0
1177
Газета В мире Интернет-версия

29.04.2001 00:00:00

Игорь Иванов летит в Дели

Тэги: иванов, россия, индия, визит


МИНИСТР иностранных дел России Игорь Иванов 3-6 мая совершит визит в Дели. Основной составляющей визита должна стать подготовка встречи руководителей наших стран. Дело в том, что в ходе государственного визита президента России Владимира Путина в Индию в октябре 2000 г. была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между нашими странами, которая определила параметры двусторонних отношений в XXI веке. Одно из ее положений предусматривает проведение ежегодных встреч на высшем уровне. На осень 2001 года запланирован визит в Россию премьер-министра Индии. Другой важной задачей предстоящего визита Игоря Иванова в Индию является продолжение регулярного политического диалога по всему спектру двусторонних отношений, региональных и международных проблем. В повестку дня пребывания министра иностранных дел России в Индии включено и обсуждение хода реализации российско-индийских договоренностей, достигнутых во время встречи на высшем уровне, подготовка новых элементов развития двусторонних отношений.

Отношения с Индией были и остаются важнейшим направлением внешней политики России и имеют для нас самостоятельное, непреходящее значение, как бы ни развивались отношения нашей страны с другими государствами. Индия - это великая страна, наш многолетний, исторический партнер. Поэтому сотрудничество России с Индией ни в коем случае не может рассматриваться в качестве какой-то альтернативы отношениям с кем-то еще.

Регулярный политический диалог между нашими странами включает в себя и стратегическое партнерство, и доверительные отношения, и сотрудничество в различных сферах, и близость позиций по основным международным проблемам. Мы заинтересованы в дальнейшем углублении взаимодействия с Индией как по всему комплексу двусторонних отношений, так и на международной арене, что способствовало бы поиску решения мировых проблем, формированию справедливого мироустройства.

Можно сказать, что новым этапом этого политического диалога стала Декларация о стратегическом партнерстве между нашими странами. С одной стороны, она является вполне практической базой для развития российско-индийских отношений на качественно новом уровне, а с другой - демонстрирует приверженность наших стран построению многополюсного миропорядка. В ходе визита президента России Владимира Путина в Индию в октябре 2000 года, придавшего новый импульс нашим отношениям, помимо Декларации о стратегическом партнерстве было заключено еще 17 соглашений в различных областях. К сфере регулярного политического диалога в рамках двусторонних отношений можно отнести и стабильно развивающиеся межпарламентские связи, тесные контакты министерств иностранных дел, набирающее темп сотрудничество советов безопасности двух стран. Развивается взаимодействие между российскими и индийскими правоохранительными органами.

Что касается международного аспекта нашего политического диалога, то и Россия, и Индия выступают за укрепление глобальной безопасности на основе повышения авторитета ООН, строгого соблюдения норм международного права и уважения суверенитета государств, при этом полагая необходимым более активное подключение к процессу сотрудничества в международных делах и других крупнейших азиатских государств. ООН является основой, гарантом обеспечения международного мира, стабильности и безопасности на планете, эффективным инструментом разрешения конфликтов. И история это не раз подтверждала. Россия исходит из того, что сама Организация и Совет Безопасности являются не только уникальным достоянием международного сообщества, итогом его десятилетних усилий по сохранению мира, но и действенным механизмом поддержания сегодня международной стабильности. Это сочетание опыта предыдущих поколений и функциональности, направленной на разрешение существующих в наши дни международных проблем. В то же время мы не можем не учитывать изменений, происходящих в мире, - это было бы недальновидно и ошибочно. Чтобы Организация Объединенных Наций и впредь была эффективной, она, конечно, должна адаптироваться к новым реалиям. Индия, как одна из ведущих стран мира, безусловно, в числе наиболее сильных и достойных кандидатов в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Индия одной из первых поддержала наш твердый подход к необходимости сохранения Договора по ПРО 1972 года, являющегося залогом стратегической стабильности в мире. Именно со стороны Индии мы всегда ощущали поддержку курса России, направленного на защиту конституционного порядка на Северном Кавказе.

К важным составляющим российско-индийского стратегического партнерства относится и военно-техническое сотрудничество. Успешно выполнена долгосрочная Программа военно-технического сотрудничества до 2000 года, начато осуществление новой программы на период до 2010 года. В прошлом году была учреждена Межправительственная Российско-Индийская комиссия по ВТС, работа которой начнется в ближайшее время. Изменилось и содержание этого сотрудничества. Теперь ВТС включает не только продажу оружия и военной техники, но и совместные проекты. Например, проекты налаживания производства в Индии отдельных видов вооружения по российским лицензиям. Поэтому наше сотрудничество с Индией в военно-технической области является весьма продуктивным и имеет неплохие перспективы. И сегодня с уверенностью можно сказать, что за последние годы и десятилетия Россия проявила себя как надежный партнер в этой сфере, о чем свидетельствуют оценки наших индийских коллег.

Есть еще один важный аспект. В современных условиях заметно возрастает ответственность России, Индии и Китая за создание прочной системы международной безопасности и стабильности. Представляется, что сейчас объективно имеется возможность осуществления определенной координации усилий трех государств в важнейших внешнеполитических вопросах. Ведь речь идет о трех крупнейших державах, чей голос весом и будет услышан, тем более если мы высказываемся в одном ключе.

Разумеется, речь не идет о каком-то объединении или союзе. Мы просто констатируем объективно существующую ситуацию. У России, Индии и Китая есть общие интересы, которые мы хотим обеспечивать сообща. Необходимым условием для этого должны быть открытость и прозрачность такого взаимодействия. Очевидным фактом является и переход Индии и Китая к более конструктивной линии в отношениях друг с другом. Об этом свидетельствуют и положительные итоги недавних обменов на высоком уровне между двумя странами. Думаю, что эта тенденция получит свое дальнейшее развитие. Вообще эта проблема является очень важной. Она вызывает большой интерес и в научной среде. Уже сделаны шаги к тому, чтобы ученые-международники, эксперты государственных учреждений трех стран собрались вместе и обсудили данный вопрос, попытались совместными усилиями проанализировать объективно сложившиеся предпосылки и условия взаимодействия наших стран.

Парадоксально, но российско-индийским отношениям не присущи какие-либо политические колебания, они прочны и стабильны, проверены временем. Скорее нам приходится говорить не о наличии или отсутствии каких-то проблем, а о постановке определенных целей и задач, которые в перспективе предстоит решить. И одна из главных целей - это активизация экономического и торгового сотрудничества, которое сегодня не соответствует реальному потенциалу, возможностям сотрудничества и в последние годы составляет порядка 1,5-1,7 млрд. долларов. Но явно неоправданно было бы ориентироваться лишь на рост объемов торгового оборота. Нам необходимо совершенствовать и расширять товарную структуру взаимной торговли, вести дело к осуществлению совместных технологий. Пока - и это уже не раз отмечалось как с российской, так и с индийской стороны - доля высокотехнологичной продукции в нашем товарообороте остается, к сожалению, крайне незначительной, мало идет инвестиций. Требующей решения представляется и задача более рационального использования остатка индийского долга, в том числе и в сфере инвестиций в наиболее приоритетные проекты экономического сотрудничества.

Словом, мы не должны упустить имеющиеся сейчас у наших стран возможности для развития экономических отношений на долговременную перспективу. Думаю, что такую же позицию разделяет и индийская сторона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2185
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4931
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3116

Другие новости