "модернизации вооруженных сил США". Как ожидается, этот план будет представлен в мае, и тогда же администрация окончательно определится с объемом военных расходов США на 2002 фин. г. и последующие годы.

Однако весь "фокус" современного бюджетного процесса в конгрессе США в том, что фактически заявка администрации на военные ассигнования в 2002 фин. г. уже ушла в конгресс и он вряд ли будет рассматривать дополнительные военные ассигнования на следующий финансовый год, если только их принятие не будет вызвано какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, например осложнением ситуации на Ближнем Востоке, да и то только в том случае, если события в "горячем регионе" потребуют прямого участия вооруженных сил США.

Проволочка с планами военного строительства тем более удивительна, что ключевые фигуры новой администрации, имеющие прямой доступ к президенту - Чейни, Рамсфельд и Колин Пауэлл, - в прошлом сами стояли во главе военной машины США, и, казалось, именно на военном направлении администрации будет определиться легче всего. Отсутствие четких и продуманных представлений о путях модернизации вооруженных сил "единственной сверхдержавы" видно даже из противоречиво составленного раздела бюджетного послания, посвященного национальной обороне. Создание "противоракетной обороны" объявлено в нем "высшим приоритетом" военной политики администрации Буша, однако ничего определенного об этом приоритете не сказано.

Помимо основного текста проекта федерального бюджета на 2002 фин. г., администрация представила конгрессу ряд бюджетных документов более технического содержания, которые содержат оценку приоритетности военных программ в перспективе до 2006 фин. г. Из этих документов вытекает, что администрация исходит из тенденции к постепенному уменьшению роли и значения военного бюджета в ряду других приоритетов деятельности администрации. Так, если для 2001-2002 гг. доля прямых военных расходов оценивается в 2,9% ВВП, то в 2003-2004 гг. она должна понизиться до 2,8% ВВП, в 2005-м - до 2,7%, а в 2006-м - до 2,6% ВВП. При этом доля военного бюджета в общих расходах по федеральному бюджету будет стабильно оставаться на уровне приблизительно 16%, что даже меньше достигнутого показателя 2000 фин. г., когда она составила 16,5%.

В условиях "дешевой обороны" главным средством достижения военно-стратегических целей США на мировой арене становится не использование военной силы как таковой, а проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций. В конце 90-х годов США рассекретили общий объем бюджетов своих разведывательных органов (ЦРУ, РУМО и ряда других), который составляет в настоящее время 10% военного бюджета США, т.е. примерно 30 млрд. долл. В принципе это огромные средства, с помощью которых можно добиться решения многих задач стратегического характера в Восточной Европе, в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Весьма показательно в этой связи, что администрация Буша планирует довольно значительно увеличить расходы на иновещание, увеличив совокупный бюджет соответствующих федеральных органов с 406 млн. долл. в 2000 фин. г. до 470 млн. в 2002-м и доведя его до 502 млн. долл. в 2005-м.

В общем, ситуация в военной и внешнеполитической сфере при новой республиканской администрации начинает все больше напоминать 1950-е годы при президенте-республиканце Дуайте Эйзенхауэре, который использовал весь свой опыт боевого генерала не для активного применения военной силы США по всему миру, а для того чтобы сдерживать имперские амбиции своих военных, а в своем прощальном обращении к стране даже договорился до того, что объявил американский ВПК главной угрозой национальным интересам США.

БЮДЖЕТ И НОЖНИЦЫ

Изучение ключевых показателей представленного бюджета в целом свидетельствует о том, что администрация Буша взяла курс на сокращение роли федерального бюджета в экономике страны. Магическим числом при этом стала цифра "4%" - именно этой величиной администрация предполагает ограничить рост напрямую контролируемых конгрессом расходов, составляющих в настоящее время около 35% расходной части федерального бюджета. По планам администрации расходы по федеральному бюджету, составляющие в настоящее время 18% ВВП (показатель середины 1960-х годов), должны к 2006 фин. г. упасть до беспрецедентно низкого уровня в 16,6%, т.е. откатиться примерно к показателям середины 1950-х годов. Это обстоятельство не на шутку встревожило американских законодателей, в том числе и республиканцев, особенно в сенате США, которые за 8 лет пребывания у власти администрации Клинтона основательно преуспели в навешивании на федеральный бюджет проектов, выгодных заинтересованным группам за счет государственной казны США (строительство мостов, автострад, линий метро, общественных зданий).

Наибольшие сокращения администрация предполагает произвести в бюджетах таких министерств, как министерства сельского хозяйства, торговли, жилищного строительства и городского развития, энергетики и транспорта, а также Агентства по охране окружающей среды. Однако сокращение субсидий американским фермерам бьет по позициям умеренных республиканцев, представляющих интересы штатов Среднего Запада, а уменьшение расходов на общественный транспорт затрагивает интересы республиканцев во многих штатах Восточного побережья США. Несбалансированность экономических и политических составляющих первого бюджетного плана администрации дошла до курьеза: администрация предложила уменьшить размер федеральных социальных субсидий железной дороге штата Аляска с 52 млн. до 18 млн. долл., "забыв" о том "пустяковом" обстоятельстве, что председатель сенатского комитета по ассигнованиям, которому принадлежит решающее слово при принятии бюджетных поправок - республиканец Тед Стивенс, является сенатором от штата Аляска.

Представляя бюджет конгрессу, Буш в свойственной ему эмоциональной манере подчеркнул, что первый бюджет его администрации надежно "защищает интересы налогоплательщиков, охраняет наших детей и гарантирует нам профициты". Как саркастически заметила по этому поводу британская "Файнэншл таймс", реакция на представленный документ недвусмысленно свидетельствует о том, что "человек, который нуждается в защите больше всего, - это прежде всего сам мистер Буш, республиканский президент, который должен убедить республиканский конгресс в жизнеспособности своей системы бюджетных приоритетов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3199
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1809
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2142

Другие новости